32. Предприятие имеет на балансе жилищный фонд. Расходы на его содержание за 1998 г. составили 272 тыс. руб. Указанные расходы (в том числе и расходы на отопление жилфонда) относятся за счет собственных средств. Кроме того, предприятие уплачивает налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. За 1998 г. сумма налога составила 246 тыс. руб. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на сумму расходов по содержанию жилфонда в соответствии с нормативом, установленным районной администрацией. Начиная с 1 апреля 1997 г. при расчете норматива администрация не учитывает расходы предприятия на отопление жилфонда. Насколько правомерны действия администрации?
В соответствии с подп. "ч" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы относится к числу местных налогов и сборов.
Указанным нормативным документом предусмотрено, что конкретные ставки данного налога и порядок его взимания устанавливаются местными органами власти. При исчислении суммы этого налога исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными органами власти, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий (организаций) или финансируемых ими в порядке долевого участия.
При этом хотя в подп. "ч" п. 1 ст. 21 указанного Закона и не приведен конкретный перечень расходов предприятий, которые могут исключаться из суммы налога на содержание жилищного фонда, однако, здесь имеются в виду только те расходы, которые производятся за счет собственных средств предприятия, т.е. те расходы, которые в соответствии с действующим законодательством компенсируются за счет других источников (квартплаты, платы за коммунальные услуги) и не подлежат исключению из суммы налога на содержание жилищного фонда.
На основании п. 11 письма Минфина РФ от 29.10.93 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" (далее - письмо Минфина РФ) с квартиросъемщиков и арендаторов нежилых помещений взимается плата за следующие виды коммунальных услуг: отопление, водоснабжение и канализация, газ, электроэнергию и пр. При этом расходы на оказание коммунальных услуг, в том числе и расходы на отопление, отражаются в учете предприятий, имеющих на балансе жилищный фонд, по дебету счета 96 "Целевые финансирование и поступления". Одновременно по кредиту счета 96 отражаются начисленные суммы сборов за оказанные коммунальные услуги, подлежащие уплате квартиросъемщиками и арендаторами. Указанные суммы носят целевой характер и направляются исключительно на покрытие расходов по каждому виду коммунальных услуг. Суммы превышения сборов за коммунальные услуги над расходами (переборы), а также суммы превышения расходов над сборами (недоборы) со счета 96 не списываются, а засчитываются или добираются в последующие отчетные периоды (см. п. 10 письма Минфина РФ).
Таким образом, расходы предприятия на отопление жилищного фонда, перечисленные в п. 11 письма Минфина РФ, должны покрываться не за счет собственных средств, а за счет платежей квартиросъемщиков или арендаторов нежилых помещений за оказанные им услуги по отоплению. Поэтому указанные расходы не являются расходами предприятия на содержание жилищного фонда и не подлежат исключению из суммы налога на содержание жилищного фонда. Таким образом, районная администрация при установлении норматива расходов на содержание жилищного фонда совершенно правомерно не учитывает расходы на отопление жилищного фонда.
Т. Крутякова
Выпуск 2, январь 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".