Игорный бизнес. Перспективы налогообложения (Г.В.Кокаровцев, "Российский налоговый курьер" N 4, апрель 1999 г.)

Игорный бизнес. Перспективы налогообложения


Игорный бизнес во всех странах является крупным источником поступления денег в бюджет. В России эта сфера предпринимательства еще только начинает свое развитие.

В целях упорядочения деятельности хозяйствующих субъектов в сфере игорного бизнеса, а также контроля за уплатой налогов этими заведениями Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла ряд федеральных законов, среди них: Федеральный закон от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (далее - Закон N 142-ФЗ), Федеральный закон от 31.07.98 N 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Федеральный закон от 31.07.98 N 138-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

При этом Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" носит рамочный характер, то есть определяет основные принципы налогообложения дохода организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, а также устанавливает минимальные размеры ставок налога.


Кто и какие налоги платит?


Плательщиками налога на игорный бизнес согласно ст.3 Закона N 142-ФЗ являются:

- организации;

- обособленные подразделения организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса;

- физические лица;

- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Минимальный размер ставок в год составляет:

- за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона, - 1200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

- за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель, - 100 МРОТ;

- за каждый игровой автомат - 45 МРОТ;

- за каждую кассу тотализатора - 1200 МРОТ;

- за каждую кассу букмекерской конторы - 600 МРОТ.

Конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, определяются законодательными органами власти субъектов Российской Федерации и оформляются соответствующими актами. В настоящее время указанные нормативные акты приняты в 29 субъектах Российской Федерации из 89. Остальные субъекты Российской Федерации, до настоящего времени не установившие ставок налога на игорный бизнес, должны применять в отношении игорных заведений, расположенных на их территории, минимальные размеры ставок налога, установленные п.2 ст.5 Закона N 142-ФЗ.

Согласно п.5 ст.5 Закона N 142-ФЗ ставка налога в год на каждый объект налогообложения может уменьшаться на 20% в том случае, если в игорном заведении общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса будет:

- игровых столов - более 30;

- игровых автоматов - более 40.

При этом следует иметь в виду, что если в соответствии с учредительными документами налогоплательщик имеет право на занятие деятельностью в сфере игорного бизнеса и содержит несколько игорных заведений, то уменьшение ставки налога на 20% он вправе применять только по каждому конкретному игорному заведению, где имеет место указанное превышение, а не по общему количеству объектов налогообложения, находящихся в разных игорных заведениях.

Налоговая скидка применяется к минимальной ставке налога в год установленной п.2 ст.5 Закона N 142-ФЗ. Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 1 и 10 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" вправе самостоятельно устанавливать налоговые льготы, в пределах сумм налога, зачисляемых в их бюджет.

Закон N 142-ФЗ заменяет уплату налога с дохода казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, предусмотренного Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и взимаемого по ставке 90%, фиксированным платежом в размере, кратном минимальной месячной оплате труда, с каждого вида объекта игорного бизнеса. Таковыми в соответствии с федеральным законом являются: игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона; игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор.


Доходы, не облагаемые налогом


Учитывая норму ст.2 Закона N 142-ФЗ, согласно которой игорный бизнес - предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение, доходы игорных заведений, учтенные ими от игорного бизнеса, не должны облагаться следующими налогами:

- налогом на пользователей автодорог (п.2 ст.5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации");

- налогом с продаж (пп."д" п.1 ст.20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; далее - Закон N 2118-1);

- сбором за право использования местной символики (пп."п" п.1 ст.21 Закона N 2118-1;

- налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (пп."ч" п.1 ст.21 Закона N 2118-1);

- в соответствии с пп."о" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 16.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 1992-1) от обложения налогом на добавленную стоимость освобождены обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах.

Все остальные виды деятельности в сфере игорного бизнеса подлежат обложению налогом на добавочную стоимость в общеустановленном порядке до внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон N 1992-1.

При осуществлении игорным заведением наряду с игорным бизнесом других видов предпринимательской деятельности (реализация продукции общественного питания, розничная торговля, реализация концертных услуг и т.д.) указанное заведение обязано вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать налоги и другие обязательные платежи по указанным видам предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует также отметить, что детские игровые автоматы без выигрыша или с вещевым выигрышем, рекреационное (развлекательное) оборудование не подпадают под действие Закона N 142-ФЗ и налогообложение организаций, имеющих детские игровые автоматы, осуществляется в соответствии с действующим налоговым законодательством.

На наш взгляд, Закон N 142-ФЗ позволил повысить эффективность контроля со стороны МНС России за уплатой налогоплательщиками в бюджет сумм налога на игорный бизнес исходя только из фиксированной годовой ставки налогового сбора с каждого игрового стола, автомата либо кассы тотализатора, букмекерской конторы, а также ограничить хаотический рост числа игорных заведений. Прекратилась порочная практика сдачи "нулевых" или с убытком балансов. Понятно, что казино фактически не бывает убыточным, хотя до принятия Закона N 142-ФЗ в 65 регионах Российской Федерации, имеющих на своей территории игорные заведения, 40 казино работали якобы себе в убыток.


Что принесло России развитие игорного бизнеса?


В настоящее время на территории Российской Федерации действует 1297 игорных заведений. Количество объектов налогообложения составляет около 18 072 единиц, из них: игровых столов - 1856, игровых автоматов - 16 179, касс тотализаторов - 7, касс букмекерских контор - 30.

Существенно увеличились и поступления сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации. Так, только с 1 сентября 1998 г. налогоплательщики перечислили в консолидированный бюджет сумму налога на игорный бизнес в размере 44 млн. 3 тыс.руб., в федеральный - 42 млн. 635 тыс.руб. По сравнению с 40 млн.руб. в старом масштабе цен, поступившими в местные бюджеты в 1997 г., рост наблюдается значительный. Уже сегодня реализация Закона N 142-ФЗ позволила привлечь дополнительные средства в бюджеты регионов, поскольку региональные власти получили возможность установить реальные размеры ставок налога на игорный бизнес и проследить за его зачислением в свои бюджеты. В нынешнем году поступление налога на игорный бизнес, по прогнозным оценкам, должно составить 315 млн.руб.

В соответствии с приказом Госналогслужбы России от 23.12.98 N ГБ-3-09/336 зачисление суммы налога, определяемой в соответствии с Законом N 142-ФЗ и подлежащей внесению в федеральный бюджет, производится отдельным платежным поручением на раздел 1 и код 1010400 классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

Порядок зачисления сумм налога, причитающихся региональным бюджетам, определяется законодательными актами данных субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми устанавливаются ставки и открываются соответствующие счета в финансовых органах.

Расчет сумм налога представляется плательщиком в орган МНС России по месту регистрации объектов налогообложения ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Немаловажное значение Закон N 142-ФЗ имеет непосредственно для представителей игорного бизнеса, поскольку его введение дает им возможность осуществлять свою деятельность совершенно легально, без совершения уголовно наказуемых операций с денежной массой.


Советник налоговой службы I ранга

Г.В.Кокаровцев


"Российский налоговый курьер" N 4, апрель 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.