Вопрос: ЖЭУ выступает в роли покупателя и продавца услуг по отоплению. При проверке правильности исчисления НДС налоговые органы поступили следующим образом. Сначала они определили, какой процент от выручки составляет сумма льготы, а затем на этот процент ими была уменьшена сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета. В результате на соответствующую сумму было произведено доначисление НДС к уплате в бюджет. Правомерны ли действия налоговых органов? (Выпуск 20, октябрь 1999 г.)

ЖЭУ выступает в роли покупателя и продавца услуг по отоплению. По нельготируемой группе населения начисление коммунальных услуг отражается проводкой Дебет 76 Кредит 46 на полную стоимость услуг. Льготный тариф для населения утвержден органом местного самоуправления. По льготируемой группе населения по кредиту счета 46 отражается льготный тариф, т.е. только та сумма, которая подлежит оплате гражданами. При расчете суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, к зачету ЖЭУ предъявляло суммы НДС, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, в полном объеме (в том числе и приходящиеся на льготу). При проверке правильности исчисления НДС налоговые органы поступили следующим образом. Сначала они определили, какой процент от выручки составляет сумма льготы, а затем на этот процент ими была уменьшена сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета. В результате на соответствующую сумму было произведено доначисление НДС к уплате в бюджет.

Правомерны ли действия налоговых органов?


В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" коммунальные услуги для населения включены в перечень услуг, цены на которые регулируются государством. При этом ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) утверждаются органами местного самоуправления.

Порядок исчисления и уплаты НДС предприятиями ЖКХ разъясняется в письме Госналогслужбы РФ от 15.08.96 N ВЗ-4-03/55н "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость организациями жилищно-коммунального хозяйства". В соответствии с разделом III указанного письма организации ЖКХ, выступающие в роли покупателя и продавца коммунальных услуг, определяют сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, в общеустановленном порядке, т.е. в виде разницы между суммами НДС, полученными от населения в составе оплаты коммунальных услуг, и суммами НДС, уплаченными организациям-поставщикам (производителям работ, услуг).

При этом превышение дебетовых оборотов над кредитовыми по счету 68, возникающее в связи с применением регулируемых цен на коммунальные услуги, подлежит возмещению в порядке, установленном п. 27 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

В соответствии с п. 27 Инструкции N 39 организации ЖКХ обязаны вести раздельный учет операций по нельготируемой и льготируемой группам населения. При этом в налоговой декларации по НДС отдельной строкой должны выделяться:

суммы НДС, начисленные по льготируемым услугам;

суммы НДС, уплаченные поставщикам материальных ресурсов и подлежащие возмещению из бюджета в части, приходящейся на льготируемые услуги;

отрицательная сумма НДС, подлежащая возмещению из соответствующего бюджета.

Таким образом, если организация ЖКХ реализует коммунальные услуги населению по льготным тарифам, утвержденным органом местного самоуправления, то вся сумма НДС по приобретенным материальным ресурсам, использованным при производстве указанных услуг, должна относиться на расчеты с бюджетом (Дебет счета 68) в общеустановленном порядке. То есть действия налоговых органов, описанные в вопросе, следует признать неправомерными.


Т. Крутякова

Выпуск 20, октябрь 1999 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.