Отдельные вопросы бухгалтерского учета для целей налогообложения (О.Д. Хороший, "Российский налоговый курьер" N 6, июнь 1999 г.)

Отдельные вопросы бухгалтерского учета для целей налогообложения


Списание не пригодных для производства материалов


Организация имеет на складе материалы, которые не могут быть использованы в процессе осуществления производственной деятельности. Как можно списать их с баланса? Как это учитывается для целей налогообложения?

Учет материалов, находящихся на балансе организации, осуществляется на основании Основных положений по учету материалов на предприятиях и стройках, сообщенных письмом Минфина СССР от 30.04.74 N 103. Согласно данному документу ненужные и излишние материалы подлежат реализации в соответствии с существующим порядком и мероприятиями, разрабатываемыми на предприятиях и стройках.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н, материально-производственные запасы, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации.

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по реализации ненужных и излишних материалов предусмотрен Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 "План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению". В соответствии с указанным документом реализация подобного имущества отражается с использованием счета 48 "Реализация прочих активов". По дебету счета 48 отражаются балансовая стоимость выбывающих ценностей и понесенные в связи с этим расходы (комиссионные вознаграждения и т.п.). В кредит счета 48 относится выручка от реализации ценностей, то есть сумма, причитающаяся предприятию за проданное имущество.

Дебетовое (убыток) или кредитовое (доход) сальдо по счету 48 в текущем отчетном периоде списывается на счет 80 "Прибыли и убытки".

При этом следует учесть, что в соответствии с п.2.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "0 порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" отрицательный результат от реализации и от безвозмездной передачи материалов в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Если же руководство предприятия приняло решение о списании неиспользуемых материалов, то следует руководствоваться п.5.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации), которым предусмотрено, что в документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должно быть заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

В данном случае при налогообложении следует руководствоваться п.15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (далее - Положение о составе затрат), где определяется перечень внереализационных расходов, учитываемых для целей налогообложения.

Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В связи с тем, что списанные материалы не были отнесены на себестоимость изготовленной и реализованной продукции, сумма НДС, уплаченная поставщику по данным материалам и зачтенная при расчетах с бюджетом, должна быть восстановлена и отнесена на собственные источники организации.


Отражение в бухгалтерском учете доходов лизингодателя


Статья 32 Федерального закона "О лизинге" изменяет понятие дохода лизингодателя, данное ранее во Временном положении о лизинге, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.95 N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности". Следует ли руководствоваться порядком отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с договором лизинга, определенном Минфином России в приказе от 17.02.97 N 15?

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ "О лизинге" доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение. Указанное не противоречит определению дохода лизингодателя, данному во Временном положении о лизинге, так как разница между общей суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем от лизингополучателя, и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества, и есть вознаграждение лизингодателя, поскольку стоимость лизингового имущества формируется путем суммирования всех расходов, связанных с его приобретением.

Следовательно, порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с договором лизинга, утвержденный приказом Минфина России от 17.02.97 N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга", не противоречит действующему законодательству.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Постановлением от 06.03.98 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации установило, что методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью осуществляется Минфином России.

Из вышеизложенного следует, что всю сумму, поступающую от лизингополучателя, нужно отражать по кредиту счета 46 "Реализации продукции (работ, услуг)". B подтверждение сказанного можно сослаться на порядок отражения этой суммы в учете торговых организаций, доходом которых также является их наценка (валовой доход - разница между продажной и покупной стоимостью товара), однако по кредиту счета 46 отражается вся продажная стоимость товара.


Порядок отражения затрат по подписке


Просим разъяснить порядок отражения затрат на приобретение журналов по подписке. Можно ли их передавать из одного структурного подразделения организации в другое?

Пунктом 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н, определено, что затраты, связанные с приобретением изданий (книг, брошюр, журналов и т.п.) для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управления организации, отражаются по кредиту счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом учета общехозяйственных расходов. Следовательно, они подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) на основании Положения о составе затрат.

При принятии указанных экземпляров изданий к бухгалтерскому учету на сумму произведенных затрат увеличивается стоимость библиотечного фонда и производится запись по дебету счета учета основных средств и кредиту счета учета добавочного капитала. При этом п.48 вышеназванного документа предусмотрено, что по приобретенным изданиям (книги, брошюры и т.п.) амортизация не начисляется.

