О некоторых мерах по усилению контроля за налично-денежным оборотом и поступлением налогов (М.Г. Розе, "Российский налоговый курьер" N 5, май 1999 г.)

О некоторых мерах по усилению контроля за налично-денежным оборотом и поступлением налогов


Информация о неучтенных доходах


Многим москвичам, да и не только им, знакома такая картина: открываешь почтовый ящик и обнаруживаешь целую кипу бесплатных рекламных изданий (толстый еженедельник "Экстра-М", газету "Центр-Плюс" и др.), которые в большинстве случаев никто не читает и не знает, куда девать. Между тем налоговые органы подчас могут почерпнуть из рекламных изданий весьма полезные сведения.

Два года назад внимание автора этих строк привлекло то, что на первых страницах упомянутых изданий из номера в номер публиковались десятки объявлений различных фирм, открыто рекламирующих свои услуги по обналичиванию договоров, счетов и других документов, причем размеры платы за эти услуги (в процентах от обналиченной суммы) дифференцировались от 1 до 5%, в зависимости от величины сумм, которые достигали подчас десятков миллионов рублей. Очевидно, что наличие такой рекламы - свидетельство отсутствия контроля за этой "деятельностью". Итог таков: ФСНП России совместно с Госналогслужбой России были организованы и проведены проверки деятельности фирм, незаконно совершавших указанные "операции", укрывая соответствующие обороты и свои доходы от налогообложения. В результате проведенных проверок в бюджетную систему было мобилизовано порядка 250 млрд. неденоминированных рублей.

Однако с тех пор внимание налоговых инспекций и органов налоговой полиции к крупномасштабным операциям с денежной наличностью, к сожалению, ослабло. За это время дельцы, занимающиеся подобным бизнесом, "ушли в подполье", но сами операции, связанные с использованием крупных сумм денежной наличности, продолжают иметь место. Об этом свидетельствуют, в частности, регулярно публикуемые различными рекламными изданиями многочисленные объявления о "немедленной покупке" квартир, о продаже автомобилей, автобусов, станков, о скупке изделий из золота, серебра и других драгоценных металлов, антиквариата и иных дорогостоящих предметов.

В этих условиях должен быть, видимо, установлен систематический контроль за такими операциями. С этой целью представляется целесообразным, чтобы налоговые инспекции и органы налоговой полиции наладили регулярную "инвентаризацию" массовых рекламных изданий, проведение широких проверок деятельности такого рода фирм и других предпринимательских структур, с последующим принятием по их результатам необходимых мер.


Контроль за рынками


За последние годы в различных городах появилось множество так называемых оптовых рынков, где в больших объемах производится мелкорозничная торговля продовольственными товарами массового спроса, причем многие виды таких товаров (сахар-песок, сгущенное молоко, растительное масло, кондитерские изделия, различные мясные и рыбные консервы, птица, рыба и рыбопродукты и др.) реализуются, как правило, по розничным ценам, уровень которых ниже цен на такие же виды изделий, продаваемых населению в "стационарных" магазинах. Не говоря уже о возможностях совершения здесь всякого рода злоупотреблений и нарушений (в частности с выручкой - используя разницу в суммах, полученных от реализации изделий в магазинах или отпущенных им торговыми базами по "полным" розничным ценам, а показанных в накладных и других документах как переданные для продажи на оптовом рынке), многие палатки и ларьки торгуют на оптовых рынках без применения контрольно-кассовых машин.

Отсюда - необходимость безотлагательного издания в централизованном порядке рекомендаций администрациям субъектов Российской Федерации, налоговым и другим органам о мерах по установлению контроля за соблюдением порядка создания и функционирования оптовых рынков, за полнотой учета поступающей выручки при определении налогооблагаемой базы соответствующих торговых и иных структур, за соблюдением установленного порядка работы с денежной наличностью.

В связи с этим целесообразно ускорить согласование с заинтересованными министерствами и представление в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "Об основах организации торговли на рынках", разработанного в инициативном порядке в IV квартале 1998 г. Управлением по контролю за работой с денежной наличностью Госналогслужбы России. В этом проекте, в частности, предусматривалась ответственность администрации (дирекции) рынков за несоблюдение налогового законодательства и финансовой дисциплины: за необеспечение полноты и своевременности перечисления в бюджет в установленных размерах полученных от продавцов сумм сбора за право торговли, арендной платы и платы за оказанные услуги.

Кстати, 26 января 1999 г. в Государственной Думе состоялись парламентские слушания по теме "Государственное регулирование потребительского рынка в условиях экономического кризиса", участники которых внесли предложения о необходимости скорейшего законодательного решения вопросов, связанных с регулированием торговли, включая классификацию субъектов, видов и условий торговой деятельности, разграничение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению государственного регулирования, основные правила оптовой и розничной торговли.


"Свои" торговые точки


В последние годы мясоперерабатывающие и молочные комбинаты, кондитерские фабрики и другие промышленные объединения и предприятия стали широко практиковать создание сети "своих" стационарных и передвижных палаток, ларьков и других торговых точек, реализующих различные виды продукции непосредственно населению.

Эти торговые точки, несмотря на значительный оборот денежной наличности, работают, как правило, без применения контрольно-кассовых машин, не вывешивая ни правил торговли, ни объявлений о вышестоящих организациях, то есть без необходимых атрибутов розничной торговли, чем по существу лишают покупателей и государственные органы возможности контроля и обращений по каким-либо вопросам.

По нашему мнению, было бы целесообразно, чтобы Минторг России и другие заинтересованные федеральные органы совместно подготовили и внесли в Правительство Российской Федерации предложения об упорядочении функционирования указанной ("собственной") мелкорозничной торговой сети предприятий промышленности продтоваров и о мерах по пресечению допускаемых нарушений.


Спирт и водка собственного производства


В рамках осуществления государственной монополии на алкоголь Правительство Российской Федерации издало постановление от 06.10.98 N 1159 "Об усилении государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", одной из целей которого является увеличение поступлений доходов в бюджеты всех уровней. Этим документом поручено соответствующим федеральным органам в короткий срок осуществить широкий комплекс мероприятий по ужесточению порядка и усилению контроля за производством и реализацией алкогольной продукции. Предусмотрено, в частности, принять меры к выявлению и прекращению деятельности нелегальных производителей спирта и алкогольной продукции, подготовить предложения о введении особого порядка лицензирования деятельности, связанной с изготовлением и торговлей технологическим оборудованием для их производства, и т.д.

В то же время в ряде средств массовой информации публикуется реклама о продаже быстро окупаемого малогабаритного оборудования для изготовления спирта и водки. Так, в одном из августовских номеров (N 34, 1998) еженедельника "Аргументы и факты" (тираж которого превышает 3 млн. экземпляров) было помещено такое объявление: "Хит домашнего бизнеса - 98. Домашний микроспиртзавод. Всего - 2200 $".

А вот как выглядела эта реклама в более подробном изложении, помещенная в январском (N 2) номере того же еженедельника за 1999 г.: "...наиболее выгодным вложением средств может стать домашний автоматический микроспиртзавод - чудо-установка, появившаяся на российском рынке в 1998 г. Стоит она недешево, зато по габаритам меньше телевизора и из 1 кг сахара производит до 6 бутылок высококачественной водки, себестоимость которой не превышает 2,5-3 руб.! При этом, как сказали бы экономисты, норма прибыли столь высока (до 1000%), что такую не даст своим клиентам ни один банк! Да и госмонополия на алкоголь, о которой все говорят, не затрагивает нашу частную жизнь - делать домашнюю водку для себя или для друзей не запрещает ни один закон. Телефон для справок...".

Думается, что подобная реклама по своей сути - один из каналов легализации кустарного производства неучтенной, поддельной водки и других махинаций с алкоголем. И это в то время, когда государство принимает решительные меры к искоренению и пресечению злоупотреблений в данной сфере. В связи с этим необходимо, по-видимому, принять решение о незамедлительном запрещении либо резком ограничении такой деятельности с установлением особого порядка реализации физическим лицам оборудования для изготовления спирта и винно-водочных изделий. Следует также принять меры для установления строгого контроля за оборотом бутылочной стеклотары с тем, чтобы поставка бутылок для розлива алкогольной продукции производилась только предприятиям, имеющим лицензии на ее производство, а стеклозаводы и те организации, которые принимают порожние бутылки, не имели бы права отпускать их на сторону.

Наряду с этим нужно ужесточить порядок лицензирования и осуществления розничной торговли водкой и другими видами алкогольной продукции. Не секрет, что в Москве, например, до недавнего времени такая торговля во многих случаях производилась в тысячах повсеместно расположенных мелких палаток. Речь поэтому должна идти, в частности, о внесении необходимых дополнений как в Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации (утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 N 987), так и в Правила продажи отдельных видов товаров (утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55). Ведь в последних оказались опущенными особенности реализации населению водки и других видов алкогольной продукции, в том числе ранее действовавший порядок продажи таких изделий только в специализированных магазинах или специально выделенных секциях продовольственных магазинов.


Строже контроль за сдачей помещений в аренду


Один из важных вопросов повышения эффективности работы налоговых и финансовых органов - принятие мер к обеспечению полноты налогообложения доходов физических лиц, получаемых в рублях и иностранной валюте от сдачи в аренду и поднаем жилых помещений.

Начатые в прошлом году по инициативе Госналогслужбы России отдельные проверки в "элитных" домах владельцев жилья, сдающих его в поднаем, - лишь небольшая часть мероприятий, которые необходимо осуществить в целях упорядочения всего комплекса связанных с этим операций.

