• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Взносы во внебюджетные фонды в 1999 году (Выпуск 17, сентябрь 1999 г.)

Взносы во внебюджетные фонды в 1999 году


На сегодняшний день остается неясным вопрос: должны ли положения части первой Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) распространяться на взносы во внебюджетные фонды? От ответа, в частности, будет зависеть, какую ответственность следует применять к плательщикам взносов: ту, что предусмотрена частью первой НК РФ (более мягкая), или предусмотренную так называемым "специальным законодательством" о взносах в отдельные внебюджетные фонды. Три существующих точки зрения были рассмотрены в статье под названием "Распространяется ли действие первой части Налогового кодекса на взносы во внебюджетные фонды?", опубликованной в одном из номеров журнала. Поскольку вопрос еще не разрешен, в предложенном Вам сегодня обзорном материале тема будет раскрыта как с позиции норм специального законодательства, так и с позиции НК РФ.


I. Правовое регулирование


Наиболее значимым нормативным правовым актом, регулирующим уплату взносов в социальные внебюджетные фонды, является Федеральный закон от 04.01.99 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" (далее Закон о тарифах на 1999 год). Закон определяет плательщиков, объект начисления, тарифы и льготы по каждому внебюджетному фонду. Наряду с ним большую роль в регулировании отношений по взиманию страховых взносов играют федеральные законы о бюджете соответствующих фондов на 1999 год. Правовые акты исполнительных органов власти не должны противоречить вышеуказанным законам.

Если исходить из того, что положения части первой Налогового кодекса распространяются на взносы во внебюджетные фонды, то все вышеперечисленные правовые акты, в том числе и федеральные законы, должны применяться только в части, не противоречащей НК РФ!


II. Плательщики. Объект начисления. Ставки


Существенные элементы страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установлены, как уже было отмечено выше, Законом о тарифах на 1999 год. Отличительной особенностью Закона является то, что объектом начисления страховых взносов являются все виды выплат, начисленных работодателем в пользу работника, а не только выплаты, носящие характер оплаты труда. До 1999 г. такое положение применялось только в отношении взносов в ПФР. А теперь применяется и в отношении взносов в остальные государственные внебюджетные фонды (за исключением отдельных выплат в соответствии со специальными перечнями).

Рассмотрим существенные элементы отдельно по каждому из фондов.


ПФР


Категории плательщиков, объект исчисления и ставки существенно не изменены по сравнению с 1998 г. Можно лишь отметить, что если раньше крестьянские (фермерские) хозяйства, которые являлись работодателями, не уплачивали страховые взносы с выплат в пользу работников, то сейчас на них возложена такая обязанность, при этом ставка составляет 20,6 %. В 1998 г. родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера обязаны были уплачивать взносы в размере 28% от выплат, начисленных в пользу работников, на 1999 год ставка снижена до 20,6%. Еще одно новшество в отношении тарифов в ПФР по сравнению с 1998 г. установлено ст. 2 Федерального закона от 25.02.99 N 37-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Данной нормой вводится дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в размере 14% от выплат, начисленных в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Таким образом, в соответствии со ст. 1 Закона о тарифах на 1999 год установлены следующие плательщики, объекты начисления и ставки страховых взносов в ПФР (классификация дана в зависимости от налогооблагаемой базы!):

1) Налогооблагаемая база выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;

Плательщики-работодатели:

- организации 28%;

- организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, 20,6%;

- индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы 28%;

- родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства 20,6%;

- граждане (физические лица 28%;

2) налогооблагаемая база: доход от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением; доход, определяемый исходя из стоимости патента (для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения);

плательщики: индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, а также частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства 20,6%.

3) налогооблагаемая база: выплаты, начисленные в пользу плательщиков;

плательщики (уплачивают не самостоятельно):

- адвокаты 20,6% (суммы взносов удерживаются и перечисляются коллегиями адвокатов);

- граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам 1% (суммы взносов удерживаются и перечисляются работодателями).

