• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Декларирование доходов за 1998 год (Выпуск 2, январь 1999 г.)

Декларирование доходов за 1998 год


1. Порядок подачи налоговой декларации и уплаты подоходного налога


1 апреля 1999 г. истекает срок подачи физическими лицами налоговых деклараций за 1998 г.

В соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 1998-1), представлять декларацию за 1998 г. обязаны физические лица, которые имели доходы, полученные от предпринимательской деятельности и иные доходы, не связанные с выполнением трудовых обязанностей. Лица, работающие в нескольких местах, декларируют свои доходы только в том случае, если их совокупный облагаемый доход за 1998 г. превысил сумму 20 001 руб. (Федеральный закон от 9 февраля 1999 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц").

Бланки деклараций представляются налогоплательщикам бесплатно. Однако перед их заполнением гражданам рекомендуется составить декларацию в черновом варианте на обычном листе бумаги, так как никакие исправления в декларации не допускаются и заполнять ее следует очень аккуратно.

Необходимо напомнить налогоплательщикам, что ознакомиться с Законом N 1998-1, а также с инструкцией Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Инструкция N 35), можно в консультационном пункте, действующем в каждой налоговой инспекции. Кроме того, работники консультационных пунктов бесплатно консультируют граждан по заполнению декларации.

Подоходный налог с облагаемого совокупного дохода, полученного в 1998 г., взимается в следующих размерах:


   /--------------------------------------------------------------------\
   |    Размер облагаемого совокупного     |    Сумма налога            |
   |  дохода, полученного в календарном    |                            |
   |                  году                 |                            |
   |---------------------------------------+----------------------------|
   | До 20 000 руб.                        | 12%                        |
   |---------------------------------------+----------------------------|
   | От 20 001 до 40 000 руб.              | 2 400 руб. + 15% с суммы,  |
   |                                       | превышающей 20 000 руб.    |
   |---------------------------------------+----------------------------|
   | От 40 001 до 60 000 руб.              | 5 400 руб. + 20% с суммы,  |
   |                                       | превышающей 40 000 руб.    |
   |---------------------------------------+----------------------------|
   | От 60 001 до 80 000 руб.              | 9 400 руб. + 25% с суммы,  |
   |                                       | превышающей 60 000 руб.    |
   |---------------------------------------+----------------------------|
   | От 80 001 до 100 000 руб.             | 14 400 руб. + 30% с суммы, |
   |                                       | превышающей 80 000 руб.    |
   |---------------------------------------+----------------------------|
   | От 100 001 руб. и выше                | 20 400 руб. + 35% с суммы, |
   |                                       | превышающей 100 000 руб.   |
   \--------------------------------------------------------------------/

Государственной Думой в декабре 1998 г. в первом чтении были приняты очередные изменения к Закону N 1998-1, касающиеся ставок подоходного налога. Минимальный облагаемый размер совокупного годового дохода предполагалось увеличить до 60 000 руб., одновременно с этим снизив ставку подоходного налога до 9% для доходов, получаемых физическими лицами за выполнение ими трудовых обязанностей по основному месту работы. Для доходов, получаемых не по основному месту работы, минимальную ставку налога предлагалось сохранить в прежнем размере, т.е. 12%. В настоящее время данная поправка находится в стадии обсуждения.

Исчерпывающий перечень доходов, не облагаемых подоходным налогом, а также вычетов из совокупного облагаемого дохода, на которые может быть уменьшен совокупный доход физического лица, содержится в ст. 3 Закона N 1998-1 и п. 8 Инструкции N 35. При этом следует напомнить налогоплательщикам, что в случае получения доходов от нескольких предприятий, учреждений, организаций и иных работодателей вычеты производятся только в одном из мест получения дохода по выбору физического лица. При использовании налогоплательщиком вычетов в двух и более местах суммы вычетов, исключаемые более чем на одном предприятии, налоговыми органами будут рассматриваться как доходы, сокрытые от налогообложения.

