Практические методы оценки транспортных средств (И.С.Степанова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 33-34, август 1999 г.)

Практические методы оценки транспортных средств


В мировой практике оценки сложились три основных подхода, единых для всех видов собственности - затратный, сравнительный (рыночный) и доходный. Каждому подходу соответствуют определенные методы оценки, сущность и число которых могут различаться в зависимости от типа оцениваемого имущества.

Оценка транспортных средств является одним из перспективных направлений стоимостной экспертизы и наиболее динамично развивающейся сферы услуг, оказываемых оценочными фирмами и частнопрактикующими оценщиками предприятиям и организациям различных форм собственности, а также частным лицам. Транспортные средства имеет на балансе практически любая организация, а также частные лица. Особенно актуальны вопросы компетентной оценки транспортных средств для автотранспортных предприятий, у которых на такие средства приходится значительная доля (более 50%) основных производственных фондов.

В соответствии с действующими Правилами дорожного движения Российской Федерации транспортным средством является устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В состав транспортных средств (ТС) входят механические транспортные средства, прицепы, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. К механическим ТС относятся автотранспортные средства, мототранспортные средства, троллейбусы, трамваи, любые тракторы, самоходные машины. В состав автотранспортных средств согласно ГОСТ 25478-91 включены легковые и грузовые автомобили, автобусы и автопоезда.

Транспортные средства как объекты оценки хотя и имеют специфические характеристики, в целом аналогичны машинам и оборудованию, поэтому в плане классификации транспортные средства можно отнести к этой группе объектов собственности. Исключение составляют только транспортные средства, которые согласно части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 130) относятся к недвижимому имуществу: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

В настоящее время отсутствует четко разработанная система практических методов оценки транспортных средств, а потребность в ней объективно существует, так как эти средства относятся к одному из наиболее часто оцениваемых видов собственности. При составлении отчета автоэксперт кроме цели оценки, в качестве которой выступает определяемый вид стоимости транспортного средства, должен еще указать и метод, которым он пользуется для определения этого вида стоимости.

В предлагаемой системе практических методов оценки транспортных средств за основу взята система подходов и методов, предложенная Ковалевым А.П. для оценки машин и оборудования ("Финансовая газета. Региональный выпуск" N 38, 1997 г.). Несмотря на некоторое сходство в оценке транспортных средств и оценке машин и оборудования, ее напрямую использовать некорректно в силу особенностей транспортных средств как объектов оценки. К этим особенностям можно отнести следующие:

транспортные средства состоят из относительно небольшого числа основных агрегатов, механизмов и систем, в то же время насчитывается несколько тысяч деталей, из которых они состоят;

для многих транспортных средств, особенно для легковых автомобилей, характерно наличие дополнительного функционального оборудования (кондиционер, автомагнитола и пр.), которое может существенно увеличивать их стоимость;

многие транспортные средства имеют относительно небольшой срок использования (жизненный цикл);

транспортные средства - источник повышенной опасности для жизни и здоровья людей, их имущества;

транспортные средства - источник повышенного загрязнения окружающей среды;

на стоимость транспортных средств может оказывать существенное влияние региональный фактор.

Учитывая изложенное предлагаем комплекс практических методов оценки транспортных средств в рамках указанных основных подходов (табл. 1).


Таблица 1


Практические методы оценки транспортных средств


Подход Метод Характеристика Область применения
Затрат-
ный
Поэлементный
(поагрегатный)
расчет
Стоимость скла-
дывается из сум-
мы цен отдельных
частей (агрега-
тов, узлов, ме-
ханизмов, сис-
тем), затрат на
сборку, отладку
и прибыли
При оценке стоимости восстанов-
ления (ремонта) ТС, утрате то-
варной стоимости; оценке пере-
оборудованных, раритетных авто-
мобилей, а также изготовленных
в порядке индивидуального твор-
чества, при определении проект-
ной стоимости ТС новой марки
(модели, модификации)
Прямое сравне-
ние с аналогом
Подбирается ана-
лог с известной
ценой. Его цена
корректируется с
учетом различий
между аналогом и
объектом оценки
При оценке транспортных
средств, для которых можно по-
добрать аналоги, находящиеся в
свободном обращении на рынке
Сравни-
тельный
Индексация пер-
воначальной
стоимости об-
ъекта
Первоначальная
стоимость объек-
та умножается на
индексирующий
коэффициент,
представляющий
собой отношение
ценовых индексов
на дату оценки и
действия перво-
начальной стои-
мости
В случае, если имеются данные о
первоначальной стоимости авто-
мобиля, а также данные о цено-
вых индексах за период от мо-
мента действия первоначальной
стоимости до момента его оценки
Статистическое
моделирование
цены
Модель расчетной
цены, с помощью
которой рассчи-
тывают стоимость
объекта оценки,
разрабатывается
по статистичес-
ким параметрам
однотипных объ-
ектов с приме-
нением корреля-
ционно-регресси-
онного анализа.
При необходимос-
ти вносят кор-
ректировки в
зависимости от
особенностей
объекта оценки
Когда имеется статистическая
информация о ценах и технико-
эксплуатационных характеристи-
ках группы однотипных транспор-
тных средств, позволяющая расс-
читать корреляционную модель
стоимости, и оцениваемое транс-
портное средство относится к
данной группе
Доходный Дисконтирован-
ные чистые до-
ходы
Определяют пери-
одически получа-
емый чистый до-
ход от функцио-
нирования объек-
та оценки. С
помощью формулы
суммирования
дисконтированных
доходов находят
текущую стои-
мость объекта
При оценке транспортных
средств, приобретенных специ-
ально с целью получения дохода;
оценке ТС как составной части
оценки бизнеса
Прямая капита-
лизация
Определяют чис-
тый доход от
функционирования
объекта оценки,
стоимость кото-
рого получают по
формуле сложных
процентов
При оценке транспортных
средств, приобретенных специ-
ально с целью получения дохода

Затратный подход - подход с точки зрения затрат (издержек), которые необходимо осуществить в связи с изготовлением и реализацией оцениваемого объекта. При данном подходе стоимость объекта оценки (Соц) образуется исходя из его себестоимости (Sоц) и соответствующего уровня рентабельности (R):


Соц = Sоц х (1 + R : 100).


Затратный подход широко используется при оценке стоимости объектов недвижимости, машин и оборудования, при оценке стоимости действующих предприятий. Применительно к транспортным средствам затратный подход реализуется в том, что в качестве стоимости оцениваемых транспортных средств принимаются затраты на их изготовление и в отдельных случаях - на их продажу.

Однако поскольку транспортные средства являются объектами серийного или крупносерийного производства, затраты на изготовление единичного экземпляра значительно превышают производственные (конвейерная сборка), в результате чего они оказываются несопоставимыми. Поэтому при оценке транспортных средств во многих случаях этот подход не применяется. Затратный подход может быть использован при оценке переоборудованных автомобилей, автомобилей, изготовленных в порядке индивидуального творчества, при восстановлении раритетных автомобилей, а также при определении проектной стоимости опытных образцов транспортных средств новых марок, моделей, модификаций.

Наиболее часто такой подход используется при оценке стоимости проведения ремонтных работ. В практической деятельности оценщики автомобилей используют один метод - метод поэлементного (поагрегатного) расчета. Именно он применяется при составлении калькуляций на ремонт (восстановление) транспортных средств. При применении данного метода стоимость автомобиля складывается из стоимости его отдельных частей, узлов, агрегатов, механизмов и систем, т.е. осуществляется поэлементная оценка стоимости. При этом автоэксперту необходимо использовать Методическое руководство по определению стоимости транспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98 (НТЦ НАМИ, 1998 г.). В данном документе стоимость восстановления - Св (величина затрат на ремонт) в общем случае складывается из стоимости ремонтных (восстановительных) работ (Вр) с учетом предусмотренных надбавок или скидок, стоимости использованных в процессе восстановления основных материалов (Вм) и стоимости установленных в процессе ремонта деталей, запасных частей (Вд):


Св = Вр + Вм + Вд (руб.).


Стоимость восстановительных работ определяется на основе установленных предприятием-изготовителем нормативов трудоемкости технического обслуживания и ремонта ТС и средневзвешенной стоимости нормо-часа на техническое обслуживание и ремонт ТС данного типа, сложившихся в регионе, где проводится оценка.

При составлении калькуляций на ремонт оценщик должен иметь достаточно большой объем текущей информации о ценах на запасные части и агрегаты автомобилей с учетом территориального фактора. Эту информацию можно найти в сборниках цен на запасные части к автомобилям, выпускаемым НАМИ, заводами-изготовителями, в прайс-листах торгующих организаций, а также в специализированных автомобильных изданиях и периодической печати. У оценщика также должна быть текущая информация о стоимости ремонта там, где он будет производиться.

Сравнительный (или рыночный) подход - это подход, при котором стоимость объекта оценки определяется путем прямого сравнения с рыночными ценами на аналогичные объекты. При этом под аналогом понимается объект, максимально схожий с оцениваемым по своим физическим, функциональным, эксплуатационным, техническим, потребительским и другим характеристикам.

В основе сравнительного подхода лежит принцип замещения, согласно которому наибольшая стоимость объекта определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с аналогичной полезностью. Сравнительный подход широко используется при оценке стоимости объектов недвижимости (особенно жилья), машин и оборудования; возможно его использование при оценке имущественных комплексов, бизнеса. Практически неприменим этот подход при оценке нематериальных активов, интеллектуальной собственности.

При оценке транспортных средств сравнительный (рыночный) подход является основным. Поскольку автомобили - это изделия массового или крупносерийного производства, рынок которых достаточно хорошо развит, их оценка производится главным образом методом прямого сравнения путем подбора подходящего аналога и внесения соответствующих корректировок в стоимость оцениваемого автомобиля. Сравнение следует проводить по следующим характеристикам: срок службы транспортного средства с начала эксплуатации, величина пробега с начала эксплуатации (если его можно достоверно установить), тип кузова, целевое назначение транспортного средства, его основной функциональный параметр (для легковых автомобилей это объем двигателя, грузовых - грузоподъемность, автобусов - пассажировместимость, экскаваторов - объем ковша и пр.). Данный метод позволяет оценивать также транспортные средства, которые к моменту оценки сняты с производства, но широко обращаются на рынке.

При применении данного метода целесообразно использовать не менее 5 рыночных цен на функциональные аналоги оцениваемого транспортного средства (на дату оценки в месте оценки), так как чем шире база сравнения, тем точнее результат. В общем виде это можно выразить следующей формулой:


        n
Стс = (сумма Ц'р анi)/n    (тыс. руб.),
       i=1

где Ц'р анi - рыночная цена i-го функционального аналога оцениваемого ТС на дату оценки в месте оценки, приведенная по комплектации к оцениваемому ТС, тыс. руб.;

n - число взятых для сравнения функциональных аналогов.


Ц'р анi = Цр анi +(-) Cматi(тыс. руб.),


где Цр анi - рыночная цена i-го функционального аналога оцениваемого ТС исходной комплектации, тыс. руб. Если комплектация функционального аналога и оцениваемого ТС совпадают, то Ц'р анi = Цр анi;

Cматi - рыночная стоимость i-го материала, комплектующего, которые отсутствуют/присутствуют на функциональном аналоге ТС, но присутствуют/отсутствуют на оцениваемом ТС, тыс. руб.


              m
  Сматi =  (сумма Цматj)/m  + Сустj  (тыс. руб.),
             j=1

где Цматj - рыночная цена j-го материала, комплектующего, тыс. руб.;

m - количество материалов, комплектующих;

Сустj - стоимость установки j-го материала, комплектующего на ТС, тыс. руб.

Широкое применение данного метода обусловлено тем, что рынок транспортных средств достаточно хорошо развит, и в распоряжении автоэкспертов имеется большой объем ценовой информации, публикуемой различными специальными изданиями в каждом регионе (справочники цен на новые и подержанные автомобили, прайс-листы, каталоги, газеты, журналы и др.). В связи со значительными колебаниями цен следует пользоваться ценовой информацией региона, в котором эксплуатируется оцениваемое транспортное средство.

Особое значение сравнительный подход приобретает при необходимости оценить автомобиль, снятый с производства на момент оценки, для которого трудно найти какую-либо ценовую информацию. Здесь возможно несколько вариантов. В первом случае можно воспользоваться РД 37.009.015-98, в справочном приложении к которому представлены коэффициенты приведения цен моделей, снятых с производства, к ценам моделей, выпускаемых промышленностью в настоящее время (табл.2). Достаточно установить ближайший аналог оцениваемого транспортного средства и применить соответствующий коэффициент. Путем корректировки следует учесть и различия в технических и функциональных характеристиках сравниваемых автомобилей, а также разницу в дополнительной комплектации.


                                                                Таблица 2

       Коэффициенты приведения цен моделей, снятых с производства,
      к ценам моделей, выпускаемых промышленностью в настоящее время
                                (фрагмент)

Модель Коэффициент приведения
Автомобили легковые
ВАЗ - 21051 1,00
ВАЗ - 2105 0,95
ВАЗ - 21011 0,88
ВАЗ - 2101 0,80
ВАЗ - 2102 0,90
ВАЗ - 2103 0,95
Автомобили грузовые
ЗиЛ - 431410 1,00
ЗиЛ - 130 0,70
Автобусы
ЛАЗ - 695Н 1,00
ЛАЗ - 697 0,90

Можно также использовать два других метода - индексации первоначальной стоимости или статистического моделирования цены.

Метод индексации первоначальной стоимости получил широкое распространение благодаря тому, что при его использовании можно обойтись без ценовой рыночной информации, а использовать ценовые тренды, представляющие собой динамику изменения стоимости транспортных средств за достаточно большой промежуток времени.

Этот метод уступает первому в точности, так как необходимо, чтобы в основе ценовых трендов лежали сопоставимые данные по ценам транспортных средств (например, чтобы сопоставлялись только рыночные или только отпускные цены), а также, чтобы строго выдерживался "интервал цены" (например, цена берется только на конец, только на середину месяца, только среднемесячная и т.д.). Необходимо учитывать и тот факт, что тренд цены показывает усредненную тенденцию изменения цены, а цена конкретной модели автомобиля может (иногда значительно) отклоняться от этой тенденции. Экстраполяция трендовых данных также может привести к ошибочным результатам. Однако данный метод дает вполне удовлетворительные результаты при стабильной экономической ситуации, когда не происходит скачкообразного изменения рыночных цен.

Метод статистического моделирования цены пока достаточно редко используется на практике, так как требует от оценщика математико-статистической подготовки. Преимуществом метода является то, что, используя периодически обновляемый ценовой банк данных конкретного рынка, оценщик с определенной достоверностью может прогнозировать падение стоимости транспортных средств в зависимости от его эксплуатационных и конструктивно-функциональных характеристик (возраста, величины пробега с начала эксплуатации, наличия антиблокировочного устройства, антипробуксовочного устройства, нейтрализатора отработанных газов, подушек безопасности и др.). Для расчета необходимо собрать банк данных о рыночных ценах на подержанные автомобили конкретной марки и провести их обработку на компьютере, используя методы корреляционного анализа. В настоящее время проводятся исследования в данном направлении.

Доходный подход - подход, при котором стоимость объекта оценки определяется размером доходов или выгод, которые можно получить от использования данного объекта в будущем. В общем виде этот подход может быть выражен формулой:


                         Соц приблизительно = Дбуд,

где Дбуд - размер будущих доходов от приобретения объекта оценки, тыс.руб.

Таким образом, оценка строится на прогнозировании будущих доходов, которые потребитель может получить от приобретения данного объекта и которые характеризуют нижнюю предельную величину стоимости объекта.

Доходный подход широко применяется при оценке недвижимости, интеллектуальной собственности, нематериальных активов. Часто этим подходом пользуются при оценке бизнеса, реже при оценке машин и оборудования, что связано с неустойчивым финансовым положением предприятий, массовой неплатежеспособностью, и, как следствие, с искаженными показателями прибыли и чистого дохода, по которым рассчитывается стоимость имущества. Кроме того, доходный подход применим только к оборудованию, используемому в производстве конечной продукции или выполнении оплачиваемых услуг, когда можно рассчитать чистый доход от его функционирования.

При оценке стоимости транспортных средств методы доходного подхода не нашли применения в силу специфики транспортных средств как объектов оценки. В частности, ожидаемый доход от эксплуатации транспортных средств можно вычислить только при оценке бизнеса (действующего предприятия), так как они являются составной частью производственного процесса, в результате которого производятся товары или оказываются услуги. В этом случае целесообразно использовать методы дисконтированных чистых доходов и прямой капитализации. Эти же методы можно использовать при оценке раритетных автомобилей, когда они могут принести доход своему владельцу путем экспонирования на выставках, участия в пробегах, съемках фильмов и т.д. В этом случае, как и при оценке антиквариата, возможный доход от владения такими автомобилями со временем будет не уменьшаться, а возрастать.

Оценщик транспортных средств должен в совершенстве владеть основными методами оценки. При оценке транспортных средств особое внимание уделяется методам, используемым при сравнительном (рыночном) и затратном подходе к оценке их стоимости. Иногда оценщику приходится использовать методы сравнительного и затратного подходов одновременно: например, при оценке транспортных средств, имеющих дефекты эксплуатации или при определении остаточной стоимости транспортных средств с замененными основными узлами, агрегатами, механизмами.


И.С. Степанова,

Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.