О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (А.Слепнев, "Финансовая газета", N 49, декабрь 1999 г.)

О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "Об организации страхового дела
в Российской Федерации"


Федеральный закон от 20.11.99 г. N 204-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон)1 затрагивает вопросы, связанные с участием иностранного капитала в осуществлении страхования в России. Остановимся на некоторых из них.

1. Изменения и дополнения предусматривают отмену действовавшего с 1992 г. 49% ограничения на размер участия иностранных инвесторов в уставных капиталах российских страховщиков (ст. 2 Федерального закона). Такая отмена обусловлена Соглашением о партнерстве и сотрудничестве с ЕС (СПС)2 и должна была состояться не позднее 24 июня 1999 г. Кроме того, Федеральным законом вводится ряд новых положений, регламентирующих деятельность страховых организаций и их акционеров (участников). Данные положения в основном затрагивают деятельность новой группы страховщиков, возникающей в связи с отменой упомянутого выше ограничения, - страховых организаций с преобладающим иностранным участием.

Необходимо отметить, что нормы данного Федерального закона составляют лишь часть правового режима доступа иностранных инвесторов на российский страховой рынок. Данный предмет регулируется также иными нормами Закона Российской Федерации от 27.11.92 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"3, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.11.92 г. N 4016-1 (в ред. от 20.11.99 г.) "О введении в действие Закона Российской Федерации "О страховании", Законом РСФСР от 26.06.91 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", международными договорами Российской Федерации, другими нормативными актами.

2. Касаясь соотношения норм Федерального закона и положений международных договоров Российской Федерации, необходимо учитывать приоритет норм этих договоров над нормами внутреннего законодательства, что закреплено ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 36 Закона N 4015-1 и в иных актах. При этом важно иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.95 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" в Российской Федерации непосредственно действуют только те положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, которые не требуют издания внутригосударственных актов для применения. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. Так, упоминавшимся выше Соглашением о партнерстве и сотрудничестве с ЕС (СПС) закреплен ряд положений, касающихся изменений Россией и странами ЕС режима доступа на страховые рынки друг друга. В этом вопросе СПС не содержит норм прямого действия, а лишь регламентирует взаимные обязательства России и ЕС по принятию или отмене норм внутреннего законодательства. Таким образом, независимо от содержания международных обязательств для страховых организаций, иностранных инвесторов и иных участников рынка соответствующие нормы действуют в таком объеме, как это предусмотрено соответствующим внутренним правовым актом.

3. Среди всех страховых организаций с иностранными инвестициями Федеральным законом выделяется несколько разновидностей, имеющих особый правовой статус. Как указывалось выше, большинство норм Федерального закона затрагивает страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие совокупную долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49% (далее - страховые организации с преобладающим иностранным участием). Кроме того, в этой группе отдельно выделяются дочерние страховые организации по отношению к иностранным инвесторам, а среди них в свою очередь те, которые уже являлись дочерними по отношению к иностранным инвесторам на момент вступления Федерального закона в силу.

Наличие дочерней связи определяется в соответствии со ст. 105 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Основанием для признания страховой организации дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору является наличие у последнего возможности определять решения, принимаемые такой страховой организацией независимо, в частности, от непосредственного участия иностранного инвестора в уставном капитале страховой организации.

Иностранные юридические лица и граждане, а также лица без гражданства, признаются иностранными инвесторами в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 9.07.99 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

4. Федеральным законом вводится ряд новых норм, затрагивающих все страховые организации.

Вводится разрешительный порядок на увеличение размера уставного капитала страховой организации за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а для российских акционеров (участников) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ (абзац 5 п. 1 ст. 1 Федерального закона).

Необходимо учитывать прежде всего то, что продажа является лишь одним из нескольких видов отчуждения имущества. Кроме купли-продажи отчуждение имущества влекут такие сделки, как мена, дарение, залог и др. Следовательно, предварительное разрешение федерального органа страхового надзора требуется во всех случаях, когда сделка связана с отчуждением акций (долей в уставном капитале) страховых организаций в пользу иностранного инвестора или его дочерних обществ.

Федеральным законом исчерпывающим образом определяются случаи, когда орган страхового надзора может отказать в разрешении. В отношении страховых организаций, доля иностранного участия в которых не более 49% и которые не являются дочерними по отношению к иностранным инвесторам и при совершении соответствующей сделки не становятся таковыми, в разрешении отказано быть не может. В разрешении отказывается только страховым организациям с преимущественным иностранным участием, а также становящимся таковыми в результате соответствующих сделок и только в случае, если определенная Федеральным законом квота участия иностранного капитала уже исчерпана либо будет исчерпана в результате их совершения.

