Управленческий учет по формуле "три в одном" (Г.Ю.Касьянова, "Российский налоговый курьер" N 8, август 1999 г.)

Управленческий учет по формуле "три в одном"*(1)


Одна из главнейших задач руководителя любого предприятия - с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы (не только материальные и трудовые, но и емкости рынка, возможности привлечения заемных средств и т.п.). А для этого как минимум необходима информация о наличии таких ресурсов, которая и является базой для разработки и принятия тех или иных управленческих решений. С помощью стандартного бухгалтерского учета оперативно получить подобные сведения невозможно по той простой причине, что он основан на системе ежемесячного формирования отчетных данных (а за месяц неизвестности в наше время можно потерять все).

Поэтому для получения необходимой информации были созданы управленческий учет и управленческая отчетность. Но вести параллельно два самостоятельных вида учета - бухгалтерский и управленческий - занятие довольно дорогое и неэффективное, тем более что к ним добавляется еще и налоговый учет. Если же систему заполнения бухгалтерских регистров немного перестроить, то и бухгалтерский, и налоговый учет можно совместить с управленческим. В этом случае руководитель каждый день будет получать все необходимые ему сведения, а бухгалтер по мере необходимости - все данные для составления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Кроме того, переход на такой способ ведения управленческого учета (по полной схеме или фрагментарно) позволит еще раз пересмотреть и упорядочить существующую систему распределения должностных обязанностей и систему организации документооборота, выявить пути оптимизации учетной политики, использования денежных и материальных ресурсов и т.д.

Поскольку речь идет о внедрении новой системы управленческого учета, то естественно возникает вопрос: с чего начать и как достичь ощутимых результатов в максимально короткие сроки? Одним из наиболее приемлемых вариантов является создание системы управленческой отчетности предприятия. При этом можно не только быстро достичь ощутимых результатов, но и проверить наличие источников необходимой информации и их качество. В результате вы будете располагать всеми данными, необходимыми для формирования полномасштабной системы управленческого учета.


Система управленческой отчетности


Предлагаемая автором система управленческой отчетности представляет собой комплекс составляемых на основе первичных учетных документов специальных форм отчетности, в каждой из которых отражается та или иная сторона деятельности организации.

Все формы управленческой отчетности могут быть применены как организациями, не использующими традиционные журналы-ордера (малые предприятия; организации, применяющие упрощенную систему учета и отчетности; организации, ведущие бухгалтерский учет на компьютере в специально разработанных таблицах), так и организациями, чей учет построен на применении журнально-ордерной формы счетоводства (которые могут, не ломая систему учета полностью, приспособить ее для получения необходимых дополнительных данных за счет изменения форм аналитического учета, например путем добавления новых строк и граф).

Применение самостоятельно разработанных или изменение утвержденных в централизованном порядке форм бухгалтерских регистров вполне допустимо. В соответствии с п.19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н и вступило в силу с 1 января 1999 г.) формы регистров бухгалтерского учета могут разрабатываться самими организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета (хозяйственные операции должны отражаться в бухгалтерских регистрах в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета).

Приведем стандартный (минимальный) набор управленческих отчетов, который может быть использован как основа системы управленческой отчетности:

- отчет о продажах;

- отчет о запасах готовой продукции;

- отчет по незавершенному производству;

- отчет о произведенной продукции;

- отчет о запасах материалов и комплектующих;

- отчет о закупках;

- отчет о бартерных сделках;

- отчет о дебиторской задолженности;

- отчет о кредиторской задолженности;

- сводный отчет;

- отчет о движении денежных средств.

Приведенный список является стандартным в том смысле, что наличие таких или аналогичных отчетов требуется практически на любом коммерческом предприятии. Содержание каждого отчета также рассматривается в некоторой минимальной форме, поскольку данная система подлежит адаптации к конкретному виду бизнеса и конкретному предприятию с учетом, в частности, его возможностей по сбору той или иной информации.

