Являются ли недоимкой денежные
средства, списанные с расчетного счета налогоплательщика
до 12 октября 1998 года и не поступившие в бюджет
Конституционный Суд РФ в постановлении от 12.10.98 N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее Постановление КС РФ N 24-П) признал не соответствующей Конституции РФ сложившуюся правоприменительную практику положений п. 3 ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которой моментом уплаты налога считался день поступления денежных средств в бюджет, и постановил, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается его уплатой. При этом налог считается уплаченным со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления данной суммы в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд (п. 1 Постановления КС РФ 24-П).
Тем самым Конституционный Суд РФ поставил точку в споре между налоговыми органами и налогоплательщиками по вопросу о моменте, с которого обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной, имевшем место до принятия Налогового кодекса РФ. Однако продолжают возникать спорные ситуации между налоговыми органами и налогоплательщиками по поводу того, считаются ли налоги уплаченными, если средства были списаны с расчетного счета налогоплательщика до 12 октября 1998 г., но в бюджет не поступили. Особенно остро встал этот вопрос в связи с тем, что Госналогслужба России, затем преобразованная в МНС России, в своих письмах высказала по этому вопросу два противоположных мнения.
В данной статье мы выскажем свое мнение по поводу сложившейся ситуации и покажем, что, на наш взгляд, необходимо предпринять в случае когда налоговые органы требуют уплатить налог.
Постановления КС РФ вступают в силу немедленно (ч. 1 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее Закон N 1-ФКЗ). Следовательно, Постановление КС РФ N 24-П вступило в силу 12 октября 1998 г. В связи с этим норма, содержащаяся в п. 3 ст. 11 Закона N 1-ФКЗ, с учетом смысла, придаваемого ей правоприменительной практикой и заключающегося в том, что обязанность по уплате налога сохраняется до момента поступления соответствующих сумм в бюджет, и тем самым допускающая возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших по вине банка налогов в бюджет, утратила силу как не соответствующая Конституции РФ с 12 октября 1998 г. (ч. 3 ст. 79 Закона N 1-ФКЗ).
Изложенное выше означает, что если до 12 октября 1998 г. у налогоплательщика сохранялась обязанность по уплате налога в соответствии с имевшей тогда место правоприменительной практикой п. 3 ст. 11 Закона N 1-ФКЗ, то с 12 октября 1998 г. такая обязанность прекращается, так как она основана на норме, признанной неконституционной, и налог считается уплаченным с момента списания денежных средств со счета. Другими словами, если с расчетного счета налогоплательщика до 12 октября 1998 г. кредитными организациями были списаны налоговые платежи по платежным поручениям налогоплательщика или инкассовым поручениям налогового органа независимо от того, поступили указанные платежи на соответствующий бюджетный счет или нет, с 12 октября 1998 г. обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной.
Соответственно налоговые органы не вправе после 12 октября 1998 г. требовать уплаты не поступивших в бюджет сумм налогов, которые были списаны банком с расчетного счета налогоплательщика на основании платежных поручений последнего, оформленных до вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ N 24-П.
Аналогичная позиция была изложена и в абзаце 5 письма Госналогслужбы России от 20.10.98 N ВП-6-11/749@ <О применении пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации">, в котором говорилось, что выставленные и неисполненные инкассовые поручения налоговых органов по состоянию на 12 октября 1998 г. подлежат отзыву в том случае, когда с расчетных счетов налогоплательщиков суммы налогов и сборов уже списаны кредитными организациями по их платежным поручениям.
Такая позиция Госналогслужбы России полностью соответствовала ч. 3 ст. 79 Закона N 1-ФКЗ, устанавливающей, что решения суда и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению.
Однако 24 мая 1999 г. МНС России издало письмо N АС-6-18/422@, в котором, давая разъяснение о порядке применения Постановления КС РФ N 24-П, отменяет абзац 5 письма Госналогслужбы России от 20.10.98 N ВП-6-11/749@.
В обоснование своей позиции МНС России приводит следующие аргументы: в соответствии с ч. 3 ст. 79 Закона N 1-ФКЗ неисполненные решения органов государственной власти, основанные на актах, признанных неконституционными, в установленных федеральным законом случаях подлежат пересмотру. Порядок и особенности исполнения решения КС РФ должны быть изложены в самом решении КС РФ (п. 12 ст. 75 Закона N 1-ФКЗ). Каких либо указаний налоговым органам на пересмотр ранее вынесенных решений Постановление КС РФ N 24-П не содержит.
В связи с изложенным суммы налоговых и иных обязательных платежей, списанные по платежным поручениям налогоплательщика либо инкассовым поручениям налогового органа до 12 октября 1998 г. и не поступившие на соответствующий бюджетный счет, не считаются уплаченными и учитываются как недоимка.
При этом, по мнению МНС России, право требования к кредитной организации не перечисленных на соответствующий бюджетный счет до 12 октября 1998 г. денежных средств остается за налогоплательщиком на основании заключенных им с кредитной организацией договоров банковского счета.
Как видно, МНС России исходило из того, что неисполненные решения органов государственной власти, основанные на актах, признанных неконституционными, подлежат пересмотру только в случаях, установленных федеральным законом. Однако ч. 3 ст. 79 Закона N 1-ФКЗ устанавливает, что любые основанные на неконституционной норме неисполненные решения судов и иных органов не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в случаях, установленных законом.
Кроме того, вышеизложенная позиция МНС России означает, что выставленные и неисполненные инкассовые поручения налогового органа по состоянию на 12 октября 1998 г. подлежат отзыву только в том случае, когда списанные кредитными организациями с расчетных счетов налогоплательщика суммы налогов и иных обязательных платежей поступили на соответствующий бюджетный счет, т.е. речь идет о повторном взыскании с добросовестного налогоплательщика сумм, не поступивших в бюджет до 12 октября 1998 г.
А ведь именно такая правоприменительная практика и была признана неконституционной в Постановлении КС РФ N 24-П.
Следует также иметь в виду, что п. 12 ст. 75 Закона N 1-ФКЗ определяет, что порядок его исполнения в самом решении КС РФ излагается и соответственно другие органы не могут устанавливать этот порядок.
Кроме того, письма МНС России не являются нормативно-правовыми актами и не подлежат регистрации в Минюсте России, а носят лишь разъяснительный характер и потому не являются обязательными для налогоплательщиков.
Как же поступить в ситуации, когда налоговый орган требует уплатить налоги, в уплату которых денежные средства были списаны с расчетного счета налогоплательщика до 12 октября 1998 г., но в бюджет не поступили?
В случае когда налоговый орган не отзывает выставленное инкассовое поручение на взыскание недоимки по налогу или выставил новое инкассовое поручение, то необходимо обратиться в суд с иском о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке (п. 2 ст. 22 АПК РФ).
Может сложиться ситуация, когда денежные средства с расчетного счета списываются банком по такому инкассовому поручению. В этом случае денежные средства будут списаны с расчетного счета повторно. В соответствии со ст. 79 НК РФ можно обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканной суммы либо предъявить иск о ее взыскании. При этом п. 1 ст. 79 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации") предусмотрено, что в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Е. Шаповал
Выпуск 19, октябрь 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".