С 4 января 1998 г. у физических лиц, доход которых в течение года не превысил 5000 руб., вычет составляет двукратный размер установленного законом минимального размера оплаты труда. При совокупном доходе 20 000 руб. вычет составит один установленный законом минимальный размер оплаты труда начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом, превысил 5000 руб. При превышении суммы дохода, исчисленного нарастающим итогом с начала года, 20 000 руб., указанные вычеты не производятся.

Аналогичные изменения касаются и обязательных вычетов на содержание детей и иждивенцев.

Следует обратить внимание налогоплательщиков на то, что исчисление подоходного налога производится не самим налогоплательщиком, а налоговым органом на основании представленной налогоплательщиком декларации и документов к ней (ст. 13 Закона N 1998-1).

В декларацию требуется вносить сведения не только о доходах, которые подлежат декларированию, но и о доходах, полученных по месту основной работы. Сведения о доходах, вносимые физическим лицом в декларацию, должны основываться на справках, выданных им источником выплат этих доходов, и учетных данных самого физического лица.

Декларацию о доходах за 1998 г. физические лица могут заполнять либо по форме N 1 либо по форме N 2 (см. табл. 1).

Форму N 1 декларации о доходах могут заполнять все категории физических лиц, обязанных декларировать свои доходы.

Форму N 2 декларации о доходах заполняют физические лица, которые работают в нескольких местах только на территории России при наличии справок от работодателей обо всех полученных ими доходах по требуемой форме. Такую декларацию должны заполнить также лица, уволившиеся в 1997 г., но получившие выплаты по прежнему месту работы в 1998 г. Необходимо отметить, что лица, имеющие одно основное место работы, хотя бы и менявшие его в течение календарного года, и не имеющие других источников дохода, декларацию о доходах не заполняют.

Форма N 2 декларации о доходах состоит из одного листа, на лицевой стороне которого указываются персональные данные физического лица, суммы доходов, полученных им, и производится перерасчет подоходного налога по итогам отчетного года. На оборотной стороне листа производится расчет скидок, расходов и вычетов, на которые физическое лицо имеет право в соответствии с действующим законодательством. Здесь же указывается, каким образом предоставляется декларация (лично, через доверенное лицо или по почте), количество листов документов, приложенных к декларации, дата представления и ставится подпись.

При заполнении разделов декларации как в форме N 1, так и в форме N 2 следует руководствоваться требованиями по заполнению формы N 1 декларации, а также указаниями, содержащимися непосредственно в разделах декларации формы N 2. Форма N 1 в основном соответствует декларации, заполняемой в 1997 и 1998 гг., хотя и имеет некоторые изменения, связанные с налогообложением материальной выгоды.

Еще раз напомним, что последний срок подачи деклараций за 1998 г. - 1 апреля 1999 г. Однако для подачи декларации налогоплательщику не обязательно лично являться в налоговую инспекцию. Заполненный бланк декларации может быть отправлен и по почте заказным письмом.

После декларирования в установленном порядке своих доходов и расходов физическому лицу предоставлено право уточнить заявленные в декларации сведения в течение месяца после подачи декларации путем представления взамен поданной новой декларации либо по согласованию с налоговыми органами заявления о внесении изменений в ранее представленную декларацию.

Налоговые органы обязаны выполнить перерасчет по фактически полученному совокупному доходу за истекший год не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

Разница между исчисленной суммой налога и удержанной (уплаченной) подлежит уплате физическими лицами или возврату налоговыми органами не позднее 15 июля того года, когда подается декларация.

Уплата налога производится в следующие сроки: к 15 июля, к 15 августа и к 15 ноября. Для этого налоговый орган, исчисливший подоходный налог, вручает налогоплательщику платежное извещение не позднее чем за 15 дней до наступления очередного срока уплаты. Если платежное извещение не может быть вручено за 15 дней до наступления первого срока уплаты, налог уплачивается в оставшиеся сроки уплаты равными долями.

В случае привлечения плательщиков к уплате налога за предшествующие годы уплата налога производится равными долями в два срока: через месяц после вручения платежного извещения и через месяц после установленного срока уплаты.


