Вопрос: Российская внешнеторговая фирма отгружает товар на экспорт морским видом транспорта из российского порта. Чартерные договоры на международную перевозку заключены с иностранными перевозчиками Республикой Либерией и Данией. Как в данном случае должен взиматься налог на доход, получаемый иностранными юридическими лицами по чартерным договорам в форме фрахта за перевозку морским видом транспорта? (Выпуск 19, октябрь 1999 г.)

Российская внешнеторговая фирма отгружает товар на экспорт морским видом транспорта из российского порта. Чартерные договоры на международную перевозку заключены с иностранными перевозчиками Республикой Либерией и Данией.

Как в данном случае должен взиматься налог на доход, получаемый иностранными юридическими лицами по чартерным договорам в форме фрахта за перевозку морским видом транспорта?


Согласно подп. "1" п. 2 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ, чартерный договор является разновидностью договора морской перевозки груза (фрахта) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее Закон) и подп. "к" п. 5.1.11 инструкции Госналогслужбы РФ от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (далее Инструкция N 34) доходы, получаемые иностранными юридическими лицами за перевозку грузов всеми видами транспорта (фрахт), признаются доходами, не связанными с деятельностью через постоянное представительство. В соответствии с п. 5.1 Инструкции N 34 такие доходы подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты. При этом налог на доходы с сумм доходов от фрахта, выплачиваемых иностранным юридическим лицам в связи с осуществлением морских, воздушных, железнодорожных, автомобильных и иных международных перевозок, должен удерживаться по ставке 6% (п. 1 ст. 10 Закона, п. 5.1.11 Инструкции N 34).

Согласно п. 3 ст. 10 Закона (п. 5.2 Инструкции N 34), налог должен удерживаться и перечисляться в бюджет российским предприятием, выплачивающим доходы иностранному юридическому лицу, в валюте, в которой производится выплата, с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа.

В то же время в п. 2 ст. 10 Закона и п. 5.3 Инструкции N 34 установлено, что если международными договорами предусмотрен иной порядок налогообложения доходов иностранного юридического лица, то в этом случае должны применяться положения соответствующего международного договора.

На сегодняшний день такой международный договор заключен с Правительством Королевства Дания (конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Дания от 08.02.96 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" ратифицирована Федеральным законом от 26.02.97 N 40-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 8 указанной Конвенции доходы юридического лица с постоянным местопребыванием в Дании от эксплуатации транспортных средств в международных перевозках облагаются налогом только в Дании. То есть доход от фрахта в связи с перевозкой морским транспортом, выплачиваемый российским предприятием датскому перевозчику, не должен облагаться налогом на доходы на территории РФ.

Однако освобождение от налогообложения доходов на территории РФ не происходит автоматически. Для того чтобы российское предприятие, выплачивающее доход датскому юридическому лицу (перевозчику), имело право не удерживать налог с выплачиваемых сумм, датское юридическое лицо должно обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет источника дохода (российского предприятия) с соответствующим заявлением о предварительном освобождении от удержания налогов у источника выплаты (п. 6.4 Инструкции N 34). В противном случае российское предприятие, выплачивающее доход, обязано будет удержать налог в размере 6% от выплачиваемых сумм. Для возврата налога, удержанного российским предприятием источником выплаты, датское юридическое лицо должно будет подать в соответствующий налоговый орган заявление о возврате сумм удержанных налогов в порядке, изложенном в п. 6.2 Инструкции N 34, который начиная с 1 января 1999 г. применяется с учетом требований главы 12 НК РФ.

Что касается сумм, выплачиваемых либерийскому перевозчику, то поскольку на сегодняшний день между Российской Федерации и Либерией не заключено никаких соглашений об избежании двойного налогообложения, российское предприятие обязано удерживать налог в размере 6% от всех выплачиваемых либерийскому перевозчику сумм доходов от фрахта в порядке, предусмотренном Инструкцией N 34.



Т. Крутякова

Выпуск 19, октябрь 1999 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.