• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Жилищные субсидии: предоставление и расчет (Выпуск 5, март 1999 г.)

Жилищные субсидии: предоставление и расчет


Реформа жилищно-коммунального хозяйства, проводимая в нашей стране в соответствии с Законом РФ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", предусматривает поэтапное повышение жилищных платежей до уровня, обеспечивающего полное возмещение расходов на эксплуатацию жилого фонда. Уже на сегодняшний день размер оплаты жилищно-коммунальных услуг достиг существенных для многих семей размеров. Такое положение требует оказания социальной поддержки наименее обеспеченным категориям граждан.

Следует отметить, что одним из важнейших условий жилищно-коммунальной реформы как раз и является одновременное с повышением платы за жилье применение мер социальной защиты граждан. С этой целью в соответствии с вышеназванным Законом гражданам предоставляются субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Ранее порядок предоставления субсидий определялся постановлением Правительства РФ от 22.09.93 N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" (далее - Постановление N 935).

Однако меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране, повышение социальной направленности жилищно-коммунальной реформы потребовали соответствующих изменений, в связи с чем постановлением Правительства РФ от 18.06.96 N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Постановление N 707) было утверждено новое Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - Положение).

В соответствии с вышеназванным документом величина компенсации складывается под влиянием таких показателей, как совокупный семейный доход, социальная норма площади жилья, нормативы потребления коммунальных услуг, прожиточный минимум, а также размер предельно допустимых расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг и минимальный размер оплаты труда.

Порядок расчета совокупного семейного дохода определяется государственными органами субъектов РФ или органами местного самоуправления (например, постановлением Правительства Москвы от 21.06.94 N 500 был утвержден Порядок исчисления среднего совокупного дохода семьи при рассмотрении вопроса о выплате жилищных субсидий). Следует отметить, что в таких документах должна быть регламентирована проверка сведений о доходах граждан и принимаемые к последним меры, если эти сведения неверны, так как федеральными нормативными актами это не определено.

Социальная норма площади жилья устанавливается органами местного самоуправления либо субъектами РФ с учетом положения с обеспечением жильем в данной местности.

Например, Закон Московской области от 29.06.94 N 7/94-03 "О социальной норме площади жилья в Московской области" определяет социальную норму площади жилья в размере 33 кв. м общей площади на одного человека и от 13 до 17 кв. м на каждого последующего члена семьи.

Конкретные величины определяются органами местного самоуправления.

С 1 января 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.10.97 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", который определил новые для действующего законодательства понятия: потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Согласно названному Федеральному закону N 134-ФЗ, прожиточный минимум должен являться основанием устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, в том числе и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Величина прожиточного минимума в целом по стране будет определяться ежеквартально и устанавливаться Правительством РФ, в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов РФ.

В связи с тем что Федеральный закон о потребительской корзине находится в стадии разработки, в настоящее время величина прожиточного минимума нормативными актами не определена.

В соответствии с Постановлением N 707 нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг устанавливаются органами местного самоуправления.

На основании п. 5 Положения предельно допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг регламентируется органами государственной власти субъектов РФ по представлению органов местного самоуправления. Величина этого показателя к 2003 г. не должна превышать 20 процентов совокупного дохода семьи.

С 1 января 1997 г. Федеральным законом от 09.11.97 N 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" минимальный размер оплаты труда определен в сумме 83 руб. 49 коп. (с учетом деноминации).


Порядок предоставления жилищных субсидий


В соответствии с п. 6 Положения компенсации (субсидии) предоставляются гражданам - нанимателям жилых помещений в домах государственного и муниципального фонда.

Для предоставления субсидий членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, а также собственникам жилых помещений необходимо соответствующее решение органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления.

Следует отметить, что документы, определяющие порядок выплаты гражданам компенсаций, обязательно должны учитывать случаи, когда граждане имеют более одного жилья (независимо от местонахождения дополнительного жилья).

Важно, что в соответствии с п. 6 Положения граждане, сдающие жилые помещения в поднаем, лишаются права на получение компенсации.

Как правило, на момент обращения за жилищной субсидией задолженность по платежам за жилищные и коммунальные услуги должна быть ликвидирована.

Форма предоставления субсидии - безналичная в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.