2. Ответственность за нарушение порядка декларирования доходов и уплаты налога


Действующим законодательством предусмотрены различные виды ответственности за нарушение порядка представления деклараций о доходах.

С физических лиц, подоходный налог которым начисляется налоговыми органами, при несвоевременной уплате ими налога взыскивается пеня в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ России за каждый день просрочки начиная с установленного срока уплаты по день уплаты налога включительно.

Неисполнение налогоплательщиком обязанности по декларированию доходов влечет применение к нарушителю мер финансовой ответственности в виде штрафа в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога (ст. 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" (далее - Закон N 943-1), ст. 13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1).

В соответствии с п. 12 Закона N 943-1, размер административного штрафа за непредставление или неправильное представление декларации составляет от 2 до 5 МРОТ. При повторном нарушении в течение 12 месяцев со дня наложения первого взыскания размер штрафа увеличивается и составляет уже от 5 до 10 МРОТ. При этом следует обратить внимание, что конкретный размер штрафа определяется руководителем территориальной налоговой инспекции.

Взыскание названных сумм штрафов производится с физических лиц в судебном порядке (п. 1 ст. 13 Закона N 943-1, п. 9 ст. 7 Закона N 943-1). В связи с введением с 1 января 1999 г. в действие части первой Налогового кодекса РФ необходимо обратить внимание на то, что главой 16 Кодекса предусмотрена иная, более суровая, ответственность за нарушение порядка предоставления налоговой декларации.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, за непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета взыскивается штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 25% от указанной суммы.

Статья 120 Налогового кодекса предусматривает ответственность за нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, в виде штрафа в размере 3000 рублей. Данный вид ответственности может быть применен, например, к налогоплательщику, который представил в срок декларацию о доходах, но не внес своевременно в нее изменения, если их необходимо было внести.

Нарушение налогоплательщиком правил составления налоговой декларации, выразившееся в неотражении или неполном отражении, а также ошибках, приводящих к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, в соответствии со ст. 121 Налогового кодекса РФ влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

При этом следует обратить внимание на то, что меры ответственности к налогоплательщику за нарушение порядка подачи деклараций за 1998 г. должны применяться с учетом положения п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ. В соответствии с данной нормой акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, а также устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Поэтому при выявлении случаев нарушения порядка подачи деклараций о доходах за 1998 г. должны применяться менее суровые санкции из предусмотренных ранее действующими законодательными актами (Законом N 943-1, Законом N 2118-1) или Налоговым кодексом РФ.


* * *


Необходимо отметить, что санкции за непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах предусмотрены не только налоговым законодательством.

Так, статьей 156.1 КоАП РСФСР за уклонение от подачи декларации о доходах, либо несвоевременную подачу декларации или включение в нее заведомо искаженных данных предусмотрен штраф в размере от 0,5 до одного МРОТ.

Наложение административного штрафа оформляется постановлением соответствующего органа, которое вручается гражданину для добровольного исполнения. Причем, если к гражданину применяются санкции на основании ст. 7 Закона N 943-1, постановление выносится руководителем ГНИ или его заместителем, а в случае наступления ответственности, предусмотренной ст. 156.1 КоАП РСФСР - административной комиссией, создаваемой при органе исполнительной власти.

Непредставление декларации о доходах, повлекшее неуплату налога в крупном или особо крупном размере, образует состав уголовного преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, и наказывается штрафом в размере от 200 от 700 МРОТ, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 198 УК РФ).

То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом от 500 до 1000 МРОТ, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до года, либо лишением свободы на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 198 УК РФ).

Физическое лицо привлекается к уголовной ответственности, если сумма неуплаченного налога превысила 200 МРОТ (16 698 рублей).

Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно впервые совершило подобное преступление и способствовало его раскрытию, а также полностью возместило причиненный ущерб (ч. 2 ст. 198 УК РФ).


О. Степанова

Выпуск 2, январь 1999 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение