Налоговые споры. С чего они начинаются и чем заканчиваются (А.И.Васильков, "Российский налоговый курьер" N 1, январь 1999 г.)

Налоговые споры. С чего они начинаются и чем заканчиваются*


Права налогоплательщика


Действующее налоговое законодательство, как мы уже рассказывали, предоставляет налогоплательщику два способа защиты его имущественных прав:

- в порядке, предусмотренном ст.14 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР" (далее - Закон N 943-1);

- путем обращения в судебные органы.

Выбор того или иного способа защиты принадлежит налогоплательщику. Он вправе использовать процедуру оспаривания решения налоговой инспекции "по подчиненности", вплоть до Госналогслужбы России. Однако налогоплательщик может и отказаться от первого способа - обжалования действий должностных лиц налоговой инспекции в вышестоящую налоговую инспекцию, как это предусмотрено ст.14 Закона N 943-1, и сразу обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налоговой инспекции.

При этом на любой стадии административного обжалования налогоплательщик имеет право отказаться от данного способа защиты и обратиться в арбитражный суд с иском к налоговой инспекции, непосредственно принявшей решение о взыскании денежных средств.


Налоговые споры


Споры по вопросам налогообложения являются одной из острых проблем во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками. Они находят выражение в различных формах: с одной стороны, жалобы (обращения) налогоплательщиков на действия должностных лиц налоговых органов в порядке досудебного разбирательства, иски налогоплательщиков в защиту своих прав в судебном рассмотрении, а с другой - иски налоговых органов к налогоплательщикам, допустившим налоговые нарушения (рис.1 и 2).

ГАРАНТ:

Рисунки в базе не приводятся


В 1997 г. налоговыми органами, включая центральный аппарат Госналогслужбы России, в порядке досудебного урегулирования споров рассмотрено 16,6 тыс. жалоб налогоплательщиков на решения государственных налоговых инспекций различных уровней. Из них по 5,3 тыс. приняты решения в пользу налогоплательщиков с возвратом им 1,4 трлн.руб., или 7% оспариваемой суммы.

В том же году арбитражными судами и судами общей юрисдикции рассмотрено свыше 6 тыс. исковых заявлений налогоплательщиков к налоговым органам, из которых удовлетворено 3,4 тыс., или почти две трети, с возвратом им 3,5 трлн.руб.

Следует отметить, что наметилась тенденция увеличения количества исков, рассматриваемых судебными органами. В 1997 г. по сравнению с 1996-м они выросли в 1,3 раза. Это связано с ослаблением работы налоговых инспекций всех уровней по осуществлению контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, а также с неправомерным применением мер ответственности за их несвоевременную уплату. В нарушениях соблюдения налогового законодательства повинны как отдельные налоговые инспекции, так и сами налогоплательщики. Зачастую неправильно определяется объект налогообложения, ошибочно применяются ставки налога, должностными лицами налоговых органов нарушается порядок проверок, составления актов и принятия по ним решений, вследствие чего судами признаются недействительными факты совершения налогоплательщиком нарушений.


Возмещение убытков налогоплательщикам


Следует особо остановиться на вопросах, связанных с возмещением убытков, причиненных налогоплательщикам незаконными действиями налоговых органов. Ст.13 Закона N 943-1 установлено, что суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом.

Организациями могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, причиненных необоснованным взиманием доначисленных сумм налогов и финансовых санкций, по правилам, изложенным в ст.15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и в тех случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых правоотношений. Гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8).

Ответчиками в судах по таким искам в соответствии со ст.125 ГК РФ, ст.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Законом N 943-1 являются государственные налоговые инспекции, которые приняли решение, признанное судом незаконным и поэтому недействительным.

В последние годы налогоплательщики все более активно используют свое право, предоставленное им ст.16 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1), предъявляя в судебные органы иски о возмещении убытков (включая упущенную выгоду), причиненных налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их должностными лицами возложенных на них обязанностей.

Так, в 1997 г. арбитражными судами рассмотрено 197 исков налогоплательщиков о возмещении убытков с налоговых органов (в 1,5 раза больше, чем в 1996 г.), из которых удовлетворен 51 иск с возмещением убытков в сумме 5,2 млрд.руб. с налоговых органов.

Кроме того, налоговые органы добровольно возместили 11,4 млрд.руб. по 151 претензии налогоплательщиков о возмещении убытков.

Динамику рассмотрения жалоб и исков налогоплательщиков к налоговым органам можно представить следующим образом (рис.3).

ГАРАНТ:

Рисунки в базе не приводятся


Усеченные права государственных налоговых инспекций


Хотелось бы остановиться на работе налоговых органов по предъявлению в арбитражные суды исков о ликвидации предприятий и о проблемах, связанных с этим.

Напомним, что основания, по которым может быть ликвидировано предприятие, предусмотрены ст.61 ГК РФ и ст.11 Закона N 2118-1.

Для оказания правовой помощи по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства и совершенствованию претензионно-исковой работы Госналогслужбой России в адрес государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации было направлено письмо от 16.02.96 N НП-6-14/104 "О порядке предъявления в арбитражные суды исков о ликвидации предприятий". В нем изложены рекомендации, касающиеся проведения процедуры ликвидации предприятий, имеющих задолженность перед бюджетом по обязательным платежам.

Данные, полученные в 1997 г. от государственных налоговых инспекций, свидетельствуют об активизации их деятельности по предъявлению в арбитражные суды исков о ликвидации предприятий в связи с банкротством предприятий-недоимщиков и исков о ликвидации по другим основаниям.

Так, 76 государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации из 89 (85%) предъявили 1108 исков о признании налогоплательщиков несостоятельными (банкротами). По сравнению с 1996 г. количество исков к налогоплательщикам о ликвидации предприятий по другим основаниям увеличилось в три раза. Следует отметить, что в пользу налоговых органов решено 38 340 исков, или 97%.

Процесс ликвидации юридических лиц по искам налоговых органов зачастую сдерживается тем, что предприятия не предоставляют необходимой для контроля за уплатой налогов отчетности. Среди них большинство фактически не осуществляет хозяйственную деятельность.

Работа налоговых органов по предъявлению исков о ликвидации предприятий усложняется и тем, что в случае отсутствия руководителей или учредителей ликвидируемых предприятий обязанность по осуществлению этих функций возлагается на налоговые органы. Однако они не имеют для этого ни технических, ни финансовых возможностей, в частности не располагают средствами для помещения в средствах массовой информации сведений о ликвидации конкретных юридических лиц и о порядке и сроке заявления требований их кредиторов.

Имеют место случаи, когда арбитражные суды отказывают в принятии исковых заявлений о ликвидации предприятий из-за того, что учредителями предприятий являются физические лица, которые не относятся к субъектам арбитражного процесса.

В продолжение этой темы мы считали бы необходимым установить порядок списания безнадежной недоимки в случае ликвидации юридических лиц применительно к порядку, установленному п.6 ст.64 ГК РФ. Иначе получается так, что если предприятие ликвидировано, то налоговая инспекция все равно не вправе снять его с учета и исключить из Госреестра, поскольку за ним числится недоимка.

Другой проблемой является вопрос о порядке погашения госпошлины, которую суд взыскивает с ответчика при принятии решения о ликвидации. Отсутствие средств и имущества у данного налогоплательщика делает невозможным завершение процесса его ликвидации до погашения госпошлины. Следовательно, было бы целесообразно установить порядок, позволяющий списывать задолженность по госпошлине на основании акта судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания в связи с отсутствием имущества.

В настоящее время широкое распространение получила следующая порочная практика: руководитель предприятия-недоимщика регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. При этом прежней сохраняется структура нового предприятия, а само предприятие как юридическое лицо ликвидируется. Ликвидация юридического лица в данном случае влечет в соответствии со ст.61 ГК РФ прекращение его обязанностей, в том числе и перед бюджетом. Кроме того, необходимо предусмотреть ограничения при осуществлении реорганизации (в форме выделения и разделения) предприятий-недоимщиков до погашения задолженности по налоговым и иным обязательным платежам, установить безусловную ответственность учредителей предприятия по налоговым обязательствам юридического лица.


Иски налоговых работников к госналогинспекциям


В последнее время стали возникать налоговые споры не только между налоговыми органами и налогоплательщиками, но и между налоговым органом и отдельными сотрудниками из-за невыполнения Указа Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.91 N 530 "О продовольственном обеспечении лиц рядового, начальствующего состава и других контингентов органов внутренних дел РСФСР" по продовольственному обеспечению налоговых органов. Так, например, кредиторская задолженность перед налоговыми работниками только по Саратовской области с марта 1997 г. составляет 23,9 млн.руб., в том числе перед уволенными за этот период сотрудниками - 1,9 млн.руб.

В связи с этим работники, уволенные из налоговых органов, а также прокуратуры, предъявляют в суды иски о взыскании с налоговых инспекций сумм задолженности по денежному довольствию. Суды, удовлетворяя исковые требования, выдают судебные приказы об обращении взыскания не только на денежные средства, но и на имущество налоговых инспекций, хотя имущество последних является федеральной собственностью, находящейся в оперативном управлении налоговых органов.

Аналогичным образом обстоит дело и с невыполнением распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.05.96 N 758-р о предоставлении специалистам налоговых инспекций один раз в год бесплатного проезда железнодорожным и авиационным транспортом в пределах территории Российской Федерации (отменено с 1 октября 1998 г.).

Складывается странная ситуация. Президент и Правительство Российской Федерации постоянно требуют от налоговых органов неукоснительного исполнения ими законов, указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства, направленных на повышение эффективности собираемости налогов, но при этом Правительство не выполняет своих обязанностей по социальной защите прав и интересов этой категории госслужащих.


(См. окончание)


Государственный советник
налоговой службы II ранга,
заслуженный экономист
Российской Федерации

А.И.Васильков


"Российский налоговый курьер" N 1, январь 1999 г.


------------------------------

* В предыдущих номерах журнала** автором на основе собственного опыта и участия по роду своей работы в рассмотрении налоговых споров в арбитражных судах дан подробный анализ причин их возникновения. В данном номере на примере конкретных ситуаций рассматриваются права налогоплательщика.

** Начало в NN 2, 3, 1998


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.