Декларация о совокупном доходе
На частных нотариусов распространяется общий порядок представления деклараций о доходах. Декларация представляется налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Нотариус вправе в течение месяца после подачи декларации о доходе уточнить заявленные им данные путем представления в налоговый орган заявления, с приложением к нему соответствующих листов декларации, по которым производится уточнение.
Затраты, включаемые в расходную часть декларации о доходах
Расходы, подлежащие исключению из валового дохода, должны подтверждаться соответствующими оправдательными документами: реестрами, договорами, товарными чеками, торгово-закупочными актами, накладными на отпуск товара, а также подтверждающими оплату кассовыми чеками, платежными поручениями с отметкой банка об исполнении, бланками строгой отчетности. Первичные документы, в том числе на бумажных и магнитных носителях информации, должны содержать все предусмотренные для них реквизиты (наименование документа (формы), код формы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильности ее оформления, личные подписи и их расшифровки).
В зависимости от характера операции и исходя из требования необходимости проверки достоверности сведений, в первичные документы включаются дополнительные реквизиты. Так, например, в торгово-закупочном акте в обязательном порядке должны быть также указаны паспортные данные продавца и сведения о месте его жительства. Кассовый чек без товарного чека принимается в затраты частного нотариуса в случаях, если на данный товар накладные или товарные чеки не выдаются (например при приобретении горюче-смазочных материалов на АЗС), с расшифровкой в книге учета доходов и расходов количества и цены приобретенного товара.
В целом состав расходов определяется согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552.
Убытки, понесенные в отчетном году, не учитываются при налогообложении в следующем году.
Не исключаются из совокупного валового дохода плательщика следующие расходы:
- на личные нужды плательщика и его семьи;
- по уплате налогов, лицензионных и иных сборов, не включаемых предприятиями и организациями в себестоимость продукции (работ, услуг);
- по уплате штрафов;
- по уплате членских взносов, платежей по страхованию, за исключением случаев, когда указанные расходы непосредственно связаны с осуществлением деятельности налогоплательщика и обязанность их уплаты предусмотрена законом.
Рассмотрим более детально состав документально подтвержденных расходов.
Износ основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, нематериальных активов, используемых в процессе деятельности частного нотариуса
Порядок отнесения к основным фондам, к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП) и нематериальным активам установлен Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 26.12.94 N 170*.
Основные средства
Основные средства представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в материальной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере, к которой относится и деятельность частного нотариуса.
Начисление амортизации по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим основным фондам - прекращается с первого числа месяца, следующего за их выбытием.
В состав расходов частного нотариуса включаются амортизационные отчисления по основным фондам, используемым для получения дохода. Сумма износа (амортизационные отчисления) начисляется в процентах от стоимости основных средств либо от стоимости транспортных средств на 1000 км пробега по нормам, указанным в Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072 (далее - единые нормы амортизационных отчислений). Начисление амортизации производится ежемесячно.
Пример.
Стоимость компьютера, приобретенного и введенного в эксплуатацию в августе отчетного календарного года, составила 1,6 тыс.руб. Годовая норма амортизационных отчислений (шифр 48008) - 10%, месячная - 0,833 (10:12)%. Таким образом, сумма амортизационных отчислений за отчетный календарный год составляет:
1600 руб. х 0,833% х 4 = 53 руб. 31 коп.
Амортизационные отчисления на арендованные основные фонды частными нотариусами не начисляются, так как в состав расходов частного нотариуса включается сумма износа лишь по тем основным средствам, используемым в процессе осуществления деятельности, на приобретение которых он лично затратил средства и которые являются его собственностью.
Если нотариальная контора частного нотариуса оборудована в собственной или арендованной им квартире, не переведенной в установленном порядке в разряд нежилых помещений, то это помещение не может относиться к основным фондам и начисление амортизации по данному объекту неправомерно.
Переоценка основных средств частных нотариусов действующими нормативными документами не предусмотрена.
Механизм ускоренной амортизации для частных нотариусов не применяется, поскольку их деятельность не является предпринимательством.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы
К МБП относятся предметы, находящиеся в пользовании менее одного года, независимо от их стоимости; предметы, стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного установленного законом минимального месячного размера оплаты труда (МРОТ) за единицу (исходя из цены приобретения), за исключением тех, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости.
Включение частным нотариусом в состав затрат суммы износа по МБП производится в следующем порядке:
- по малоценным предметам стоимостью свыше 1/20 установленного лимита за единицу (но в пределах не более 100-кратного МРОТ за единицу) разрешается 50% их стоимости списывать на затраты при передаче этих предметов в эксплуатацию, а остальные 50% - при выбытии их за непригодностью (за вычетом остаточной стоимости их возможного использования);
- износ по МБП стоимостью в пределах 1/20 установленного лимита за единицу списывается частными нотариусами на затраты сразу по мере их отпуска в эксплуатацию.
Нематериальные активы
В состав нематериальных активов с указанием их стоимости включаются в качестве учетных единиц права на объекты интеллектуальной собственности: патенты на изобретения и промышленные образцы; свидетельства на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания; договоры на использование объектов авторских и смежных прав, в том числе программы для ЭВМ и базы данных; лицензионные договоры на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков; договоры на использование ноу-хау и др.
Затраты на приобретение нематериальных активов должны быть подтверждены документально. Документально подтвержденные затраты учитываются в составе затрат по типу амортизационных отчислений.
