• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

НДС: плюсы и минусы (Д.Г.Черник, "Российский налоговый курьер" N 8, август 1999 г.)

НДС: плюсы и минусы


Налоговая реформа 1999 г. существенным образом затрагивает косвенные налоги. Так, намечалось значительно изменить налог на добавленную стоимость и акцизы; в большинстве регионов страны введен или вводится налог с продаж; есть изменения и по таможенным пошлинам.

Дискуссии о налоге на добавленную стоимость продолжаются в отечественной экономической литературе с момента его введения в 1992 г. Высказываются разные мнения о влиянии НДС на развитие экономики России, о налоговых ставках и льготах, механизме взимания в отдельных отраслях хозяйства, об облагаемой базе. Самый острый вопрос текущего года: снижать ли НДС в целях расширения налоговой базы или не снижать в целях лучшей сбалансированности годового бюджета. Различные, а зачастую прямо противоположные взгляды на данный налог связаны прежде всего с его внутренней противоречивостью.

С одной стороны, НДС очень удобен для выполнения фискальной функции. Налог имеет устойчивую базу обложения, которая к тому же мало зависит от текущих материальных затрат. Финансовые ресурсы начинают поступать в бюджет задолго до того, как произойдет окончательная реализация годовой продукции, работ или услуг, и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты НДС сложнее, чем от уплаты прямых налогов, например налога на прибыль. Выделение НДС отдельной строкой во всех платежно-расчетных документах позволяет налоговым органам достаточно эффективно контролировать поступления налога в бюджет. Кроме того, налогоплательщик не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при приобретении сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается. Поэтому неудивительно, что НДС получил распространение более чем в 40 странах земного шара, в том числе во всех развитых странах Европы.

Но есть и другая сторона медали. Дело в том, что, входя в цену продукции, налог на добавленную стоимость усиливает инфляционные процессы. Напомним, что в России НДС был введен в момент возникновения сильнейшей инфляции. Способствуя дополнительному росту цен, а вернее, делая этот рост вынужденным, налог снижает конкурентоспособность продукции, приводит к уменьшению платежеспособного покупательского спроса. Кроме того, оценивая фискальную составляющую НДС, необходимо учитывать дополнительные расходы, которые несет бюджетная сфера. Вследствие этого возникают предложения о кардинальном снижении ставки налога и даже о полном отказе от НДС

Налог на добавленную стоимость - один из самых молодых косвенных налогов. В 1919 г. в Германии началась налоговая реформа на основе Имперских правил налогообложения, разработанных министром финансов Эрцбергером. Ее главное значение состояло в ликвидации финансового суверенитета земель. В этих целях важная роль отводилась общегерманскому налогу с оборота, а Вильгельм фон Сименс предложил "улучшенный налог с оборота", напоминающий более поздний НДС. В 1931 г. экономист Томас Адамс предлагал заменить данный налог налогом на прибыль корпораций.

В современном виде налог на добавленную стоимость разработал в 1954 г. французский экономист М.Лоре, и в 1958 г. НДС вошел в налоговую систему Франции.

В нашей стране до 1992 г. существовал налог с оборота, которым облагался большой перечень товаров, преимущественно потребительских. Закон РСФСР N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" был подписан 6 декабря 1991 г., и с тех пор НДС занял первое по доходности бюджета место среди косвенных налогов.


Другие косвенные налоги


Другие косвенные налоги, в отличие от НДС, устанавливались еще в глубокой древности. В древнеримском государстве взимался налог с оборота, обычно по ставке 1%, а также особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, привратные пошлины, которые уплачивались у ворот города. Были известны в эту эпоху и акцизы на отдельные виды товаров.

В Древней Руси начиная с княжения Олега (?-912) косвенное налогообложение существовало в виде различных торговых пошлин: "мыт" - за провоз товаров через горные заставы, "перевоз" - за перевоз товаров через реку, "гостиная" пошлина - за право иметь склады, "торговая" - за право устраивать рынки. Пошлины стали единственным источником доходов российской казны в период татаро-монгольского ига, когда все прямые налоги уходили в Орду. Особо крупные доходы приносили торговые сборы.

