3. Является ли объявление о приеме на работу рекламой?
Прежде всего важно, кто дает объявление о приеме на работу и каков характер самого объявления.
Возьмем самый типичный пример - объявление о приеме на работу, помещенное в газете. Оно может выглядеть следующим образом: "Предприятию требуются на постоянную работу слесари по ремонту электрооборудования. Оплата 1000 рублей в месяц". Сопоставим это объявление с законодательным определением рекламы. В ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) говорится, что реклама - это информация, распространяемая в любой форме с помощью любых средств о физическом и юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим и юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Содержит ли приведенное объявление о приеме на работу реквизиты, перечисленные в Законе о рекламе? Однозначно нет, поскольку, во-первых, оно адресовано определенному кругу лиц - работникам конкретной специальности, во-вторых, не содержит рекламной информации - "информации о физическом, юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях", в-третьих, не способствует реализации товаров, идей и начинаний. Последнее обстоятельство можно определить как отсутствие коммерческого интереса предприятия при помещении объявления.
О том, что коммерческий интерес является необходимым элементом рекламы, можно сделать вывод, проанализировав некоторые нормативные акты, регулирующие вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
1. В пункте 2 письма Минфина РФ от 06.10.92 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" указывается, что расходы на рекламу - это расходы предприятия по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
2. В Примерном положении о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу, являющимся приложением к письму Верховного Совета РФ от 04.06.92 N 5.1/693, Госналогслужбы РФ от 02.06.92 N ИЛ-6-04/176, Минфина РФ от 02.06.92 N 04-05-20 "Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов", дано такое определение: "Рекламой считаются все виды объявлений, извещений и сообщений, передающие информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации..., каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет..., имущества юридических и физических лиц".
Таким образом, в приведенном примере газетное объявление о приеме на работу рекламой являться не будет.
Однако при определенных обстоятельствах объявление о приеме на работу может приобрести признаки рекламы. Прежде всего в случае, когда объявление дается предприятием, одним из уставных видов деятельности которого является трудоустройство граждан.
Здесь налицо информационное воздействие на потребителя с целью продвижения услуг на рынке сбыта.
В. Саладзе,
юридическое агентство "Ирсан"
Выпуск 11, июнь 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".