Для решения конкретных задач предприятия только этих форм может оказаться недостаточно. Типичные дополнительные отчеты, которые могут потребоваться, должны содержать обобщенные данные, представленные в табличном или графическом виде, организованные, скажем, по группам реализуемых товаров, по видам бизнеса. В ежедневных отчетах, содержащих данные такого рода, финансовая составляющая обычно имеет существенно больший вес по сравнению с материальной. Так, например, для торговой фирмы в недельном сводном отчете о продажах важно иметь данные о средней цене продаж, средней цене закупки реализуемой номенклатуры товаров, средней рыночной цене и ценах, предлагаемых конкурентами за данный период.

Все необходимые дополнительные данные вы можете включить в предлагаемые типовые формы либо разработать по нашей методике собственные формы управленческой отчетности. При этом форма составления отчетов зависит от их содержания и способов использования информации. В результате вы будете иметь практически полный спектр необходимой информации по различным направлениям и в различных разрезах.

В качестве примера рассмотрим составление отчетов о продажах.


Отчеты о продажах


Для того чтобы решить, каким бизнесом вы хотите заняться, в первую очередь необходима информация о том, что и в каком количестве вы сможете продать. Поэтому планирование любого бизнеса начинается с планирования продаж. Для оценки эффективности текущих продаж и планирования будущих нужна информация об общем потенциале рынка, о ваших покупателях и конкурентах, в том числе потенциальных.

Значительную часть необходимых сведений (в том числе о состоянии рынка) и даже некоторую информацию о конкурентах вы сможете получить, анализируя информацию о собственных продажах. Правильная постановка работы по составлению отчетности и оперативное получение всеми заинтересованными лицами данных об общей динамике продаж и обо всех отклонениях от намеченного плана позволяет не только следить за ситуацией на рынке, но и своевременно выявлять "болевые" точки, по которым необходимо проводить более тщательный анализ сложившейся ситуации.


Технология составления отчетов


Содержание отчета о продажах зависит от того, какую информацию вы хотите из него получить. С помощью отчетов по каждому выпускаемому компанией продукту или по группе продуктов (товарной группе) вы будете знать динамику продаж продукта, сможете включать в такие отчеты сведения о его себестоимости, продажных ценах, уровне запасов на складе. Из отчетов, составляемых в разрезе покупателей, вы сможете извлечь все необходимые сведения о реализации продукции каждому покупателю и ее оплате. Отчет о продажах может быть составлен и по другим признакам, например по каналам сбыта (опт, мелкий опт, розница), по формам оплаты (наличные, безналичный расчет, бартер). Как правило, в одном отчете обычно сочетаются один-два признака. Иногда, наоборот, составляется несколько отчетов по разным признакам. Иначе говоря, выбор того или иного варианта составления отчета и частота его составления зависят от потребностей конкретного предприятия.

Один экземпляр отчета о продажах за месяц может передаваться в бухгалтерию и использоваться в качестве регистра аналитического учета, на основании которого производятся записи в главной книге, журнале-ордере или иных регистрах синтетического учета. Если отчет о продажах составлен по покупателям, то он может заменить ведомость N 16, а если по видам продукции, местам хранения и каналам сбыта, то его можно использовать вместо отчета о реализации продукции и т.п. Если же отчет о продажах составлен по нескольким признакам, то для целей отражения операций в учете он может использоваться более широко.

Отчет может составляться с любой периодичностью, необходимой для данной организации, например:

- после каждой выписки счета покупателю;

- после каждой фактической отгрузки продукции;

- после получения новой продукции на склад;

- ежедневно;

- еженедельно;

- в конце месяца (составление итогового отчета за месяц необходимо для взаимоувязки бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности).

Как мы уже отмечали, отчеты о продажах могут составляться в самых разнообразных формах, в зависимости от конкретных условий деятельности организации и потребностей аппарата управления в той или иной информации. Предлагаем читателям рассмотреть порядок составления отчетов о продажах на примере достаточно универсальной формы такого отчета, которая может быть взята ими за основу при разработке собственных форм отчетности, учитывающих условия деятельности конкретного предприятия.


Отчет о продажах, составленный по видам продукции и местам хранения


Рассмотрим составление отчета о продажах ООО "Сладкоежка" за период с 16 по 31 марта 1999 г. Допустим, что организация небольшая и что отчет о продажах составляет кладовщик (в этом случае отчет отражает движение готовой продукции на складе и может быть использован при формировании бухгалтерской и налоговой отчетности). Кроме того, допустим, что этот отчет составляется раз в две недели*(2).


Отчет глазами его составителя


По состоянию на 16 марта 1999 г. в ООО "Сладкоежка" имелась следующая информация о продажах*(3) (см. документ 1).


Документ 1
ООО "Сладкоежка"


Отчет
о продажах карамели "Мечта" за 01-15 марта 1999 г.


Код продукта 11345 Единица измерения кг Продажная цена,
руб.:
План продаж: Минимальный уровень
запасов
плановая минимальная
на месяц на отчетный
период
600 240 50 19 16
Дата Готовая
продукция
Продажи
Ос-
та-
ток
на
на-
ча-
ло
дня
Пос-
ту-
пило
(вы-
пу-
ще-
но)
за
день
Планируемые Сведения о покупателе Фактические
Ко-
ли-
чес-
тво,
кг
Ко-
ли-
чес-
тво,
кг
Ко-
ли-
чес-
тво,
кг
Це-
на,
руб.
Сум-
ма,
руб.
Наи-
ме-
но-
ва-
ние
по-
ку-
па-
теля
N и
да-
та
ко-
нт-
ра-
кта
(
до-
го-
во-
ра)
N и
да-
та
сч-
ета
(с-
че-
та-
фа-
кт-
ур-
ы)
N и
да-
та
на-
кл-
ад-
ной
Про-
чие
све-
де-
ния
(вид
оп-
латы
и т.
п.)
Ко-
ли-
чес-
тво,
кг
Цена,
руб.
Сум-
ма,
руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
01.03.99                          
...                          
Итого 90 180 160   2915           160   2990

Отчет составил кладовщик ___(подпись)_____ Иванов И.И. Отчет проверил бухгалтер ___(подпись)_____ Николаева Н.Н.


Заключены договоры на поставку карамели "Мечта":

- с ООО "Лотос" N 127/12 от 15 февраля 1999 г. - на 75 кг по цене 18 руб. за 1 кг на условиях предоплаты. Срок поставки - 18 марта 1999 г.;

- с ОАО "Орхидея" N 129/149 от 20 февраля 1999 г. - на 90 кг по цене 18 руб. за 1 кг (в обмен на встречную поставку сырья). Срок поставки - 22 марта 1999 г.

За период 16-31 марта 1999 г. мы имеем следующие данные:

1) заключены договоры на поставку карамели "Мечта":

- с ЗАО "Лютик" N 141/47 от 18 марта 1999 г. - на 35 кг по цене 19 руб. за 1 кг на условиях оплаты в течение 10 дней с момента отгрузки. Срок поставки - 25 марта 1999 г.;

2) передано на склад карамели:

- 17 марта 1999 г., приходный ордер N 121 - 40 кг;

- 19 марта 1999 г., приходный ордер N 122 - 75 кг;

- 22 марта 1999 г., приходный ордер N 123 - 70 кг;

- 26 марта 1999 г., приходный ордер N 124 - 65 кг;

- 30 марта 1999 г., приходный ордер N 125 - 30 кг;

3) отгружено покупателям:

- 18 марта 1999 г.: ООО "Лотос" по накладной N 147/12 от 18 марта 1999 г. - 55 кг по цене 18 руб. за 1 кг на сумму 990 руб. на условиях предоплаты;

- 19 марта 1999 г.: ЗАО "Ромашка" по накладной N 148/12 от 19 марта 1999 г. - 40 кг по цене 19 руб. за 1 кг на сумму 760 руб. с оплатой за наличный расчет;

- 22 марта 1999 г.:

- ОАО "Орхидея" по накладной N 149/12 от 22 марта 1999 г. - 90 кг по цене 18 руб. за 1 кг на сумму 1620 руб. по договору мены;

- ООО "Лотос" по накладной N 150/12 от 22 марта 1999 г. - 35 кг по цене 19 руб. за 1 кг на сумму 665 руб. за наличный расчет;

- 26 марта 1999 г.: ЗАО "Лютик" по накладной N 151/12 от 26 марта 1999 г. - 45 кг по цене 19 руб. за 1 кг на сумму 855 руб. с оплатой в течение 10 дней с момента получения товара.

