Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом (ст. 82 НК РФ).
В 1998 г. госналогинспекции Приморского края провели выездные (или, как их называли ранее, документальные) проверки 5927 предприятий. При этом практически по каждому второму предприятию использовалась косвенная информация, то есть любая информация, получаемая налоговыми органами из различных источников, за исключением обязательной бухгалтерской и налоговой отчетности. Именно эти дополнительно полученные сведения позволили начислить 49% от общей суммы доначислений в прошлом году.
Какие же преимущества дает налоговому инспектору наличие косвенной информации о налогоплательщике? В первую очередь это позволяет выявлять налогоплательщиков, в отношении которых можно предположить наибольшую вероятность налоговых нарушений, и, следовательно, включать их в план проведения проверок. Кроме того, создание базы данных косвенной информации о налогоплательщиках позволяет повысить эффективность других видов налоговых проверок (по причинам реорганизации, ликвидации, в соответствии с национальным планом проверок и т.д.). Косвенная информация делает налогоплательщика практически "прозрачным", поэтому уйти от налогообложения ему будет значительно сложнее, а иногда и практически невозможно.
Что можно отнести к косвенной информации?
К регулярно поступающей косвенной информации о налогоплательщиках относятся следующие данные:
- сведения о движении денежных средств на счетах в банках;
- статистические данные, предоставляемые органами государственной статистики;
- информация о владении и совершении сделок с недвижимым имуществом, предоставляемая бюро технической инвентаризации и центрами государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
- информация о внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков;
- информация о реализации крупными региональными производителями продукции, пользующейся повышенным спросом (прежде всего, производителями алкогольной продукции);
- информация о перевозках грузов по железной дороге;
- информация о перевозках грузов через морские порты;
- информация о перевозках грузов автотранспортом, предоставляемая Российской транспортной инспекцией;
- информация о владении и передаче в аренду земельных участков, предоставляемая земельными комитетами;
- информация, предоставляемая Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг;
- информация, предоставляемая Администрацией Приморского края, органами местного самоуправления;
- информация о выдаче лицензий, предоставляемая Лицензионной палатой;
- информация о наличии автотранспорта, предоставляемая органами ГИБДД;
- информация, предоставляемая Федеральной миграционной службой России.
Правовой основой взаимодействия налоговых органов с источниками косвенной информации является ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в которой сказано, что "налоговые органы вправе: требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов...", а также совместные соглашения об информационном взаимодействии с вышеуказанными органами.
В настоящее время наиболее эффективной является косвенная информация, получаемая в ходе выездных налоговых проверок. При их проведении налоговые инспекторы производят сбор косвенной информации, характеризующей налогоплательщика по следующим показателям:
- реализация и приобретение продукции;
- наличие и сдача в аренду основных фондов предприятий, особенно тех, которые могут реально служить для извлечения прибыли или реализации продукции (услуг), прежде всего торговых площадей, складов, бензозаправочных станций и т.д.;
- финансовые вложения предприятий (в том числе в ценные бумаги);
- вексельное обращение (включая эмиссию, передачу и погашение векселей);
- расчеты через третьих лиц;
- наличие филиалов и других обособленных структурных подразделений предприятий.
Для государственных налоговых инспекторов, которые проводят выездные проверки, разработан пакет форм документов с перечнем необходимых реквизитов. Основанием для истребования документов - носителей косвенной информации - является п.1 ст. 93 НК РФ: "Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика (иного обязанного лица) необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий".
С 1 января 1999 г. стало возможным истребование у налогоплательщиков указанных документов и при проведении камеральных налоговых проверок. Статья 88 НК РФ гласит: "Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа." ... "При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов..."
Использование полученной информации
Полученные в ходе выездных проверок налогоплательщиков документы, содержащие косвенную информацию, в течение месяца вносятся в объединенную базу данных косвенной информации. Для этого используется АРМ (автоматизированное рабочее место) "Tax Indirect", содержащий в настоящее время формы для внесения 30 типов документов. Копии документов на бумажных носителях хранятся в государственной налоговой инспекции, осуществлявшей проверку.
Базы данных ежемесячно передаются районными инспекциями в ГНИ по Приморскому краю. Документы, полученные при выездных проверках, имеют отношение и к налогоплательщикам, состоящим на учете в районной налоговой инспекции, осуществлявшей проверку, и к налогоплательщикам, стоящим на учете в других инспекциях. Поэтому в отделе обработки информации о плательщике ГНИ по Приморскому краю указанные документы выделяются из присылаемых баз данных, сортируются и направляются в районные инспекции для использования в контрольной работе. Такой процесс обмена информацией между районными ГНИ производится ежемесячно.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций, документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Таким образом, в ходе камеральной проверки может быть проверено соответствие данных косвенной информации и данных отчетности предприятия. При необходимости у налогоплательщика можно истребовать документы, подтверждающие данные косвенной информации, содержащиеся в АРМе "Tax Indirect".
При подготовке выездной налоговой проверки налоговый инспектор делает запрос к базе данных через АРМ "Tax Indirect" или АРМ "Налогоплательщик" и получает имеющиеся по проверяемому налогоплательщику электронные копии документов, содержащих косвенную информацию. В ходе проверки инспектор на основании ст. 93 НК РФ вправе истребовать соответствующие подтверждающие документы. В случае обнаружения нарушений налогового законодательства из районной госналогинспекции, первоначально получившей косвенную информацию при проверке налогоплательщиков, запрашиваются заверенные копии первичных документов, при проверке которых обнаружены нарушения.