Во все времена косвенные налоги не только наполняли казну, но и защищали национальных промышленников и торговцев, поддерживали их конкурентоспособность на рынке. Так, в 1653 г. в России был издан Торговый устав, определивший внешнюю таможенную пошлину в размере 8 или 10 денег с рубля, то есть 4 или 5%. А иностранцы помимо этого должны были платить еще таможенную пошлину - 12 денег с каждого рубля ввозимых и вывозимых товаров - и дополнительно проездную пошлину - 4 деньги с рубля. В целом для иностранных купцов пошлины составляли 12-13%. В 1667 г. в соответствии с Новоторговым уставом при проезде в глубь страны иностранцы стали платить еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.

Чрезмерное увлечение фискальной составляющей косвенных налогов нередко приводило к серьезным ошибкам в экономической политике государства. Ярким примером может служить эпизод времен царствования Алексея Михайловича (1629-1676). Войны с Польшей и Швецией, несколько неурожайных лет и падеж скота от эпидемий во второй половине 40-х гг. требовали громадных денежных ресурсов. И тогда была сделана попытка поправить положение царской казны с помощью косвенных налогов: акциз на соль был повышен сразу в 4 раза - с 5 до 20 коп. за пуд. Посчитали, что поскольку соль потребляют все слои населения, то налог разложится равномерно и будет поступать непрерывно и бесперебойно. Однако население России, особенно беднейшая его часть, кормилась, главным образом, из многочисленных богатых рыбой российских рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. Так создавались запасы на зиму. После увеличения акциза солить рыбу оказалось невыгодно, и она в огромном количестве стала портиться. Возник дефицит одного из основных продуктов питания. Казна же существенно не пополнилась, ибо снизилось количество покупаемой соли. Все это завершилось мощными "соляными" бунтами, после чего налог был снижен до прежних размеров.

В западных странах в XVII-XVIII вв. было заметно увлечение косвенными налогами. Французский экономист Ф.Дэмезон в 1666 г. писал, что акциз "способен один принести столько же и даже больше, чем все другие налоги". А автор теории трудовой стоимости, английский экономист У.Петти (1623-1687) в "Трактате о налогах и сборах" обосновывал преимущества косвенного обложения с научной точки зрения. Во-первых, каждый платит в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Налог чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости. Во-вторых, налог располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа. В-третьих, никто не уплачивает вдвое за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент. Хотя выдвинутые У.Петти положения сохраняют свою ценность и сегодня, но на различных этапах развития экономики соотношение прямых и косвенных налогов должно меняться.


Рецептов на все случаи жизни не существует


Надо отметить, что именно российские экономисты отошли от апологетики косвенных налогов и оценили их отрицательное влияние на некоторые стороны производства. Так, в 1913 г. Л.В.Ходский в книге "Основы государственного хозяйства. Курс финансовой науки" писал: "...необходимо, чтобы косвенные налоги не составляли главной основы финансовой системы страны, чтобы нормы обложения ими были не высоки и чтобы они не затрагивали предметов насущного потребления". Обосновывая свое мнение, автор доказывал, что результаты косвенного налогообложения стесняют производство, в особенности мелкое и среднее, и способствуют монополизации. Косвенные налоги обыкновенно составляют значительную часть издержек производства обложенного товара. Изменение обложения может легко сделать производство невыгодным там, где оно было прибыльным. Часть предприятий может разориться вследствие введения нового косвенного налога или увеличения его размера. Уцелевшие предприятия возместят свои потери с избытком, но гибель многих предприятий часто оказывается невозместимой для хозяйства страны.

Следует отметить, что увеличение косвенного налога всегда вызывает повышение цен в большей степени, чем само налогообложение. Переплаты со стороны населения превышают поступления в казну. Косвенные налоги вызывают необходимость в значительном оборотном капитале, что увеличивает издержки производства. Есть и другие причины несоразмерного с налогом подорожания обложенных товаров,

Итак, теория и практика налогообложения приводят нас к мысли о том, что при проведении налоговой политики нет рецептов на все случаи жизни. Налоговая политика государства должна исходить из конкретной экономической ситуации и поставленных на перспективу задач. Роль и соотношение прямых и косвенных налогов с течением времени меняются. Понятно, что финансовый кризис подталкивает к усилению фискальной функции налогов, получению сиюминутного финансового результата. Однако интересы стратегического развития современной российской экономики требуют иных решений, направленных на поддержку отечественных товаропроизводителей, на повышение их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках, ибо только это может дать увеличение налоговой базы.


Государственный советник
налоговой службы I ранга,
доктор экономических наук,
профессор, академик Российской
академии естественных наук,
заслуженный экономист
Российской Федерации

Д.Г.Черник


"Российский налоговый курьер" N 8, август 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.