До наступления отчетного периода (в конце дня 15 марта или утром 16 марта) бухгалтер должен передать кладовщику бланк отчета о продажах за период с 16 по 31 марта 1999 г. с внесенными в него сведениями о запланированных поставках - ООО "Лотос" и АООТ "Орхидея" (см. документ 2). При этом поскольку договор с ЗАО "Лютик" был заключен позднее, то сведения о нем должны быть переданы кладовщику дополнительно специальной справкой*(4).


Документ 2
ООО "Сладкоежка"


Отчет
о продажах карамели "Мечта" за 16-31 марта 1999 г.


Код продукта 11345 Единица измерения кг Продажная цена,
руб.:
План продаж: Минимальный уровень
запасов
плановая минимальная
на месяц на отчетный
период
600 360 50 19 16
Дата Готовая
продукция
Продажи
Ос-
та-
ток
на
на-
ча-
ло
дня
Пос-
ту-
пило
(вы-
пу-
ще-
но)
за
день
Планируемые Сведения о покупателе Фактические
Ко-
ли-
чес-
тво,
кг
Ко-
ли-
чес-
тво,
кг
Ко-
ли-
чес-
тво,
кг
Це-
на,
руб.
Сум-
ма,
руб.
Наи-
ме-
но-
ва-
ние
по-
ку-
па-
теля
N и
да-
та
ко-
нт-
ра-
кта
(
до-
го-
во-
ра)
N и
да-
та
сч-
ета
(с-
че-
та-
фа-
кт-
ур-
ы)
N и
да-
та
на-
кл-
ад-
ной
Про-
чие
све-
де-
ния
(вид
оп-
латы
и т.
п.)
Ко-
ли-
чес-
тво,
кг
Цена,
руб.
Сум-
ма,
руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
16.03.99                          
17.03.99                          
18.03.99     75 18 1350 ООО
"Ло-
тос"
N
127
/12
15.
02.
99
    Пре-
доп-
лата
пла-
теж-
ным
по-
ру-
че-
нием
     
19.03.99                          
22.03.99     90 18 1620 ОАО
"Ор-
хи-
дея"
N
129
/14
20.
02.
99
    Бар-
тер
     
...                          
31.03.99                          
Итого     165   2970                

Отчет составил кладовщик ___(подпись)_____ Иванов И.И. Отчет проверил бухгалтер ___(подпись)_____ Николаева Н.Н.


В течение отчетного периода кладовщик вносит все сведения о движении товаров в бланк отчета и в установленные сроки или по мере необходимости представляет руководству заполненный отчет (его копию) за своей подписью (см. документ 3). По окончании месяца заполненный отчет, подписанный кладовщиком, сдается в бухгалтерию в качестве отчета о движении готовой продукции на складе с приложением к нему всех необходимых оправдательных документов (приходные ордера и накладные на отпуск товаров покупателям).


Документ 3
ООО "Сладкоежка"


Отчет
о продажах карамели "Мечта" за 16-31 марта 1999 г.


Код продукта 11345 Единица измерения кг Продажная цена,
руб.:
План продаж: Минимальный уровень
запасов
плановая минимальная
на месяц на отчетный
период
600 360 50 19 16
Дата Готовая
продукция
Продажи
Ос-
та-
ток
на
на-
ча-
ло
дня
Пос-
ту-
пило
(вы-
пу-
ще-
но)
за
день
Планируемые Сведения о покупателе Фактические
Ко-
ли-
чес-
тво,
кг
Ко-
ли-
чес-
тво,
кг
Ко-
ли-
чес-
тво,
кг
Це-
на,
руб.
Сум-
ма,
руб.
Наи-
ме-
но-
ва-
ние
по-
ку-
па-
теля
N и
да-
та
ко-
нт-
ра-
кта
(
до-
го-
во-
ра)
N и
да-
та
сч-
ета
(с-
че-
та-
фа-
кт-
ур-
ы)
N и
да-
та
на-
кл-
ад-
ной
Про-
чие
све-
де-
ния
(вид
оп-
латы
и т.
п.)
Ко-
ли-
чес-
тво,
кг
Цена,
руб.
Сум-
ма,
руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
16.03.99 90 -                      
17.03.99 90 -                      
18.03.99 90 40 75 18 1350 ООО
"Ло-
тос"
N
127
/12
15.
02.
99
    Пре-
доп-
лата
пла-
теж-
ным
по-
ру-
че-
нием
55 18 990
19.03.99 75 75       ЗАО
"Ро-
маш-
ка"
-     На-
лич-
ный
рас-
чет
40 19 760
22.03.99 110 70 90 18 1620 ОАО
"Ор-
хи-
дея"
N
129
/14
20.
02.
99
    Бар-
тер
90 18 1620
          ООО
"Ло-
тос"
      На-
лич-
ный
рас-
чет
35 19 665
...                          
25.03.99 55 - 35 19 665 ЗАО
"Лю-
тик"
N
141
/47
18.
03.
99
    Без-
на-
лич-
ный
рас-
чет
в
те-
че-
ние
10
дней
     