Речь идет в первую очередь о нормативно-правовой базе указанных сделок, которые с переходом к рыночным отношениям стали одним из "разрешенных" видов деятельности, однако должная нормативно-правовая база этих операций до сих пор не создана, а четкий порядок их осуществления не декларирован, что следует признать одной из объективных причин допускаемых злоупотреблений и нарушений, связанных с оплатой указанных услуг и налогообложением владельцев жилья.

В Москве, например, беспрепятственно функционируют десятки различных фирм, оказывающих услуги типа "сниму-сдам квартиру", которые, взимая плату за свои посреднические услуги, не требуют при этом одновременного заключения сторонами договоров на совершаемые сделки, регистрируемых в налоговом органе по месту жительства арендодателя. Такая практика должна быть пресечена.

Поэтому актуальным является установление порядка, согласно которому заключение сделок по аренде и поднайму жилья может быть осуществлено только путем заключения соответствующего договора, зарегистрированного в местном налоговом органе. При этом целесообразно централизованно утвердить форму таких договоров, снабдить ими всю сеть налоговых органов, а также опубликовать в печати.

Кроме того, следовало бы установить, что в случае нарушения установленного порядка к владельцу жилья применяются штрафные санкции.

В курортных местностях обязанность заключения указанных договоров должна стать одним из основных условий работы квартирно-посреднических контор (бюро), деятельность которых должна осуществляться под строгим и систематическим контролем местных налоговых органов.

Начать надо, видимо, с того, чтобы МНС России совместно с Минфином России и Минюстом России представили в Правительство Российской Федерации предложения о внесении дополнений в Гражданский и Жилищный кодексы Российской Федерации, предусматривающих обязательную регистрацию в налоговых органах (по месту нахождения арендодателя) договоров аренды и поднайма жилых помещений.


ККМ в розничной торговле


В Москве и других городах получила широкое распространение практика продажи в развал - бахчевых культур, с автофургонов - картофеля, овощей и фруктов, в палатках и ларьках - цветов, с открытых столов - книг и журналов, очков и даже ювелирных изделий. Как показывают проверки, такая торговля производится во многих случаях без оповещения населения об организациях и фирмах, в ведении которых находятся эти торговые точки, без контрольно-кассовых машин, без объявлений о том, кем и когда установлены цены. При этом происходят нарушения Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", правил продажи определенных видов товаров и финансовой дисциплины.

В связи с этим представляется необходимым пересмотреть ранее изданные указания по организации таких форм и видов розничной торговли, ужесточив порядок и методы контроля в данной области.

Одновременно следовало бы вернуться к рассмотрению всего комплекса наболевших вопросов, касающихся контроля за применением Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), предприятий и организаций, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее - Перечень), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с последующими изменениями и дополнениями).

Вызывает недоумение, почему в условиях усиления контроля за полнотой учета выручки постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.98 N 1027 в указанный Перечень были включены продажа ценных бумаг и лотерейных билетов, знаков почтовой оплаты, услуги ломбардов, театрально-зрелищных предприятий, спортивных сооружений и других объектов, оказывающих платные услуги. Более того, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.01.99 N 24 "О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием" от применения контрольно-кассовых машин освобождена в 1999 г. продажа в сельской местности всех товаров организациями потребительской кооперации через передвижную торговую сеть. Что же теперь получается: торговля на селе в текущем году может производиться автолавками без применения ККМ, а если кооператоры приедут на городскую ярмарку, то должны будут их применять?

Решая эти вопросы, нельзя не коснуться еще одного важного аспекта - необходимости улучшения разъяснительной работы через печать, телевидение и другие средства массовой информации. Вспомним, к примеру, нашумевшую заметку "Зачем бабушке с семечками кассовый аппарат" в "Российской газете" от 17.10.98. Ведь подобные публикации, являющиеся следствием неосведомленности населения (включая журналистов) об основных правилах торговли, только дискредитируют усилия Правительства Российской Федерации, налоговых и финансовых органов по упорядочению налично-денежных операций.

Наряду с этим представляется целесообразным дополнить учебные программы и тематические планы занятий в системе Финансовой и Налоговой академий, Академии налоговой полиции, Академии МВД России, институтов и курсов повышения квалификации экономистов, бухгалтеров, работников банковских органов, торговли и отраслей сферы услуг, предусмотрев в этих программах и планах проведение занятий по изучению действующих законодательных актов, правительственных постановлений, инструкций и других нормативно-методических документов, регламентирующих порядок расчетов с населением за товары и услуги, работы с денежной наличностью и осуществление контроля за его соблюдением.

Разумеется, в рамках одной статьи невозможно охватить весь обширный круг проблем и вопросов, требующих практического решения в целях дальнейшего совершенствования работы налоговых и финансовых органов в сфере контроля за налично-денежным оборотом и полнотой поступления налогов. Думается, было бы целесообразным продолжить обмен мнениями и предложениями по этим вопросам на страницах журнала.


Советник налоговой службы

II ранга, кандидат экономических наук

М.Г. Розе


"Российский налоговый курьер" N 5, май 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.