Что касается порядка учета журналов, то он самостоятельно разрабатывается организацией на основании Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/94, утвержденного приказом Минфина России от 28.07.94 N 100, a c 1 января 1999 г. - на основании Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина от 09.12.98 N 60н.


Отражение недостачи в бухгалтерском учете предприятия


Каким образом отражается выявленная в ходе инвентаризации крупная недостача в бухгалтерском учете в случае, когда расследование по выявлению причин возникновения недостачи не осуществлялось?

Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов изложен в Методических указаниях по инвентаризации с учетом положений Закона N 129-ФЗ.

В соответствии с этими документами недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финансовые результаты организации. В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц.

Следовательно, нормативными документами не предусмотрено списание ценностей без проведения процедуры выявления виновного лица.

При учете для целей налогообложения списанных в установленном порядке недостач следует руководствоваться пунктами 14, 15 Положения о составе затрат, в которых дан перечень внереализационных доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения.


Кто платит за рекламу?


Кто должен платить налог на рекламу - рекламодатель, зарегистрированный в Московской области, или фирма, оказывающая услуги по размещению рекламы и зарегистрированная в г.Москве?

Налог на рекламу в соответствии с пп."з" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию. Поскольку данный налог является местным налогом, то определение категории плательщиков, льгот, ставок и порядка уплаты налога находится в компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с п.3 инструкции Государственной налоговой инспекции по г. Москве от 21.12.92 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москве" плательщиками налога на рекламу являются следующие рекламодатели:

- расположенные на территории Москвы предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный или иной счет, а также иностранные юридические лица;

- физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность на территории города.

Следовательно, организация, зарегистрированная и осуществляющая деятельность в Московской области, не является плательщиком налога на рекламу в г.Москве. При этом следует иметь в виду, что суммы, перечисленные рекламодателем фирме, оказывающей ему услуги по размещению рекламы, являются расходами рекламодателя по рекламе и в соответствии с Положением о составе затрат включаются у него в себестоимость продукции (работ, услуг) в общеустановленном порядке, a y фирмы эти суммы являются выручкой.


Исправление ошибок


Как исправить ошибку, выявленную организацией самостоятельно в налоговых расчетах и в бухгалтерском учете, и как при этом избежать штрафных санкций?

Порядок внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность предусмотрен п.1.8 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.96 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций", в соответствии с которым исправление отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производится в бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных, причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал, с начала года). Если не установлен период совершения искажения, исправление отчетных данных производится в аналогичном порядке. Указанный порядок исправления отчетных данных применяется при выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самой организацией и контролирующими органами.

В случаях установления в ходе проверки годового бухгалтерского отчета занижения дохода или финансовых результатов в результате отнесения на издержки производства не связанных с ним затрат исправление в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносится, a отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде, в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения.

В тех случаях, когда в затраты на производство продукции включены расходы, подлежащие отнесению в соответствии с действующим законодательством на прибыль, остающуюся в распоряжении организации, либо другие источники или излишне начислены амортизационные отчисления, исправления осуществляются путем уменьшения соответствующего источника на сумму указанных расходов (отчислений) в корреспонденции с кредитом счета "Прибыли и убытки".

При этом следует иметь в виду, что расходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде и отражаемые в составе внереализационных расходов, будут учтены для целей налогообложения, только если их неотражение в соответствующем периоде повлекло завышение налогооблагаемой прибыли этого периода.

Что касается исправления расчетов по налогам в соответствующие периоды, то необходимо учитывать следующее. Пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" установлено, что технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями.

Госналогслужба России письмом от 28.06.96 N ПВ-6-09/450 "О реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" разъяснила, что если налогоплательщик самостоятельно и своевременно до проверки налоговым органом выявил ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или не полностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность, в расчеты по налогам и платежам, произвел уплату причитающихся сумм, то допущенные ошибки налоговыми нарушениями не являются. Следовательно, чтобы избежать штрафных санкций, предусмотренных налоговым законодательством, в случае обнаружения ошибки бухгалтером самостоятельно, нужно руководствоваться указанным письмом.


Советник налоговой службы

II ранга

О.Д. Хороший


"Российский налоговый курьер" N 6, июнь 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.