26.03.99 55 65       ЗАО
"Лю-
тик"
      Без-
на-
лич-
ный
рас-
чет
в
те-
че-
ние
10
дней
45 19 885
...                          
31.03.99 75 30                      
Итого за
отчетный
период
105 280 200   3635           265   4890
Итого с
начала
месяца
105 460 360   6550           425   7880

Отчет составил кладовщик ___(подпись)_____ Иванов И.И. Сумма НДС, подлежащая получению от покупателей:

- за отчетный период - 815 руб.

- всего с начала месяца - 1 313,33 руб.


Отчет проверил бухгалтер ___(подпись)_____ Николаева Н.Н.
                        Отчет глазами бухгалтера

Бухгалтер проверяет полученный от кладовщика отчет (сверяет внесенные в него данные с данными первичных учетных документов) и удостоверяет правильность составления отчета своей подписью. Здесь же он может сделать дополнительные расчеты, необходимые для составления бухгалтерской и налоговой отчетности (например подсчитать общую сумму НДС, подлежащую получению от покупателей).

Данные об объеме реализованной продукции из отчета о продажах сверяются с данными о размере задолженности покупателей по оплате реализованной продукции, возникшей в течение отчетного периода, которые можно взять из отчета о дебиторской задолженности.

На основании отчетов о продажах за периоды с 1 по 15 и с 16 по 31 марта 1999 г., используя итоговую строку отчета за 16-31 марта, бухгалтер делает записи в регистрах синтетического учета (ведомостях или журналах-ордерах)*(5):

Дебет счета 62 Кредит счета 46 - 7880 руб. - продукция отгружена покупателям;

Дебет счета 46 Кредит счета 76 - 1313,33 руб. - отражена сумма НДС, подлежащая получению от покупателей (при учетной политике "по оплате")

или:

Дебет счета 46 Кредит счета 68 - 1313,33 руб. - отражена сумма НДС, подлежащая получению от покупателей (при учетной политике "по отгрузке").

При учетной политике "по отгрузке" на основании отчета может быть заполнена также строка 3 налоговой декларации по НДС за март 1999 г.*(6)

Если организация небольшая и покупателей немного, то в отчет о продажах можно добавить графы об оплате продукции покупателями, которые будет заполнять бухгалтер. В этом случае отчет о продажах полностью заменит еще и регистры синтетического учета расчетов с покупателями (учета расчетов по счету 62).

Таким образом, мы действительно имеем "три в одном", то есть формы управленческой отчетности могут использоваться при ведении как бухгалтерского, так и налогового учета.


Отчет глазами руководителя


А теперь вернемся к основному назначению отчета - формированию сведений, необходимых для принятия управленческих решений. Какие же выводы должен сделать руководитель или специалист, занимающийся планированием и анализом хозяйственной деятельности организации, проанализировав этот отчет?

1. Организация производит и реализует меньше продукции, чем предусмотрено планом (460 кг вместо 600 кг). Следовательно, необходимо произвести более тщательный анализ рынка и обратить внимание на эффективность труда работников, занимающихся сбытом продукции.

Возможно, проблема низкого спроса кроется в недостаточно гибкой ценовой политике.

Если увеличить объем продаж не представляется возможным, тогда как выпуск именно этой продукции все же пока целесообразен, то следует уточнить целый ряд показателей, оказывающих влияние на себестоимость и объем продаж.