Субсидии рассчитываются и предоставляются населению соответствующими службами, которые создаются органами власти на местах в соответствии с Постановлением N 707. В функции таких служб входят как само предоставление субсидий, так и контроль за их целевым использованием. На практике выявились такие организационные формы служб субсидий, как отделы при администрациях, в составе органов жилищно-коммунального хозяйства, в основном служб заказчика, либо при органах социальной защиты.

Для получения субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг нужно представить в службу сведения о доходах семьи и размерах занимаемой жилой площади, а также информацию о льготах, которыми может пользоваться конкретный член семьи.

Перечень необходимых документов имеется в каждой службе субсидий по месту жительства. В него, как правило, входят справки о размере общей площади, о составе и совокупном доходе семьи, данные о своевременной оплате гражданами занимаемой площади ранее и др. Следует иметь в виду, что справки, выдаваемые соответствующими учреждениями населению для получения субсидий, должны быть бесплатными.

В числе документов, необходимых для получения субсидий, могут быть и договоры. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 апреля 1996 г. N 276 "О внесении изменений в Положение о предоставлении гражданам жилищных субсидий" граждане для получения субсидий обязаны заключать с Городским центром жилищных субсидий Соглашения об участии в Московской городской программе жилищных субсидий по требуемой форме.

Соглашение об участии в Московской городской программе жилищных субсидий подписывается всеми совершеннолетними членами семьи, которые несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из Соглашения об участии.

Если Соглашение не подписывается кем-либо из совершеннолетних членов семьи, субсидия не назначается.

Соглашение имеет силу в течение года, если при полугодовой переаттестации гражданин (семья) не утрачивает право на субсидию, и может быть продлено, если семья не утрачивает право на получение жилищных субсидий.

Необходимо обратить внимание, что если трудоспособный гражданин без объективных причин не состоит на учете в службе занятости, субсидия ему не предоставляется. Не начисляется она и такой семье, в которой хотя бы один из совершеннолетних членов не может предъявить документы или декларацию о своих доходах.

В виде исключения для семей с неработающими трудоспособными членами, трудоустройство которых на момент обращения за субсидией невозможно по уважительным причинам, в состав совокупного семейного дохода включается сумма установленной законодательством РФ минимальной оплаты труда по числу неработающих членов семьи. Такое решение полномочны принимать органы местного самоуправления.

Срок выплаты субсидий определяется органами местного самоуправления. Как правило, он составляет один год.

Через год службой жилищных субсидий проводится переаттестация семей - получателей субсидий, которая может не отличаться от процедуры первоначального оформления права на субсидию.

Через шесть месяцев после назначения субсидии может быть проведено уточнение сведений о доходах семьи, ее составе, размерах занимаемой площади, расходах на оплату жилья и коммунальных услуг.

В качестве оснований прекращения выплаты субсидий на примере Постановления Правительства Москвы N 276 можно назвать следующие причины:

1. Семья добровольно выходит из программы жилищных субсидий с письменным уведомлением Городского центра жилищных субсидий о своем решении.

2. В результате изменения места жительства, состава, дохода семьи, размеров платежей участие в программе жилищных субсидий невозможно.

3. По результатам проверки, проведенной Центром жилищных субсидий, информация, представленная участником (участниками) программы, признана недостоверной.

4. В случае если семья в месячный срок не выполнила своих обязательств по Соглашению после процедуры приостановления выплаты субсидии (например, не оплачиваются жилье и коммунальные услуги, не представлены сведения для промежуточной проверки их достоверности).

Таким образом, за получением жилищных субсидий гражданам следует обращаться в соответствующие подразделения органов местного самоуправления, где они могут получить консультации по вопросам предоставления субсидий, а также ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения субсидий. Там же имеется информация о том, какой минимальный совокупный доход в настоящее время должна иметь семья для получения жилищных субсидий и каким образом такой совокупный доход подсчитывается.

Следует напомнить, что используемый ныне порядок определения величины жилищных субсидий действует до установления размера прожиточного минимума в определенном федеральным законом порядке.


Расчет жилищных субсидий


В целях реализации Постановления N 707 и для создания методической базы по расчету субсидий и учету действующих льгот по оплате жилья и коммунальных услуг Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике приказом от 28.10.97 N 17-92 были утверждены Методические рекомендации по расчету субсидий и учету действующих льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Названным документом, как и Постановлением N 707, установлено, что компенсации предоставляются гражданам в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Однако при этом требуется соблюдение условия о том, что расходы граждан, чей совокупный доход семьи на одного человека не превышает установленный прожиточный минимум, на оплату жилья и коммунальных услуг не должны превышать половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на одного человека.