Постановлением Правления ПФР от 09.04.99 N 37 были внесены некоторые изменения и дополнения в порядок установления тарифа страховых взносов в ПФР организациям, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции. Последним следует обратить внимание на новую редакцию данного Порядка (утвержден Постановлением Правления ПФР от 16.06.95 N 103).


ФОМС


В соответствии со ст. 4 Закона о тарифах на 1999 год круг плательщиков и облагаемая база для взносов на обязательное медицинское страхование аналогичны тем, что установлены для взносов в ПФР, за одним исключением не являются плательщиками взносов в фонды обязательного медицинского страхования (в отличие от взносов в ПФР) граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам.

Тариф для взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлен в размере 3,6 % (из них 0,2 % в Федеральный ФОМС, а 3,4 % в территориальные ФОМС).


ФСС


Плательщиками взносов в ФСС в соответствии со ст. 2 Закона о тарифах на 1999 год являются только работодатели. Таким образом, граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не являются плательщиками, если они не используют труд наемных работников.

Объектом начисления взносов в ФСС являются выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. Размер ставки предусмотрен 5,4%. Следует обратить особое внимание, что в соответствии с Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 N 765, не начисляются страховые взносы на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам.


ФЗН


Плательщиками в ФЗН в соответствии со ст. 3 Закона о тарифах на 1999 год выступают только работодатели-организации. Облагаемой базой являются выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг. Тариф установлен в размере 1,5%.


*****


А теперь отметим один общий для всех фондов момент. Статьей 5 Закона о тарифах на 1999 год установлено, что плательщики взносов в социальные внебюджетные фонды, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, должны уплачивать взносы во внебюджетные фонды по ставкам и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в редакции от 31.03.99) (далее Закон о едином налоге).

В соответствии со ст. 1 названного Закона со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также, за отдельными исключениями, не взимаются налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы Российской Федерации".

Общая ставка единого налога на вмененный доход установлена в размере 20% вмененного дохода. Сумму налога плательщик перечисляет единым платежным документом на один счет, а далее указанная сумма распределяется между бюджетами и внебюджетными фондами органами федерального казначейства (см. телеграмму МНС РФ от 26.05.99 N ВП-6-09/432).

Чтобы не допустить распространенных ошибок, плательщикам единого налога на вмененный доход необходимо обратить внимание на следующее.

За работодателями, перешедшими на уплату единого налога, сохраняется обязанность удерживать и перечислять в ПФР 1% с выплат, начисленных в пользу граждан, работающих по трудовому договору, а также получающих вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Это объясняется тем, что в данном случае плательщиками взносов в ПФР являются сами работники, а на работодателя возложена лишь обязанность по удержанию и перечислению сумм.

Переход на уплату единого налога не снимает обязанности с организаций и индивидуальных предпринимателей представлять сведения в соответствии с Федеральным законом РФ от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе государственного пенсионного страхования" (ст. 7 Закона о едином налоге и п. 1 письма ПФР от 01.07.99 N ЕВ-16-26/6121)

Если плательщик кроме деятельности, по которой он переведен на уплату единого налога, осуществляет и другие виды деятельности, то по ним он уплачивает взносы во внебюджетные фонды в общеустановленном порядке.

В письме ФСС от 13.04.99 N 02-10/05-1666 высказывается мнение, что для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог, сохраняется общеустановленный порядок уплаты взносов в ФСС в размере 5,4% от выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. Свою позицию фонд обосновывает тем, что Закон о едином налоге на вмененный доход не предусматривает зачисления в ФСС части уплаченного предпринимателями единого налога. Такую точку зрения нельзя назвать правомерной, поскольку ст. 1 Закона о едином налоге содержит императивную норму, согласно которой лица, перешедшие на уплату единого налога, взносы во внебюджетные фонды не уплачивают, при этом для взносов в ФСС не делается каких-либо исключений.


III. Льготы


Статья 6 Закона о тарифах на 1999 год внесла существенные изменения в перечень оснований освобождения от уплаты взносов. Положения ст. 6 распространяются на все государственные социальные внебюджетные фонды. Применение предусмотренных данной статьей льгот было разъяснено в письмах ПФР от 16.02.99 N ЕВ-16-27/1388 "О применении Федерального закона от 04 января 1999 г. N 1-ФЗ" и от 26.04.99 N ЕВ-16-27/3896 "В дополнение к письму ПФР от 16.02.99 N ЕВ-16-27/1388", а также в письме ФОМС от 09.02.99 N 680/80-1/И "О льготах по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование". Письма ПФР достаточно полно разъясняют правовые нюансы применения льгот. Ими можно руководствоваться и в отношении других внебюджетных фондов.

Итак, от уплаты страховых взносов в ПФР, ФЗН, ФОМС, ФСС освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II, III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для получения льготы необходимы два условия наличие у работника инвалидности и факт получения пенсии по инвалидности, что должно подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (ВТЭК) и копией пенсионного удостоверения, в котором указано, что пенсия назначена по инвалидности;

2) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов) при условии, что инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80% среди их членов, а также их региональные и территориальные организации.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения организации, отделения или филиалы и представительства.

Однако в соответствии с нормами Закона о тарифах на 1999 год от уплаты страховых взносов освобождаются не все общероссийские объединения инвалидов, а только те, которые созданы в организационно-правовой форме "общественная организация инвалидов". Данная организационно-правовая форма должна быть указана в уставе общероссийского общественного объединения инвалидов (статьи 8, 19, 20 Закона об общественных объединениях) и свидетельстве о государственной регистрации, выданном Минюстом РФ.

Понятие общественной организации инвалидов дано в части пятой ст. 1 Федерального закона от 04.01.99 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно данному определению, общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. Условия отнесения таких организаций к общественным организациям инвалидов, установленные данным определением, совпадают с условиями, определенными в Законе о тарифах на 1999 год.

Кроме того, следует учесть, что в соответствии с частью восьмой ст. 19 Федерального закона "Об общественных объединениях" при создании данных объединений в форме общественных организаций учредители этих объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности. Они также подпадают под условия Закона о тарифах на 1999 год и учитываются при определении членства в указанных общероссийских общественных объединениях, создаваемых в форме общественной организации инвалидов.

Таким образом, льгота предоставляется общероссийским общественным организациям инвалидов, созданным в организационно-правовой форме общественных организаций инвалидов, учредителями которых являются только физические лица из числа инвалидов и лица, представляющие интересы инвалидов (признанные таковыми на основании действующего законодательства), основанным на членстве физических лиц, среди которых инвалиды и их законные представители составляют 80%, и их союзам;

3) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, их региональных и территориальных организаций, при условии, что численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%.

Чтобы воспользоваться льготой, таким организациям в соответствии с разъяснениями ПФР необходимо представить в отделение ПФР копии документов, подтверждающих перечисление общероссийскими общественными организациями инвалидов, их региональными или территориальными организациями средств в уставный капитал хозяйственного общества и право этих общественных организаций на льготу по уплате взносов (письменное уведомление регионального отделения ПФР о предоставлении льготы), а также справку за подписью руководителя и главного бухгалтера о фонде оплаты труда инвалидов.

При определении фонда оплаты труда органы ПФР рекомендуют использовать определение фонда заработной платы, данное в Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 10.07.95 N 89. В соответствии с данным документом фонд заработной платы включает в себя начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной форме за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер;

4) организации, единственным собственником которых являются общероссийские организации инвалидов, их региональные и территориальные организации.

Согласно п. 2 ст. 48 ГК РФ, к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Следовательно, под действие льготы подпадают учреждения, созданные общероссийскими организациями инвалидов, в том числе союзами, их региональными и территориальными общественными организациями инвалидов;

5) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II, III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условиями для получения льготы являются наличие у плательщика группы инвалидности и факт получения пенсии по инвалидности, что должно подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (ВТЭК) и копией пенсионного удостоверения.

Учитывая, что для плательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, порядок уплаты страховых взносов, а также льготы по их уплате устанавливаются иным федеральным законом, вышеназванные льготы, установленные ст. 6 Закона о тарифах на 1999 год, на данных плательщиков не распространяются.

Новые льготы вводит Федеральный закон от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".

Статья 5 этого Закона устанавливает, что взносы в социальные внебюджетные фонды не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в части оплаты труда, осуществляемой за счет средств такой помощи (такого содействия).

Комментарий к данному нормативному правовому акту будет опубликован в ближайших номерах журнала.


IV. Перечни выплат, на которые не начисляются страховые взносы


Для каждого фонда существует свой перечень выплат, взносы на которые не начисляются. Самая распространенная категория вопросов наших подписчиков по тематике внебюджетных фондов касается как раз правомерности отнесения тех или иных выплат к соответствующему перечню. Ответы экспертов отдела налоговых экспертиз на поступающие вопросы регулярно появляются на страницах журнала. Поэтому ниже дадим только краткую характеристику документов. Если же читатели столкнутся с затруднениями в разрешении конкретных ситуаций, рекомендуем присылать в адрес отдела вопросы на консультационных талонах.

Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.05.97 N 546. Перечень является закрытым. С его содержанием читатели уже хорошо знакомы.

Внимание же следует обратить на Перечень ФСС. Недавно во исполнение Федерального закона от 30.04.99 N 83-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год" Постановлением от 07.07.99 N 765 Правительством РФ утвержден новый Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее Перечень ФСС) и введен в действие с 01.07.99. (Перечень ФСС был опубликован в "Российской газете" N 136 от 16.07.99. С полным текстом и комментарием к нему вы можете ознакомиться также в газете "ЭЖ-Юрист" за 1999 год N 32.)

Названный документ по своему содержанию максимально приближен к Перечню ПФР. Однако есть несколько отличий.

Взносы в ФСС, в отличие от взносов в ПФР, не начисляются на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по всем договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам.

Взносы в ФСС не начисляются также на стоимость путевок, оплачиваемых работодателем, на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей.

Если в числе условий, при которых взносы в ПФР могут не начисляться на суммы страховых платежей по некоторым видам добровольного страхования работников, стоит и условие об отсутствии у работодателя задолженности по платежам в ПФР, то аналогичных положений в Перечне ФСС нет.

В Перечне ФСС учтены некоторые недостатки Перечня ПФР. Так, например, почти везде фигурирует такая категория, как "работодатель", под которым понимаются как юридические лица, так и граждане.

Что касается Перечня ПФР, то, как было указано выше, согласно некоторым его пунктам, освобождение тех или иных выплат от начисления взносов производится только в отношении организаций.

В отношении взносов в ФОМС продолжает действовать перечень, приведенный в п. 9 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.10.93 N 1018. Данный перечень несколько шире, чем для иных фондов, поскольку он является открытым. В нем содержится норма, согласно которой страховые взносы в ФОМС не начисляются вообще на любые выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер.

В письме Минфина РФ от 03.02.99 N 04-04-02, не опубликованном и имеющем статус официальной переписки, высказывается мнение, что Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд России, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 546, можно распространить и на другие внебюджетные фонды, в том числе и на ФОМС. С этим нельзя согласиться. Данный вывод противоречит действующему законодательству. Принятие нового Перечня ФСС говорит о том, что законодатель пошел по пути утверждения для каждого вида взносов отдельного перечня, а не по пути распространения одного перечня на остальные фонды.

Единственным внебюджетным фондом, для которого собственный перечень пока еще не утвержден, является ФЗН. Федеральный закон от 01.05.99 N 90-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения на 1999 год" устанавливает, что такой перечень должен быть утвержден Правительством РФ. Вероятно, это произойдет в ближайшее время. На сегодняшний же момент исполнительные органы власти допускают применение к взносам в ФЗН Перечня ФОМС (письмо Госналогслужбы РФ N СШ-6-07/244а и Минтруда РФ N 1441-ММ от 27.03.97 "О порядке осуществления функций контроля налоговыми органами по платежам в фонд занятости").


V. Порядок и сроки уплаты


ПФР


Порядок и сроки уплаты страховых взносов в ПФР определены Федеральным законом от 30.03.99 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год".

В соответствии со ст. 8 данного Закона плательщики страховых взносов работодатели уплачивают взносы одновременно с получением (перечислением) в банках и иных кредитных организациях средств, предназначенных для осуществления выплат в пользу работников, в том числе авансовых и единовременных, по всем основаниям за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров.

Под авансовыми выплатами следует понимать выплаты, осуществляемые работникам за истекший месяц частями от начисленных им в полном объеме выплат по причине недостаточности у работодателя средств для полного расчета.

К единовременным выплатам относятся суммы, носящие разовый характер, т.е. выплаты, периодичность которых может быть не предусмотрена системой оплаты труда (письмо ПФР от 27.04.99 N ЕВ-16-27/3940 "О применении статей 8, 9, 10 Федерального закона от 30.03.99 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год").

Плательщики страховых взносов работодатели, не имеющие счетов в банках и иных кредитных организациях, а также работодатели, производящие выплаты в пользу работников по всем основаниям наличными средствами (из сумм выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, оборотных денежных средств в кассе или иных наличных средств) или в иной форме (в натуральном выражении), уплачивают страховые взносы в дни фактической выдачи заработной платы (аванса), но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы.

К иной форме выплат согласно вышеназванному письму ПФР от 27.04.99 относятся выплаты в натуральном выражении, например ценными бумагами. При этом выплаты, полученные работником в натуральном виде, должны учитываться по рыночным ценам на данный продукт (товар, услугу) в конкретной местности.

От выплат в натуральном выражении следует отличать материальную выгоду, взносы на которую не начисляются. Так, в письме ПФР от 15.06.99 N 16-27/5567 "О начислении страховых взносов в ПФР" разъясняется, что поскольку начисление страховых взносов в ПФР производится на выплаты, начисленные в пользу работников (Закон о тарифах на 1999 год), то на материальную выгоду, полученную работником при реализации ему товаров по ценам ниже рыночной или цены их приобретения, страховые взносы не начисляются, так как ее нельзя квалифицировать как выплату, начисленную в пользу работника.

При реализации работникам товаров по ценам ниже рыночной или цены их приобретения в счет начисленной заработной платы страховые взносы начисляются на суммы, указанные в расчетно-платежных ведомостях, и эти же суммы включаются в средний заработок для исчисления пенсии.

Плательщики страховых взносов граждане, которые являются самостоятельными плательщиками страховых взносов в Фонд (индивидуальные предприниматели, частные детективы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты и другие), уплачивают страховые взносы с суммы полученного ими дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, в сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.

Плательщики страховых взносов индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого предпринимательства, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для уплаты стоимости патента, с доходов, определяемых исходя из стоимости патента методом расчета с применением ставки подоходного налога, которая не должна превышать 30%. В письме ПФР от 07.06.99 N ЕВ-16-27/5273 "О расчете доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ в 1999 году" подробно рассмотрен порядок расчета и приведены примеры.

Плательщики страховых взносов крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Плательщики страховых взносов работодатели из числа организаций, занятых производством сельскохозяйственной продукции, имеющим сезонный характер, уплачивают страховые взносы исходя из размеров фактических выплат работникам этих организаций, но ежемесячно не менее суммы страховых взносов, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда. Уплата страховых взносов с авансовых платежей производится в период с 1 января по 30 сентября текущего года в срок фактического получения средств в банках и иных кредитных организациях на указанные выплаты, а при расчетах наличными средствами (из сумм выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, оборотных денежных средств в кассе или иных наличных средств) или в иной форме в срок фактического осуществления расчетов с работниками по указанным выплатам (о критериях отнесения производства сельскохозяйственной продукции к категории "сезонного" см. письмо ПФР от 27.04.99 N ЕВ-16-27/3940 "О применении статей 8, 9, 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год").

Плательщики страховых взносов, не являющиеся юридическими лицами, использующие труд наемных работников, уплачивают страховые взносы с выплат в пользу работников в порядке, предусмотренном для работодателей.

Плательщики страховых взносов, заключающие с гражданами договора гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторские договора и выплачивающие вознаграждения по указанным договорам, за исключением договоров, заключенных с индивидуальными предпринимателями, уплачивают страховые взносы в дни фактических выплат по договору. В случае если указанными договорами предусмотрен срок выплаты вознаграждения, уплата страховых взносов производится в дни фактических выплат по договору, но не позднее сроков выплаты вознаграждения, определенных договором.


ФОМС


В отношении взносов в ФОМС следует руководствоваться Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением ВС РФ от 24.02.93 N 4543-1, и принятой в соответствии с ним Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.10.93 N 1018.

У плательщиков было достаточно времени подробно изучить эти документы, поэтому не имеет смысла на них подробно останавливаться. Напомним лишь, что физические лица, нанимающие граждан по договорам, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка этим гражданам. Иные граждане-плательщики, в том числе и индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для них законодательством о подоходном налоге с физических лиц.

Все остальные плательщики уплачивают взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов плательщики представляют в банк одновременно с представлением документов на выдачу средств на оплату труда. Без представления указанных платежных поручений средства на оплату труда не выдаются.


ФСС


В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.04.99 N 83-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год" работодатели ежемесячно уплачивают взносы на государственное социальное страхование одновременно с получением (перечислением) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы работникам за истекший месяц.

В отличие от взносов в другие внебюджетные фонды, для ФОМС предусмотрена одна особенность: плательщики имеют право расходовать средства, начисленные в ФСС, на определенные цели. Данный вопрос регулируется Инструкцией "О порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования".


ФЗН


На сегодняшний день порядок и сроки уплаты страховых взносов в ФЗН официально не установлены. Не вдаваясь в подробности данного казуса, можно предположить, что плательщикам следует руководствоваться прежним порядком, изложенным в ст. 7 Федерального закона от 19.07.97 N 107-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1997 год". (тождественные нормы содержатся и в Федеральном законе от 17.07.99 N 179-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1998 год"). В соответствии с ним работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены страховые взносы.


VI. Представление отчетности


Порядок и сроки представления отчетности для всех фондов примерно одинаковые. Плательщики взносов должны вести учет расчетов по средствам внебюджетных фондов. Они ежеквартально составляют в двух экземплярах расчетные ведомости (по форме, утвержденной органами фондов) по средствам каждого из фондов. Первый экземпляр ежеквартально не позднее 30-го (для ФСС не позднее 15-го) числа месяца, следующего за отчетным периодом (срок представления квартальной бухгалтерской отчетности) представляется в территориальное отделение фонда по месту регистрации плательщика одновременно с платежными документами и банковскими выписками, свидетельствующими об уплате взносов. Второй экземпляр остается в бухгалтерии плательщика (разд. VI Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 11.11.94 N 258; п. 37 инструкции "О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование"; разд.5 Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ N 162, Минтруда РФ N 2, Минфина РФ N 87, Госналогслужбы РФ N 07-1-07 от 02.10.96 (в редакции от 02.03.98).

В отношении Фонда занятости населения порядок и сроки представления отчетности на сегодняшний день не установлены. За разъяснениями плательщикам следует обращаться в территориальные отделения фонда.

Следует напомнить о необходимости представления сведений в соответствии с программой индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. Учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".

Сведения для осуществления этого учета работодатели и граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в ПФ РФ в соответствии с утвержденными формами, представляют в установленные сроки (в течение месяца, следующего за отчетным кварталом) в то подразделение ПФР, где они застрахованы в качестве плательщика страховых взносов.

Работодатели представляют сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы государственного пенсионного страхования.

Поскольку лица, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, освобождены от платежей в государственные внебюджетные фонды, отчетность по суммам единого налога, подлежащим распределению в фонды, плательщиками единого налога не представляется.

Следует, однако, помнить, что за плательщиками единого налога работодателями сохраняется обязанность представлять отчетность по суммам страховых взносов в ПФР в размере 1%, подлежащим уплате за наемных работников и физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей либо получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера в порядке, определенном Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР.

При осуществлении плательщиком различных видов деятельности (по свидетельству об уплате единого налога и иных видов деятельности) он должен представить в органы ПФР две расчетные ведомости: в первой расчетной ведомости указывается фонд оплаты труда работников, труд которых используется при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога, и суммы страховых взносов, удержанные у этих работников, в размере 1%, а во второй ведомости фонд оплаты труда работников, привлекаемых работодателем для осуществления иной деятельности, и суммы страховых взносов в размере 29% (письмо ПФР от 01.07.99 N ЕВ-16-25/6121 "О суммах единого налога, подлежащих распределению (зачислению) в ПФР, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации").


VII. Ответственность плательщиков, пени


Как уже было отмечено выше, ответ на вопрос, какие санкции и пени применять к плательщикам взносов, напрямую зависит от того, распространяются положения части первой НК РФ на взносы во внебюджетные фонды или нет. Однозначно ответить на этот вопрос пока еще не представляется возможным. Однако плательщикам следует иметь в виду, что, вероятно, в ближайшее время ситуация прояснится.

Итак, если исходить из того, что на взносы во внебюджетные фонды распространяет свое действие часть первая НК РФ, ответственность плательщиков взносов и агентов устанавливается в соответствии с разд. VI "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение" НК РФ, а размер и порядок уплаты пеней в соответствии со ст. 75 НК РФ. Так, например, в соответствии со ст. 122 НК РФ штраф должен быть не более 20,40% от суммы недоимки. В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ моментом уплаты налога признается предъявление в банк поручения на уплату, при наличии достаточных средств на счете, а не списание денежных средств со счета плательщика, как это предусмотрено "специальным законодательством". Пеня устанавливается п. 4 ст. 75 НК РФ в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ на день просрочки, сегодня это 0,2% (с полным текстом части первой НК РФ в новой редакции вы можете ознакомиться в газете "Экономика и жизнь" за 1999 год, N 30).

Посмотрим теперь, какие же санкции предусмотрены в так называемом "специальном законодательстве". Они намного жестче, чем санкции, содержащиеся в НК РФ.

Изложенные ниже нормы "специального законодательства" следует применять исходя из того, что НК РФ будет распространяться на взносы только после вступления в силу его второй части.


ПФР


Статья 9 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год" устанавливает новый размер пени. Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало финансового года. Ставка рефинансирования Банка России на 1 января 1999 г. составляет 60%. Одна трехсотая часть от 60% равна 0,2%.

За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков и иных кредитных организаций страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов ПФР соответствующий орган Фонда взыскивает с банков и иных кредитных организаций пеню за каждый день просрочки в размере 1% этих сумм.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона о бюджете ПФР на 1999 год к плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания всех сокрытых или заниженных при начислении страховых взносов в ПФР сумм выплат и штрафа в размере той же суммы, которые взыскиваются в судебном порядке. Хотелось бы обратить ваше внимание на формулировку ст. 10: "к плательщикам страховых взносов применяются санкции в виде...". Отсюда можно сделать вывод, что иные финансовые санкции, не поименованные в ст. 10, применяться не должны. Соответственно 10-процентные штрафы за уклонение от регистрации и несвоевременное представление расчетных ведомостей, предусмотренные п. 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.91 N 2122-1 (в редакции от 05.05.97), в настоящее время не налагаются, поскольку более поздним и равнозначным по статусу нормативным правовым актом установлено иное. Однако следует предупредить читателей, что органы ПФР, вероятно, думают иначе.


ФОМС


В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 01.05.99 N 91-ФЗ "О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год" установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки в размере 0,3% суммы недоимки.

За несвоевременное зачисление или перечисление страховых взносов в Федеральный ФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования кредитная организация несет ответственность в трехкратном размере действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы задержанного платежа за каждый день просрочки, а ее руководитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа в пятикратном установленном законом минимальном размере оплаты труда.

(В тексте Закона, видимо, допущена опечатка. Из буквального прочтения получается, что банки должны уплачивать пеню в размере 180% (60% х 3) от суммы платежа в день! Вероятно, вместо "...ставки рефинансирования..." следует читать: "...1/300 ставки рефинансирования...".)

В отличие от Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год", положения ст. 5 Закона о бюджете ФОМС касаются лишь размеров пени. Санкции в отношении плательщиков в ФОМС установлены п. 9 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением ВС РФ от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования", в случае сокрытия или занижения сумм, с которых должны начисляться взносы, в том числе и при отказе от регистрации в качестве плательщика, штраф в размере страхового взноса с сокрытой или заниженной суммы, взимаемый сверх причитающегося платежа с учетом пени; при повторном в течение года нарушении указанный штраф в двойном размере.

За отказ работодателя от регистрации в качестве плательщика страховых взносов применяются финансовые санкции в виде штрафа в размере 10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов.


ФСС


Согласно п. 5 Постановления Верховного Совета РФ от 09.07.93 N 5357-1 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на второе полугодие 1993 года" и п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101 (в редакции от 22.11.97), к плательщикам, нарушившим порядок уплаты и перечисления страховых взносов в ФСС, применяются финансовые санкции и пени, предусмотренные Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (утвержден Постановлением ВС РФ от 27.12.91 N 2122-1). Соответственно с 06.04.99 в отношении взносов в ФСС следует руководствоваться положениями статей 9, 10 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год" (см. раздел об ответственности плательщиков взносов в ПФР). Данный вывод подтвержден в Постановлении ФСС от 03.06.99 N 22 "Об изменении размера пени, начисляемых на недоимки по платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации".


ФЗН


До 1 января 1999 г. в соответствии с п. 10 Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 08.06.93 N 5132-1, к плательщикам страховых взносов в ФЗН, нарушающим порядок их уплаты, применялись финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Однако с 1 января 1999 г. в связи с вступлением в силу Налогового кодекса РФ Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" утратил силу, за исключением некоторых положений. В связи с этим МНС РФ и Минтруда РФ в совместном письме от 08.06.99 N ВГ-6-08/469 и N 3795-ВР "О порядке применения в 1999 году финансовых и иных санкций к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости" разъяснили, что в вопросах ответственности плательщиков взносов в ФЗН следует руководствоваться разд. VI НК РФ. С мнением, высказанным в письме, можно согласиться. Более того, хотя речь в письме идет только о разд. VI НК РФ, следует исходить из того, что размер и порядок уплаты пени в ФЗН также должны регулироваться в соответствии с НК РФ (о соответствующих положениях НК РФ см. выше).


*****


Согласно ст. 121 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О Федеральном бюджете на 1999 год", не начисляются в 1999 г. пени и штрафы за просроченные платежи в государственные внебюджетные фонды, возникающие по причине неоплаты предприятиям и организациям исполнителям продукции, работ (услуг) по государственному оборонному заказу, в доле, пропорциональной этой неоплате продукции, работ (услуг), выполненных по государственному оборонному заказу.


М.Масленников,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 17, сентябрь 1999 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.