2. Неритмичность производства (объем выпуска продукции в отдельные дни значительно колеблется). Это может быть признаком:

- неправильной организации труда или низкой производительности труда отдельных смен или бригад;

- нарушения технологии;

- воровства или иных злоупотреблений (например тот, кто меньше производит, в "свободное от основной работы время" занимается выпуском "левой" продукции или прямо противоположная ситуация: тот, кто производит больше, занимается приписками, "приворовывая" выработку у соседа).

3. Образование сверхнормативных запасов готовой продукции. Следствием этого будет увеличение суммы налога на имущество. Поэтому если бы отчет о продажах оказался на столе у руководителя не 31-го, а, скажем, 25-26 марта, то вполне можно было бы прекратить выпуск продукции за несколько дней до конца месяца. Рабочие были бы рады дополнительным дням отдыха, а организация смогла бы сэкономить на налогах*(7).

Если и в начале апреля не предвидится больших объемов продаж, то всех (или часть) работников фирмы можно было бы распустить на весенние каникулы (например пасхальные).

4. ЗАО "Лютик" без предварительной оплаты отгружено больше продукции, чем предусмотрено договором. Следует выяснить причины.

5. Продукция реализуется по более низким ценам, чем предусмотрено планом. Это происходит потому, что при разработке плана не была учтена возможность предоставления скидок. Следует уточнить плановые показатели и порядок их расчета.


* * *


Отчет о продажах, составленный по предложенной выше форме, дает менеджерам предприятия достаточно информации о наличии готовой продукции и динамике продаж. Однако эта форма имеет и свои недостатки: она довольно громоздка, что создает определенные неудобства при ее использовании. Кроме того, в ней отсутствуют аналитические показатели (расчет отклонений цены и объема продаж от плановых величин, расчетные показатели, характеризующие динамику продаж по периодам, и т.п.). Поэтому для управленческих целей на основе отчетов о продажах на средних и крупных предприятиях целесообразно составлять сводки о продажах. При этом в зависимости от потребностей конкретной организации может составляться одна или несколько сводок о продажах в различных разрезах (по видам продукции, каналам сбыта, видам оплаты, покупателям и т.п.).


_____________________________

*(1) В данной статье даются только самые общие рекомендации по ведению в организациях управленческого учета и управленческой отчетности по предлагаемой автором системе. Более подробную информацию по этому вопросу, а также практические рекомендации по совмещению бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности вы найдете в книге Г.Ю.Касьяновой и С.Н.Колесникова "Управленческий учет по формуле "три в одном", М., Статус-Кво 97, 1999, из серии "Практические рекомендации для бухгалтера и руководителя". Справки о приобретении по телефоном: 737-80-43, 274-24-00.

*(2) Напомним, что отчеты могут составляться с любой периодичностью (на крупных предприятиях, кок правило, ежедневно), но в большинстве случаев целесообразно делать это не реже раза в неделю.

*(3) Поскольку для составления отчета о продажах за 16-31 марта 1999 г. необходимы только итоговые донные отчета о продажах за предшествующий период (1-15 марта), мы приводим только одну (итоговую) строку отчета.

*(4) Порядок передачи этой информации может быть и иным (например: кладовщику передается сводка по заключенным договорам на поставку, а он сам отражает полученные сведения в отчете о продажах).

*(5) В небольших организациях или при ведении бухгалтерского учета с использованием компьютерной программы отчет может заменить и некоторые регистры синтетического учета (ведомости и журнал-ордер) и на его основании может заполняться непосредственно главная книга (или журнал учета хозяйственных операций).

*(6) При учетной политике "по оплате" декларация по НДС может заполняться на основании специального расчета, произведенного с использованием данных из отчета о продажах, в котором должны быть учтены сведения об оплате продукции за предшествующий отчетный период, и отчета о дебиторской задолженности.

*(7) Отметим, что действительная экономия будет только в том случае, если оплата труда производится по сдельным расценкам или если потом рабочие наверстают недоработанное. В противном случае реальной экономии не будет из-за увеличения непроизводительных расходов (оплата сотрудникам неотработанного времени, в течение которого фирма не будет получать от них никакой выгоды).


Начальник отдела методологии налогообложения,
бухгалтерского учета и экономического анализа
Издательско-консультационной
компании "Статус-Кво 97"

Г.Ю.Касьянова


"Российский налоговый курьер" N 8, август 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.