Амортизация нематериальных активов определяется ежемесячно по нормам, рассчитанным исходя из их первоначальной стоимости и срока их полезного использования (но не более срока деятельности частного нотариуса). Если срок полезного использования нематериальных активов определить невозможно, то нормы износа устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности частного нотариуса). По нематериальным активам, на полную стоимость которых начислен износ, амортизация не начисляется.
Расходы по приобретению программного обеспечения, необходимого для осуществления нотариальной деятельности, относятся к затратам на приобретение нематериальных активов.
Сумма износа, подлежащая отнесению на расходы, определяется путем определения стоимости программного обеспечения, поделенной на количество месяцев использования программы.
Пример.
В августе приобретено программное обеспечение к персональному компьютеру с правом использования в течение 5 лет по цене 720 руб. и в этом же месяце введено в эксплуатацию. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 12,0 руб. (720:60). Период использования программы в этом году составил 4 месяца.
Следовательно, сумма амортизационных отчислений в этом году составит:
12,0 руб. х 4 = 48,0 руб.
Затраты на оплоту труда
В расходную часть декларации о доходах включаются затраты на выплату гражданам вознаграждений по договорам за выполнение работ, оказание услуг, связанных с деятельностью частного нотариуса, расходы по начисленной и выплаченной зарплате, например помощнику или секретарю.
Прочие затраты
В составе прочих затрат учитываются расходы, связанные с осуществлением деятельности частного нотариуса (извлечением дохода), но не относящиеся к перечисленным выше элементам затрат (материальные затраты, амортизационные отчисления, затраты на оплату труда).
К прочим затратам, в частности, относятся:
- арендная плата за использование под помещение конторы, основных средств, аренда другого имущества, необходимого для осуществления деятельности, на основании договоров аренды.
При этом следует учитывать, что ст.7 Жилищного кодекса РСФСР и ст.288 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается. Если нотариальная контора оборудована частным нотариусом в арендованной им квартире, не переведенной в установленном порядке в разряд нежилых помещений, то это помещение не может относиться к основным фондам и арендная плата не может включаться в состав затрат, подлежащих исключению из налогооблагаемого дохода.
Если при заключении договора аренды оплата коммунальных услуг предусматривается за счет арендатора и в состав арендной платы их стоимость не включена, то в этом случае произведенные коммунальные платежи включаются в состав затрат по установленным нормам;
- все виды ремонта основных средств, необходимых для осуществления нотариальной практики.
Данные затраты включаются в состав расходов в том отчетном периоде, в котором они возникли. Капитальный ремонт арендованных основных средств может производиться как за счет арендодателя, так и за счет арендатора. Порядок осуществления такого рода затрат регулируется договором аренды. Если эти условия в договоре не определены, то затраты по капитальному ремонту несет арендодатель;
- оплата за сторожевую и пожарную охрану конторы нотариуса. Затраты на личную охрану нотариуса не исключаются из налогооблагаемого дохода;
- обязательные отчисления во внебюджетные фонды.
Федеральными законами от 05.02.97 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" и от 08.01.98 N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" определен круг плательщиков страховых взносов, размеры тарифов для каждой категории плательщиков, а также порядок их уплаты.
В затраты частного нотариуса включаются фактически уплаченные им в календарном году суммы страховых взносов во внебюджетные фонды в пределах установленного тарифа. При этом в расходы отчетного года принимаются только суммы взносов, уплата которых произведена в отчетном году, а не за отчетный год.
В случае переплаты страховых взносов ему будет произведен возврат излишне уплаченных сумм или произведен зачет в счет уплаты предстоящих платежей. Если же сумма фактически уплаченных взносов меньше суммы, причитавшейся к уплате, то в расходы принимаются фактически уплаченные взносы;
- расходы по изготовлению печати, штампов, удостоверяющих надписей;
- расходы по открытию расчетного, депозитного счета, необходимого для ведения нотариальной деятельности, по проведению операций по этим счетам, оплата за чековую книжку;
- расходы по приобретению канцелярских товаров, необходимых для деятельности и использованных в отчетном периоде;
- расходы по изготовлению реестров, бланков, приобретению бумаги в части их фактического использования в отчетном периоде;
- расходы по оплате услуг связи, относящиеся к деятельности нотариуса согласно предъявленным счетам.
Затраты по подключению к сети телефона, радиотелефона, то есть затраты, носящие капитальный характер, не исключаются из налогооблагаемого дохода. Затраты капитального характера следует отнести на увеличение стоимости телефона как основного средства с последующим начислением амортизации по установленным нормам в соответствии с едиными нормами амортизационных отчислений;
- расходы по приобретению нормативных документов, юридической литературы, газет и журналов, необходимых для осуществления деятельности, на основании накладных, счетов и иных платежных документов;
- оплата коммунальных услуг.
Если нотариус имеет помещение конторы, принадлежащее ему на праве личной собственности, то в состав расходов принимаются расходы по оплате коммунальных услуг, которые уплачиваются по установленным нормам;
- фактически уплаченные частным нотариусом в отчетном календарном году суммы членских взносов и платежей по страхованию деятельности нотариуса.
Обязанности уплаты членских взносов (как членов нотариальной палаты) и страхования своей деятельности предусмотрены Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 N 4462-1. Порядок уплаты членских взносов и страхования деятельности устанавливается Федеральной нотариальной палатой:
- другие документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с деятельностью частного нотариуса.
Валовой доход, уменьшенный на суммы документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода, и суммы вычетов и скидок составляют налогооблагаемый доход, с которого исчисляются платежи подоходного налога.
Советник налоговой службы I ранга | П.П.Грузин |
"Российский налоговый курьер" N 1, январь 1999 г.
--------------------
* С 1 января 1999 г. действует Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 N 34-н. - Прим. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru