Вопрос: Общественная некоммерческая организация получает целевые взносы (в порядке целевого финансирования) от коммерческих предприятий - своих членов. Налоговые инспекторы настаивают на уплате НДС по средствам, поступившим на целевое финансирование некоммерческой организации, при том что данные услуги бесплатно оказывались в рамках выполнения соглашений о целевом финансировании. Правомерны ли выводы налоговых инспекторов?


Общественная некоммерческая организация получает целевые взносы (в порядке целевого финансирования) от коммерческих предприятий - своих членов. В ходе документальной проверки возник спор с сотрудниками налоговой инспекции об обложении этих финансовых поступлений некоммерческой организации НДС.

В частности, налоговые инспекторы настаивают на уплате НДС по средствам, поступившим на целевое финансирование некоммерческой организации. Аргументируют они это тем, что некоммерческая организация имела в проверяемом периоде, в котором получены целевые взносы, обороты по оказанию услуг коммерческим предприятиям, осуществляющим целевое финансирование организации, при том что данные услуги бесплатно оказывались в рамках выполнения соглашений о целевом финансировании. Правомерны ли выводы налоговых инспекторов?


Как следует из текста вопроса, при расчете налога на добавленную стоимость некоммерческая организация воспользовалась льготой, установленной пп. "и" п. 10 Инструкции от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", где говорится, что денежные (спонсорские) средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих организаций, не облагаются налогом на добавленную стоимость.

При расчете НДС по операциям, связанным с целевым финансированием, следует учитывать, что получение указанной льготы по налогу связано с соблюдением некоммерческими организациями ряда обязательных условий, а именно: 1) некоммерческая организация не занимается хозяйственной (предпринимательской) деятельностью; 2) у нее отсутствуют обороты по реализации продукции (работ, услуг), кроме выбывшего имущества; 3) средства, получаемые в качестве целевых взносов, учитываются этой организацией на отдельном счете; 4) организацией в налоговую инспекцию по месту регистрации представлены отчеты о целевом использовании полученных средств.

Вероятно, некоммерческой организации соблюдены все вышеизложенные условия для получения льготы по НДС, которые установлены пп. "и" п. 10 указанной Инструкции, кроме, по мнению инспекции, условия об отсутствии оборотов по реализации услуг.

По всей видимости, спор между некоммерческой организацией и налоговой инспекцией возник из-за вопроса о том, приводит ли оказание этой организацией описанных услуг к совершению оборотов по реализации продукции (работ, услуг) согласно пп. "и" п. 10 Инструкции N 39.

Аргументами налогоплательщика в свою защиту, как видно, были указания на безвозмездность (т.е. отсутствие какой-либо оплаты) услуг и их эпизодическое оказание коммерческим предприятиям исключительно в рамках соглашений о целевом финансирование.

1. Как установлено п. 1 действующей ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации, реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в т.ч. обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, - и на безвозмездной основе.

До вступления в силу Налогового кодекса так называемая безвозмездная передача имущества или так называемая безвозмездная реализация работ (услуг) приравнивались для передающей стороны в ряде случаев (в т.ч. при исчислении НДС) к возмездной реализации. С вступлением в силу Налогового кодекса к реализации услуг относится оказание услуг в коммерческом обороте на безвозмездной основе только в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством (после введения в действия части II кодекса непосредственно Налоговым кодексом).

2. Согласно пп. "в" п. 8 Раздела III "Объекты налогообложения" Инструкции N 39, к объектам обложения налогом на добавленную стоимость относятся, помимо оборотов по реализации товаров, выполненных работ или оказанных услуг, в т.ч. и обороты организаций (предприятий) по передаче безвозмездно другим организациям (предприятиям) услуг.

В соответствии с п. 9 Раздела IV "Определение облагаемого оборота" Инструкции N 39, при безвозмездной передаче услуг облагаемый оборот определяется исходя из средней цены реализации (без учета НДС) таких или аналогичных услуг, рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, а в случае отсутствия реализации таких или аналогичных услуг за месяц исходя из цены (без учета НДС) последней реализации услуг, но не ниже фактической себестоимости.

Согласно абзацу 3 п. 31 Инструкции N 39, при безвозмездной передаче услуг днем совершения оборота является день передачи этих услуг.

Дополнительно следует указать, что согласно п. 9 Раздела IV "Определение облагаемого оборота" Инструкции N 39 при безвозмездной передаче (оказании) услуг, плательщиком налога на добавленную стоимость является сторона, их передающая.

Как видно, Инструкция N 39, как и Закон от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (ст. 1, пункты "а" и "в") разделяет категории облагаемых НДС оборотов по реализации (услуг) и по их (безвозмездной) передаче.

Соответственно, пп. "и" п. 10 Инструкции N 39 однозначно указано в качестве одного из условий для получения льготы требование об отсутствии "оборотов по реализации услуг", но не оборотов по передаче этих услуг.

3. Таким образом, безвозмездная передача услуг, отличная от реализации услуг на возмездной основе, прямо не оговорена пп. "и" п. 10 Инструкции N 39, что, согласно п. 1 ст. 39 Налогового кодекса и изложенным аргументам, позволяет судить о соблюдении некоммерческой организацией установленного Инструкцией N 39 условия об отсутствии оборотов по реализации продукции (работ, услуг) для получения льготы по НДС.

В связи с вышеизложенным, выводы налоговой инспекции о необходимости уплаты некоммерческой организацией НДС по средствам, поступившим на целевое финансирование этой организации, в связи с наличием оборотов по реализации продукции (работ, услуг), а именно безвозмездной реализации услуг коммерческим предприятиям, неправомерны.

Аргумент о том, что услуги оказывались в рамках соглашений о целевом финансировании, в данном конкретном случае не имеет существенного значения.


Советник налоговой службы I ранга

В.В.Пирожков


11 мая 1999 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.