24. Организация работает по упрощенной системе налогообложения. В декабре 1998 г. при проверке по единому налогу ей не зачли в расходы бумагу для ксерокса, принтера, факса и чековую ленту для ККМ. Организация же считает, что эти расходы, согласно Федеральному закону от 29.12.95 N 222-ФЗ, относятся к статье "Эксплуатационные расходы", которые расшифровываются в приложении 2 к Приказу Минфина РФ N 18 как расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест.
Кто прав в этой ситуации?
Прежде всего следует сказать, что о зачете каких-либо расходов при применении упрощенной системы налогообложения можно говорить только в том случае, если объектом налогообложения организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал) (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).
В соответствии c п. 2 ст. 3 Закона N 222-ФЗ совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, эксплуатационных и других расходов, перечисленных в этом пункте.
Расходы, не предусмотренные в указанном пункте, не должны приниматься при расчете облагаемой базы.
Согласно п. 3 Порядка отражения в книге учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (приложение 2 к Приказу Минфина РФ от 22.02.96 N 18; далее - Порядок), под эксплуатационными расходами понимаются расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности.
Ни Закон N 222-ФЗ, ни Порядок детально не раскрывают понятие "расходы на содержание и эксплуатацию". Исходя из экономического смысла расходы на содержание оборудования и других рабочих мест представляют собой затраты, связанные с содержанием средств труда, без которых они не могут быть приведены в рабочее состояние (например, энергоресурсы, газ, вода и пр.). Под расходами на эксплуатацию понимаются затраты, возникающие в процессе непосредственной работы средств труда, без которых их функционирование становится невозможным.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, расходы на приобретение бумаги для ксерокса, принтера, факса и чековой ленты для ККМ должны включаться в состав эксплуатационных расходов предприятия и учитываться при исчислении единого налога.
М. Бойкова
Выпуск 3, февраль 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".