Косвенная информация позволяет улучшить планирование выездных налоговых проверок. Для этого используется АРМ "Государственный реестр предприятий", с помощью которого можно производить запросы к базе данных о налогоплательщиках. В качестве условий поиска используются несколько реквизитов. При этом на значение каждого из них накладывается свое ограничение. Реквизиты, содержащиеся в АРМе, относятся:
- к регистрационным данным налогоплательщиков;
- итоговым данным лицевых счетов налогоплательщиков (начисления и поступления налогов и платежей);
- итоговым данным косвенной информации;
- представлению отчетности.
При планировании выездных проверок производится выборка налогоплательщиков, имеющих наибольшие обороты по данным косвенной информации. Затем условия запроса усложняются. Так, например, можно выбрать налогоплательщиков, которые при наличии косвенной информации не представили в данный период отчетность или представили нулевую отчетность. Можно выделить и налогоплательщиков, имеющих наибольшие начисления (поступления) налоговых платежей, а также наибольшую недоимку, и при этом имеющих наименьшие объемы реализации товаров (работ, услуг) или наименьший уровень рентабельности и т.д. по сравнению с предприятиями аналогичной сферы деятельности.
Возможность выявления потенциальных нарушителей налогового законодательства
АРМ "Налогоплательщик" позволяет осуществлять доступ ко всему массиву информации о налогоплательщиках - юридических и физических лицах, в том числе к информации Государственного реестра предприятий и физических лиц, информации лицевых счетов налогоплательщиков, информации отчетных документов налогоплательщиков, а также к косвенной информации о налогоплательщиках. Это позволяет проводить всесторонний анализ для выявления налогоплательщиков, в отношении которых можно предположить повышенную вероятность нарушений налогового законодательства. При этом работа проводится по следующим направлениям:
- анализ финансово-хозяйственных взаимосвязей налогоплательщиков (с помощью данных об общих учредителях или о физических лицах, занимающих руководящие должности в нескольких организациях, данных о движении средств на банковских счетах налогоплательщиков и т.д.);
- проверка согласования взаимосвязанных показателей и форм бухгалтерской отчетности;
- анализ динамики отдельных показателей бухгалтерской отчетности (выручки, прибыли, себестоимости, фонда оплаты труда и др.);
- анализ структуры (и ее динамики) источников средств и распределения активов налогоплательщиков;
- анализ динамики налоговых начислений и поступлений недоимки/переплаты;
- анализ динамики расчетных показателей, характеризующих финансовую устойчивость и платежеспособность, рентабельность, оборачиваемость активов;
- комплексный анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков в отраслевых и территориальных разрезах.
Вышеуказанные виды анализа, применяемые в совокупности, позволяют выявлять такие налоговые периоды, когда существует повышенная вероятность налоговых нарушений. Когда, например, в определенном периоде выручка и прибыль предприятия растут, а поступления налоговых платежей снижаются, или когда платежеспособность предприятия улучшается, а недоимка растет, и т.д.
Примером успешного использования косвенной информации может служить документальная проверка одного из крупных предприятий пищевой промышленности, проведенная в IV квартале прошлого года работниками Государственной налоговой инспекции по г.Владивостоку. Встречной проверкой был установлен факт неотражения на счетах баланса проверяемого предприятия ячменя, отгруженного в июне 1997 г., вследствие чего произошло занижение среднегодовой стоимости имущества и, следовательно, налога на имущество. В результате было начислено в бюджет налогов и штрафных санкций на сумму 2 млн. 637 тыс.руб. С помощью сведений о наличии автотранспорта, представленных органами ГИБДД г.Владивостока, было установлено, что из-за невключения в налогооблагаемую базу автомобилей, стоящих на балансе предприятия, был занижен налог с владельцев транспортных средств. В итоге начислено 46,5 тыс.руб. налога.
Использование косвенной информации позволило выявить на территории Приморского края 458 налогоплательщиков, осуществляющих деятельность не по месту регистрации, в том числе 224 налогоплательщика, зарегистрированных в "зонах экономического благоприятствования". Госналогинспекциями края проведена работа по розыску, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению указанных налогоплательщиков. Регулярное пополнение базы данных и использование косвенной информации в ходе выездных и камеральных проверок налогоплательщиков в течение последних трех-четырех лет существенно повысило налоговую дисциплину в регионе. В настоящее время, в частности, значительно снизилось количество фактов неоприходования товара, полученного по импорту или закупленного у производителей алкогольной продукции.
По состоянию на 1 января нынешнего года в интегрированной базе данных косвенной информации по Приморскому краю имеются сведения по 16 517 предприятиям, что составляет более 50% действующих налогоплательщиков - юридических лиц. Отделом обработки информации о плательщике в базу данных "Tax Indirect" было занесено 117 856 документов. Грамотное и планомерное использование имеющейся информации позволило увеличить объем налоговых поступлений в бюджет от налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории региона.
Руководитель Государственной | Т.А.Бутова |
"Российский налоговый курьер" N 8, август 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru