Вопрос: Предприятие имеет на балансе грузовые автомобили, на которые выдается мобилизационный наряд - задание райвоенкомата (определенное в задании количество транспортных средств должно всегда поддерживаться в рабочем состоянии и быть обеспечено полной комплектацией). Имеет ли предприятие право не платить налог с владельцев транспортных средств на основании Указа Президента РФ от 05.07.92 N 553? (Выпуск 10, май 1999 г.)

23. Предприятие имеет на балансе грузовые автомобили, на которые выдается мобилизационный наряд - задание райвоенкомата (определенное в задании количество транспортных средств должно всегда поддерживаться в рабочем состоянии и быть обеспечено полной комплектацией).

Имеет ли предприятие право не платить налог с владельцев транспортных средств на основании Указа Президента РФ от 05.07.92 N 553?


Указом Президента РФ от 05.07.92 N 553 (далее - Указ N 553) предусмотрено освобождение автотранспортных средств, находящихся в государственном мобилизационном резерве, от налога с владельцев автотранспортных средств.

Однако налог с владельцев автотранспортных средств является федеральным (подп. "м" п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Налоговые льготы по уплате данного налога могут предоставляться плательщикам только в соответствии с налоговым законодательством РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 56 НК РФ, п. 3 ст. 23 Закона РФ от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", п. 5 ст. 6 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации"; далее - Закон N 1759-1). Таким образом, до включения соответствующей нормы в закон, регламентирующий налоговые отношения, данная льгота применяться не должна.

Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев автотранспортных средств регламентируется Законом N 1759-1, которым не предусмотрена льгота в виде исключения из объекта налогообложения транспортных средств, числящихся в составе мобилизационного резерва. Таким образом, предприятие, имеющее на балансе автомобили мобилизационного резерва, не может претендовать на использование налоговой льготы, предусмотренной Указом N 553.

В то же время на практике налоговые органы руководствуются приведенной нормой Указа N 553. Об этом, в частности, свидетельствует одно из положений Методического пособия о порядке проведения документальной проверки на предприятиях, объединениях, организациях, учреждениях по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов в дорожные фонды, утвержденного письмом Госналогслужбы РФ от 22.07.94 N ВЗ-6-15/265. В разделе IV данного Методического пособия сказано: "по автотранспортным средствам, находящимся в государственном мобилизационном резерве в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 июля 1992 г. N 553, налог не уплачивается". Следует обратить внимание на то, что данный документ не является нормативным актом, т.е. не порождает для налогоплательщиков прав и обязанностей, и предназначен для внутреннего пользования подразделениями налоговой службы.

Если предприятие все-таки решит воспользоваться льготой, предусмотренной Указом N 553, то необходимо установить, входят указанные автомобили в мобилизационный резерв.

Мобилизационный резерв представляет собой запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ и является одной из составляющих государственного резерва (ст. 1 Федерального закона от 29.12.94 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве").

Формирование, хранение и обслуживание мобилизационного резерва осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ (п. 6 ст. 4 вышеназванного Закона N 79-ФЗ). Имущество, входящее в состав мобилизационного резерва, может храниться в том числе и не на специализированных предприятиях. Использование запасов материальных ценностей, входящих в состав мобилизационного резерва, возможно только в установленных нормативными актами случаях.

Скорее всего, в рассматриваемой ситуации автотранспортные средства, указанные в мобилизационном задании, используются в хозяйственной деятельности предприятия, а автотранспортное предприятие лишь контролирует их техническое состояние и предоставляет в случае необходимости (мобилизации) указанным военным комиссариатом организациям.

То есть речь идет об исполнении предприятием военно-транспортной обязанности, предусмотренной ст. 13 Федерального закона от 26.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента РФ от 02.10.98 N 1175. Военно-транспортная обязанность устанавливается в целях своевременного, качественного и полного обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил РФ в период мобилизации и в военное время (п. 1 названного Положения). Военно-транспортная обязанность распространяется на организации, являющиеся собственниками транспортных средств, независимо от формы собственности (п. 3 Положения). Выполнение этой обязанности в мирное время предполагает проведение мероприятий, связанных с учетом транспортных средств, заблаговременной подготовкой транспортных средств и обеспечением их работы в соответствии с мобилизационными заданиями (п. 5 и п. 8 Положения).

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в обсуждаемом случае автотранспортные средства не входят в состав мобилизационного резерва. Следовательно, предприятие не сможет воспользоваться льготой по налогу с владельцев автотранспортных средств, предусмотренной Указом N 553.


Е. Тимохина

Выпуск 10, май 1999 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.