В этом случае величина компенсации определяется как максимальное значение компенсаций, рассчитанных по двум основаниям.

Величина компенсации по первому основанию определяется как разница между принятыми на данный период размерами оплаты жилья и коммунальных услуг исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, и предельно допустимыми расходами граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, определяемых следующим образом:

S1 = ПH - V х t,

где S1 - размер компенсации (субсидии) по первому основанию;

ПH - платежи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг;

V - совокупный доход семьи;

t - максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, установленная на соответствующий период.

Величина компенсации по второму основанию определяется как разница между принятыми на данный период размерами оплаты жилья и коммунальных услуг исходя из социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг в соответствии с нормативами их потребления и половиной установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда:

S2 = ПН - 0,5 х МЗ х n,

где S2 - размер компенсации (субсидии) по второму основанию;

ПН - платежи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг;

MЗ - установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;

n - количество проживающих.

Для граждан, чей совокупный доход семьи на одного человека превышает прожиточный минимум, величина компенсации определяется по первому основанию.

Плата за жилье и коммунальные услуги, осуществляемая за счет средств семьи (ПС), определяется следующим образом:

ПС = П - S,

где П - фактически начисляемая плата за жилье и коммунальные услуги (с учетом прав на льготы);

S - размер компенсации (субсидии) по одному из оснований.

Однако в настоящее время, в связи с тем, что величина прожиточного минимума законодательством не определена, размер жилищных субсидий определяется в соответствии с действовавшим ранее порядком. Другими словами, при исчислении размера субсидии соответствующие органы на местах руководствуются нормативными актами, принятыми во исполнение Постановления N 935.

Например, таким документом в Московской области является постановление главы Администрации Московской области от 1 июля 1994 г. N 152 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" (далее - Постановление N 152). Согласно названному документу, величина субсидии представляет собой разницу между размером платы за жилье в пределах социальной нормы жилья и коммунальные услуги в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг, принятыми на данный период, и предельно допустимыми расходами граждан на оплату коммунальных услуг исходя из совокупного дохода семьи. То есть размер субсидии определяется только по первому основанию Методических рекомендаций.

Граждане признаются нуждающимися в получении субсидий, если расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах установленных норм с учетом действующих льгот превышают установленную на данный период долю предельно допустимых собственных расходов граждан на эти цели в составе совокупного дохода семьи:

ПН > V x t.

По данному условию определяется минимальный совокупный доход семьи, дающий право на получение субсидии:

V = ПН : t,

где ПН - платежи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг:

t - максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, установленная на соответствующий период.


Пример.

Исходные данные. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, установленная на рассматриваемый период, составляет 18%. Общая площадь занимаемой квартиры - 60 кв. м. Норматив потребления электроэнергии - 30 квт.ч на человека в месяц.

Вариант 1

Совокупный доход семьи, состоящей из 3 человек, равен 700 руб. Семья не имеет льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Ставка оплаты жилья - 0,45 руб. за 1 кв. м общей площади в месяц. Ставка оплаты услуг отопления - 1,25 руб. за 1 кв. м. Ставка оплаты услуг водопровода, канализации, горячего водоснабжения, газопотребления (суммарно) - 24 руб. с одного человека в месяц. Тариф на электроэнергию - 0,24 руб. за 1 квт.ч. Фактическое потребление электроэнергии семьей за месяц составило 150 квт.ч. Социальная норма площади жилья - 54 кв. м общей площади (из расчета 18 кв. м на одного человека).

Плата за жилье и коммунальные услуги, начисляемая гражданину (П):

Оплата жилья 0,45 x 60 = 27 руб.

Оплата отопления 1,25 x 60 = 75 руб.

Оплата других коммунальных услуг

24 x 3 = 72 руб.

Оплата электроэнергии 0,24 x 150 = 36 руб.

П = 210 руб.

Платежи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг с учетом действующих льгот (ПН):

Оплата жилья 0,45 x 54 = 24,3 руб.

Оплата отопления 1,25 x 54 = 67,5 руб.

Оплата других коммунальных услуг

24 x 3 = 72 руб.

Оплата электроэнергии 0,24 x 30 x 3 = 21,6 руб.

ПН = 185,4 руб.

Минимальный доход семьи из трех человек, позволяющий получать субсидии, составит:

V = ПН : t = 185,4 : 0,18 = 1030 руб.

При совокупном доходе семьи, равном 700 руб., компенсация (субсидия) составит:

S = ПН - V x t = 185,4 - 700 x 0,18 = 59,4 руб.

Плата за жилье и коммунальные услуги, осуществляемая за счет средств семьи (ПС):

ПС = П - S = 210 - 59,4 = 150,6 руб.

Вариант 2

Семья имеет льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги (50% оплаты социальной нормы площади жилья и норматива потребления коммунальных услуг).

Остальные условия аналогичны приведенным в варианте 1.

Плата за жилье и коммунальные услуги, начисляемая гражданину с учетом действующих льгот (П1):

П1 = П - 0,5 x ПН = 210 - 0,5 x 210 = 105 руб.

Платежи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг с учетом действующих льгот (ПН):

ПН - 185,4 руб.

Компенсация (субсидия) составит:

S = ПН - V x t = 185,4 - 700 x 0,18 = 59,4 руб.

Плата за жилье и коммунальные услуги, осуществляемая за счет средств семьи (ПС):

ПС = П - S = 105 - 59,4 = 45,6 руб.

Вариант 3

Совокупный доход семьи, состоящей из пяти человек, равен 1100 руб. Семья не имеет льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Ставка оплаты жилья - 0,45 руб. за 1 кв. м общей площади в месяц. Ставка оплаты услуг отопления - 1,25 руб. за 1 кв. м. Ставка оплаты услуг водопровода, канализации, горячего водоснабжения, газопотребления (суммарно) - 24 руб. с одного человека в месяц. Тариф на электроэнергию - 0,24 руб. за 1 квт.ч. Фактическое потребление электроэнергии семьей за месяц составило 150 квт.ч. Социальная норма площади жилья - 90 кв. м общей площади (из расчета 18 кв. м на одного человека).

Плата за жилье и коммунальные услуги, начисляемая гражданину (П):

Оплата жилья 0,45 x 60 = 27 руб.

Оплата отопления 1,25 x 60 = 75 руб.

Оплата других коммунальных услуг

24 x 5 = 120 руб.

Оплата электроэнергии 0,24 x 150 = 36 руб.

П = 258 руб.

Платежи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг с учетом действующих льгот (ПН):

Оплата жилья 0,45 x 90 = 40,5 руб.

Оплата отопления 1,25 x 90 = 112,5 руб.

Оплата других коммунальных услуг

24 x 5 = 120 руб.

Оплата электроэнергии 0,24 x 30 x 5 = 36 руб.

ПН = 309 руб.

Минимальный доход семьи из пяти человек, позволяющий получать субсидии, составит:

V = ПН : t = 309 : 0,18 = 1716,67 руб.

При совокупном доходе семьи, равном 1100 руб., компенсация (субсидия) составит:

S = ПН - V x t = 309 - 1100 x 0,18 = 111 руб.

Плата за жилье и коммунальные услуги, осуществляемая за счет средств семьи (ПС):

ПС = П - S = 258 - 111 = 147 руб.

Вариант 4

Семья имеет льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги (50% оплаты социальной нормы площади жилья и норматива потребления коммунальных услуг). Совокупный доход семьи составляет 600 руб.

Остальные условия аналогичны приведенным в варианте 3.

Плата за жилье и коммунальные услуги, начисляемая гражданину с учетом действующих льгот (П1):

П1 = П - 0,5 x ПН = 258 - 0,5 x 258 = 129 руб.

Платежи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг с учетом действующих льгот (ПН):

ПН - 309 руб.

Компенсация (субсидия) составит:

S = ПН - V x t = 309 - 600 x 0,18 = 201 руб.

Плата за жилье и коммунальные услуги, осуществляемая за счет средств семьи (ПС):

ПС = П - S = 129 - 201 = -72 руб.

Как видно из примера, величина ПС получилась отрицательной, т.е. размер компенсации (субсидии) превышает начисленную гражданину плату за жилье. В связи с тем, что субсидия не может превышать фактически начисленную плату за жилье и коммунальные услуги (п. 3 Постановления N 152), в данном случае размер субсидии будет равен начисленной плате за жилье, т.е. составит 129 руб. Иными словами, плата за жилье и коммунальные услуги за счет средств семьи вноситься не будет.


О. Степанова

Выпуск 5, март 1999 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.