Налоговые споры. С чего они начинаются и чем заканчиваются (А.И.Васильков, "Российский налоговый курьер" N 2, февраль 1999 г.)

Налоговые споры. С чего они начинаются и чем заканчиваются
(Окончание - начало NN 2, 3 1998 и в N 1 1999 г.)


Решения арбитражных судов ставят точку в спорах между налогоплательщиками и налоговыми органами. В ряде случаев они восполняют пробелы и неоднозначность формулировок в налоговом законодательстве, четко выражают важнейшие принципы налогообложения, касающиеся спорящих субъектов, защиты прав той или другой стороны. Решения арбитражных судов являются своего рода законом, который следует исполнять. Однако в действительности случается и по-другому.

С введением в действие Налогового кодекса Российской Федерации многие спорные вопросы во взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями сняты.

Вместе с тем та ситуация, в которой оказались работники налоговой службы, требует принятия неординарных мер по ее улучшению.


Обзор арбитражной практики


Немаловажное значение в деле предупреждения налоговых споров имеет использование арбитражной практики по их рассмотрению. Госналогслужба России, работая в тесном контакте с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, старается довести до сведения низовых налоговых инспекций информацию в обобщенном виде (обзор арбитражной практики) и отдельные решения по конкретным делам. В основном налоговые инспекции адекватно воспринимают полученную информацию и в дальнейшем используют ее в своей работе. В то же время еще имеют место случаи, когда некоторые налоговые инспекции не исполняют решения арбитражных судов, отменивших полностью или частично решение госналогинспекции.

Более того, иногда (и это случается все чаще) госналогинспекции принимают повторное решение на основании акта проверки, по которому принятое ранее решение было отменено судом частично или полностью. Естественно, что это вызывает повторные жалобы налогоплательщиков. Подобные ухищрения таких инспекций ничего не дают для пополнения бюджета, а только наносят вред престижу налоговых органов.

Здесь нелишне напомнить, что конкретный срок возврата необоснованно изъятых налоговыми органами платежей (не позднее трех дней с момента обнаружения ошибки или вступления в силу решения суда) установлен Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" и что неисполнение судебных актов влечет установленную законом ответственность должностных лиц.

При разрешении споров в досудебном рассмотрении налоговым органам следует использовать арбитражную практику, особенно по вопросам, которые не нашли четкого отражения в законодательных актах.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.95 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, реализуя права, предоставленные Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации ст.127 Конституции Российской Федерации, рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информируют арбитражные суды. Издаваемые Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации информационные письма основаны на анализе сходных дел, рассмотренных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и носят рекомендательный характер для судей, которые в силу закона принимают решения по конкретным делам исходя из обстоятельств рассматриваемого дела.

Ст.25 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) Госналогслужбе России предоставлено право издавать по согласованию с Минфином России инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах. Между тем согласно ст.120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа (в том числе инструкций и методических указаний) закону, принимает решение в соответствии с законом. Об этом же, применительно к арбитражному суду, гласит и п.2 ст.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С этим обстоятельством и связано направление Госналогслужбой России информационных писем Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с обзорами судебной практики для руководства при принятии решений о применении мер ответственности, установленных налоговым законодательством.

Это еще обусловлено и тем, что отдельные положения подзаконных актов (в том числе Госналогслужбы России) не соответствуют действующим законодательным актам Российской Федерации, а налоговые органы на местах (да и методологические управления центрального аппарата Госналогслужбы России), как правило, придерживаются ведомственных нормативно-правовых актов.


Введение в действие части первой Налогового кодекса


Безусловно, после введения с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса Российской Федерации многие спорные вопросы отпали, в связи с чем некоторые специалисты полагают, что нет необходимости иметь в структуре Госналогслужбы России самостоятельное подразделение по досудебному рассмотрению апелляций налогоплательщиков. О работе такого подразделения уже было рассказано ("Российский налоговый курьер", N 2, 1998), однако считаю уместным напомнить, что в материалах проверки работы Госналогслужбы России, проведенной Управлением по надзору за исполнением налогового законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в мае прошлого года, отмечено, что "обеспечением прав и законных интересов налогоплательщиков в Госналогслужбе России занимается одно управление (Управление рассмотрения налоговых споров. - А.В.) и стоит не на первом месте в ряду приоритетов налоговых органов. Этому способствует фискальная направленность действующего налогового законодательства".

Следует подчеркнуть, что введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации не только не сократит поток апелляций, но и вызовет его увеличение. Для объективного разрешения споров потребуется срочно давать разъяснения по многим вопросам. Конечно, эта тема требует специального рассмотрения. Поэтому остановимся только на некоторых аспектах.


1. Какие платить налоги?


До вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации могут взиматься только такие налоги и сборы, которые установлены статьями 19 - 21 Закона N 2118-1 (ст.2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"; далее - Закон N 147-ФЗ). Это обусловлено тем, что часть первая вводится в действие с 1 января 1999 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки, в частности для системы налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации (п.3 ст.1; ст.12 - 15, 18 Налогового кодекса).


2. Как разрешать споры после 31 декабря 1998 г. по отношениям за предшествующие налоговые периоды?


В соответствии со ст.8 Закона N 147-ФЗ положения части первой Налогового кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. Следовательно, при определении, например, налогооблагаемой базы за отчетные периоды до 1 января 1999 г. нужно руководствоваться актами налогового законодательства, действующими в соответствующих отчетных периодах, но не нормами части первой Налогового кодекса.


3. Как разрешать споры о применении ответственности за нарушение налогового законодательства после 31 декабря 1998 г.?


Разделом VI части первой Налогового кодекса установлены налоговые правонарушения, размер ответственности и порядок ее применения. В связи с этим с 1 января 1999 г. меры ответственности, предусмотренные Законом N 2118-1, не могут применяться.

При этом надо иметь в виду следующее. Пунктом 2 ст.5 Налогового кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягощающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Следовательно, положения раздела VI части первой Налогового кодекса могут применяться только в отношении правонарушений, допущенных после 31 декабря 1998 г.

В соответствии с п.3 ст.5 законодательные акты о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.

Исходя из этого решение о применении ответственности за налоговое правонарушение, допущенное до 1 января 1999 г., не может быть принято налоговым органом после вступления в силу части первой Налогового кодекса, если ответственность за такое нарушение ею не установлена. Если же решение о взыскании финансовых санкций за такое нарушение было вынесено до 1 января 1999 г., то оно подлежит исполнению после 31 декабря 1998 г.

В случаях, если частью первой Налогового кодекса установлена более мягкая ответственность за налоговое нарушение, допущенное до 1 января 1999 г., по сравнению с ответственностью, установленной Законом N 2118-1, применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса.

В частности, надо иметь в виду, что разделом VI не устанавливается ответственность за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучет) иного объекта налогообложения. Поэтому ответственность за эти налоговые нарушения, приведшие к неуплате или неполной уплате налога, совершенные до 1 января 1998 г. и выявленные выездными налоговыми проверками после вступления в силу части первой указанного документа, должна применяться в соответствии со ст.122 Налогового кодекса.


В какой обстановке работают налоговые инспекции?


В заключение необходимо сказать о той обстановке, которая сложилась вокруг работы налоговых инспекций России. А обстановка эта, мягко говоря, вовсе не располагает к деловой атмосфере общения между упомянутыми субъектами.

Не секрет, что недобросовестными налогоплательщиками, а в ряде случаев, надо прямо сказать, и преступными элементами, все чаще стали применяться чрезвычайно жесткие и изощренные формы воздействия на налоговых работников. Это и шантаж, и разбойные нападения, и угрозы физической расправы, и прямое насилие, вплоть до убийства работников и их близких родственников. Они прибегают также к уничтожению, в том числе путем взрывов и поджогов, личного имущества инспекторов, зданий и помещений государственных налоговых инспекций. Участились случаи хищения служебной документации.

Число зарегистрированных преступных проявлений против налоговых органов и их работников не сокращается и составило: в 1994 г. - 228, 1995 г. - 576, 1996 г. - 426, 1997 г. - 485. Прошлый год также дал не меньше случаев противоправных действий. В результате ежегодно телесные повреждения получают до 80 человек, погибают - до 20 человек.

Имеют место попытки вовлечения наложных работников в противоправную деятельность; идет их компрометация перед общественностью и правоохранительными органами. В этих условиях отдельные работники совершают должностные преступления и иные правонарушения, дискредитируют налоговую службу и наносят экономический ущерб государству.

Все это не может не сказаться на эффективности работы налоговой службы, а рост числа преступлений против служащих, низкий уровень заработной платы стимулируют отток кадров из налоговых органов.

Непоправимый вред наносит частая (через год, полгода и даже менее) смена руководителей Госналогслужбы России. Новый руководитель, как правило, еще не вошедший полностью в курс дела, не изучивший кадровый состав аппарата, под видом совершенствования существующей структуры начинает создавать новую, причем эта работа проводится келейно, без предварительного обсуждения на коллегии, без совета с кадровыми работниками. Зачастую такая реорганизация предполагает и привлечение новых работников из числа "своей команды", которая, не успев еще укрепиться, в дальнейшем будет вынуждена покинуть службу после того, как придет очередной руководитель. Все это расшатывает кадровый состав как в центральном аппарате, так и на местах.

Надежду на стабильность вселяет назначение на должность Г.В.Бооса. Первые месяцы его работы отмечены повышением уровня собираемости налогов, разумными предложениями, принятыми Правительством России, по совершенствованию налоговой системы, укреплением налоговой дисциплины, улучшением финансового обеспечения налоговых органов.

Указом Президента Российской Федерации от 23.12.98 N 1635 Госналогслужба России была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в главе с Г.В.Боосом. И если со стороны руководства нового министерства в дальнейшем будет обеспечено сочетание работы специалистов из старого и нового кадрового состава, то успех дела будет гарантирован.


Государственный советник

налоговой службы II ранга,

заслуженный экономист

Российской Федерации

А.И.Васильков


"Российский налоговый курьер" N 2, февраль 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение