Доступ налоговых органов к банковской информации - один из важнейших способов борьбы с нарушениями налогового законодательства (Д.В. Наумчев, "Российский налоговый курьер" N 5, май 1999 г.)

Доступ налоговых органов к банковской информации - один из важнейших способов борьбы с нарушениями налогового законодательства


Развитие новых технологий и электронных коммуникационных средств дает все больше возможностей для расширения торговли и увеличения числа заключаемых сделок. К сожалению, одновременно это открывает новые пути для ухода от налогообложения. Для эффективной борьбы с уклонением от налогообложения налоговым органам необходим доступ к различным источникам информации о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков, в том числе к банковской информации, позволяющей усилить контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Однако здесь необходимо обеспечить соблюдение банковской тайны. Это вытекает из того, что в отношениях между банкиром и его клиентом банкир обязуется рассматривать все операции, проводимые клиентом через банк, как конфиденциальные и принимать все возможные меры для защиты банковской информации от доступа к ней третьих лиц.

В то же время налоговые органы не следует расценивать как обычное третье лицо. Ограниченность доступа к такого рода информации может быть использована и для укрытия доходов, полученных от незаконной деятельности, и для уклонения от уплаты налогов.

Рассмотрим ситуацию с предоставлением банковской информации налоговым органам в Российской Федерации. В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" кредитные учреждения, биржи и иные предприятия обязаны представлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений и предприятий в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" налоговой службе может быть представлена информация только по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В отношении физических лиц налоговые органы получить такую информацию не могут.

Письмом от 17.01.94 N 5 "О порядке представления сведений в налоговые органы" Минфин России установил порядок, в соответствии с которым банки и кредитные учреждения обязаны представлять сведения в налоговые органы о закрытии или изменении расчетных и других счетов юридических лиц и иных организаций по истечении отчетного года. По истечении отчетного года банками также представляются по запросам налоговых органов сведения о наличии и движении средств на счетах юридических лиц и иных организаций, выписки из лицевых счетов клиентов и некоторые другие сведения.

Таким образом, налоговые органы не имеют возможности получать информацию о счетах налогоплательщиков - физических лиц и могут получать сведения по счетам других категорий налогоплательщиков только по истечении отчетного года, а не оперативно, на дату их поступления. При этом в России не существует никакой централизованной базы данных, которая содержала бы сведения о банковских счетах налогоплательщиков. Подобные довольно ограниченные возможности налоговых органов в получении информации, необходимой для эффективной борьбы с уклонением от налогообложения, никак не соответствуют практике, существующей в других странах.

Например, в таких странах, как Австралия, Канада, Дания, Япония, Франция, Англия, США, Швеция, банки систематически информируют налоговые органы о начислении и выплате процентов по вкладам. Во Франции, Венгрии, Норвегии, Корее, Испании налоговые органы имеют централизованный банк данных об открытых банковских счетах. Направив запрос о получении информации в банк, налоговые органы Австралии, Дании, Финляндии, Турции, Италии, Норвегии, Франции могут получить любую информацию о счетах налогоплательщиков без каких-либо ограничений.

В других странах налоговые органы имеют некоторые ограничения на доступ. Так, в Германии налоговые органы имеют доступ к банковской информации, как и к любой другой информации, необходимой для расследования фактов и обстоятельств дела, за исключением того, что они не могут затребовать информацию о состоянии счета налогоплательщика для проверки правильности сообщаемого им процента по вкладу.

В Бельгии доступ к банковской информации для налоговых органов зависит от вида налога. Наиболее сложно получить информацию в отношении налога на прибыль: налоговые органы имеют право получить информацию о доходах клиента банка для налоговых целей только в том случае, если в ходе проверки установлено существование механизма, позволяющего осуществить налоговое мошенничество или подготовку к нему. Если такой факт установлен, налоговый орган имеет право провести полномасштабную проверку, чтобы определить сумму налога на прибыль причитающуюся с клиента. Если же налогоплательщик оспаривает величину налога, то полномочия налоговой администрации шире: в этом случае инспектор может потребовать от банка представить всю информацию, которая может оказаться полезной для решения данного вопроса. В отношении налога на добавленную стоимость, акцизов, регистрационных и таможенных сборов не обязательно устанавливать наличие схемы налогового обмана, поскольку налоговый инспектор может затребовать интересующую его банковскую информацию, предварительно получив разрешение руководителя налогового органа. Не существует понятия банковской секретности для налоговых органов и в отношении налога на имущество.

В ряде стран (в Австралии, Канаде, Германии, США, Франции, Италии, Японии), если налоговые органы подозревают определенное лицо в налоговом мошенничестве, они могут затребовать у банка интересующую их информацию либо информацию о счетах лиц, имеющих экономическое отношении с этим лицом, или о счетах родственников этого лица.

По пути предоставления налоговым органом широкого доступа к банковской информации пошли такие страны бывшего социалистического лагеря, как Чехия, Словения, Польша.

Конечно, рассматривая возможность более широкого доступа налоговых органов к банковской информации в России, следует помнить, что возможность такого доступа для налоговых органов никак не должна нарушать конфиденциальности банковской информации, так как сама налоговая информация должна являться предметом контроля и защиты.


Инспектор налоговой службы I ранга

Д.В. Наумчев


Инспектор налоговой службы I ранга

О.В. Семенова


"Российский налоговый курьер" N 5, май 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.