Абзацем 4 п. 1 ст. 1 Федерального закона устанавливается порядок расчета квоты как отношения суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций. В отличие от ныне действующего порядка представления страховщиками сведений об иностранном участии, предусматривающего только учет иностранных инвесторов - акционеров (участников), согласно новым требованиям в целях расчета квоты подлежат учету и дочерние связи с иностранным инвестором. Таким образом, в случае наличия дочерней связи между страховой организацией и иностранным инвестором при расчете размера иностранного участия в данной страховой организации учитывается не только прямое участие иностранного инвестора (основной организации) в ее уставном капитале, но и участие российских юридических лиц, являющихся дочерними обществами по отношению к этому иностранному инвестору.

Федеральным законом указывается на то, что разрешение является предварительным, т.е. оно должно быть получено до совершения указанных сделок. Если же сделка совершена без разрешения, в соответствии с п.п. "в" п. 4 ст. 30 Закона N 4015-1 орган страхового надзора вправе выдать предписание по устранению допущенных нарушений либо принять решение о приостановлении, ограничении или отзыве лицензии. Учитывая, что особенности правового положения акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в сфере страховой деятельности определяются законами о страховании4, отсутствие разрешения влечет ничтожность соответствующей сделки как не соответствующей Закону (ст. 168 ГК РФ).

Кроме разрешительного порядка вводится ряд других требований, затрагивающих все страховые организации:

иностранные инвесторы должны оплачивать все принадлежащие им акции в денежной форме в валюте Российской Федерации (абзац шестой п. 1 ст. 1 Федерального закона), при этом в отношении российских инвесторов аналогичное требование с 1 января 2000 г. действует только в пределах минимального размера уставного капитала страховой организации;

лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны иметь гражданство Российской Федерации (абзац седьмой п. 1 ст. 1 Федерального закона). В соответствии с действующими требованиями5 страховые организации с иностранным участием могут осуществлять деятельность только в форме товариществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. Таким образом, соответствующая норма Федерального закона затрагивает лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа в соответствии со ст. 69 Закона N 208-ФЗ или ст. 32 Закона N 14-ФЗ, а также главных бухгалтеров этих организаций;

в отношении страховых организаций с иностранными инвестициями федеральным органом страхового надзора могут вводиться дополнительные требования к порядку и условиям образования и размещения страховых резервов, а также к нормативным соотношениям между активами и страховыми обязательствами (пп. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона).

В отношении страховых организаций, созданных до дня вступления Федерального закона в силу, вышеперечисленные новые требования вступают в силу по истечении одного года с этой даты, за исключением требований по разрешительному порядку (абзац третий ст. 5 Федерального закона).

5. Как указывалось выше, Федеральным законом (ст. 2) снимается существовавший ранее запрет на деятельность страховых организаций с преимущественным иностранным участием. Правовое положение этой группы страховых организаций характеризуется рядом требований, дополняющих вышеперечисленные.

Абзацем вторым п. 1 ст. 1 Федерального закона вводится ограничение по ряду видов деятельности в отношении страховых организаций с преобладающим иностранным участием (т.е. страховых организаций, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющих долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%). Таким страховщикам запрещается осуществление страхования жизни, обязательного страхования, обязательного государственного страхования, имущественного страхования, связанного с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхования имущественных интересов государственных и муниципальных организаций. В отношении уже созданных страховых организаций на день вступления Федерального закона в силу данное положение действует по истечении года с указанной даты (абзац третий ст. 5 Федерального закона). Соответственно, если страховая организация, не являющаяся дочерней по отношению к иностранному инвестору, решит стать таковой либо увеличить долю иностранных инвесторов до величины, превышающей 49%, то она обязана не позднее 23 ноября 2000 г. прекратить заключение договоров страхования по видам, которые не могут осуществлять страховые организации с преимущественным иностранным участием.

Запрет по осуществлению отдельных видов страхования не распространяется на страховые организации с преобладающим иностранным участием, которые на момент вступления Федерального закона в силу уже являлись дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам и имели соответствующую лицензию (абзац 3 ст. 3 Федерального закона). Учитывая, что в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона N 4015-1 лицензирование производится с указанием конкретных видов страхования, которые может осуществлять страховщик, данное исключение распространяется только на те виды страхования, которые содержатся в лицензии страховщика на соответствующую дату. Дополнение лицензии новыми конкретными видами страхования, в том числе и в рамках разрешенного вида страховой деятельности6, не может быть осуществлено. Кроме того, если лицензия была выдана на определенный срок, то после его истечения такая лицензия не может быть продлена. Отзыв лицензии у страховщика влечет прекращение ее действия со дня письменного доведения соответствующего решения органа страхового надзора до страховщика либо со дня опубликования решения в печати7. Поэтому, если у страховой организации с преимущественным иностранным участием лицензия была отозвана, такая страховая организация не может впоследствии воспользоваться нормами абзаца 3 ст. 3 Федерального закона при повторном обращении за лицензией на страховую деятельность.

Страховые организации с преимущественным иностранным участием не могут заключать договоры имущественного страхования, объектом которых являются имущественные интересы сторон контрактов на поставку или выполнение работ для государственных нужд8, а также имущественные интересы государственных и муниципальных организаций. При этом необходимо учитывать положения главы 48 "Страхование" ГК РФ в части норм, связанных со страховым интересом. Несмотря на то что страхователем по договору может являться не государственная и не муниципальная организация, объектом страхования может являться имущественный интерес государства или муниципального образования. Например, при страховании государственного или муниципального имущества, находящегося в аренде, страхователем зачастую выступает коммерческая организация - арендатор, а объектом страхования является арендуемое государственное или муниципальное имущество, т.е. имущественный интерес государства или муниципального образования в лице соответствующей организации. Может иметь место и противоположная ситуация, когда государственная или муниципальная организация в качестве страхователя страхует имущественный интерес иных лиц. В последнем случае, очевидно, соответствующее изъятие в отношении страховщиков с преобладающим иностранным участием не действует.

Ряд положений Федерального закона, определяющих статус страховых организаций с преобладающим иностранным участием, связаны с квотными ограничениями.

В случае превышения 15% квоты участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций применяется ряд ограничений, причем, как уже отмечалось выше, эти ограничения затрагивают только страховщиков с преимущественным иностранным участием:

прекращается выдача лицензий на осуществление страховой деятельности вновь создаваемым страховым организациям с преобладающим иностранным участием. Уже созданные такие страховые организации не могут расширить перечень разрешенных видов деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 1);

отказывается в выдаче предварительного разрешения на увеличение размера уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российским акционерам (участникам) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ (абзац 5 п. 1 ст. 1). Комментарии в отношении разновидностей сделок, связанных с отчуждением и требующих предварительного разрешения, были приведены выше (см. п. 4 настоящей статьи);

отказывается в выдаче предварительного разрешения на открытие филиалов на территории Российской Федерации и участие в дочерних страховых организациях (абзац 9 п.1 ст. 1 Федерального закона).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона его положения, связанные с получением предварительных разрешений, вступают в силу со дня вступления в силу Федерального закона в целом в отличие от ряда других положений, для которых установлен годовой отлагательный срок.

Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона в отношении страховых организаций с преимущественным иностранным участием устанавливаются повышенные требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала. При этом страховщики, уже созданные на день вступления Федерального закона в силу, обязаны привести размеры своих уставных капиталов в соответствие с данными требованиями в течение года с указанной даты.

6. Федеральным законом вводится ряд особых требований к страховщикам, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям).

Такие основные организации должны отвечать двум следующим требованиям:

являться страховыми организациями в соответствии с законодательством своего государства. При этом применимым является право государства регистрации соответствующего юридического лица (ст. 161 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик);

не менее двух лет участвовать в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации. Хотя формы участия Федеральным законом не определены, представляется, что участие в деятельности должно быть связано с участием в управлении соответствующей страховой организацией в порядке, предусмотренном законодательством. Участие может выражаться, в частности, во владении акциями (долями) страховых организаций в качестве акционера (участника) либо в качестве залогодержателя.

В отношении страховых организаций с иностранными инвестициями, созданными до дня вступления в силу Федерального закона, требования по "стажу" иностранных инвесторов (основных организаций) не применяются (ст. 3 Федерального закона).

7. Как это и предусмотрено упоминавшимися выше положениями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС (приложение 7:В), частью второй ст. 5 Федерального закона установлено, что предусмотренная ст. 2 отмена 49%-ного ограничения на размер участия иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций вступает в силу с 24 июня 1999 г., т.е. данный Федеральный закон имеет обратную силу в части положений, улучшающих режим иностранных инвестиций. Совместно с нормой части второй ст. 5 Федерального закона необходимо толковать и часть вторую ст. 3. Фактически последняя норма не несет самостоятельной правовой нагрузки, а ее существование было бы оправдано только в случае, если бы Закон вступил в действие до 24 июня 1999 г. По всей видимости, так и предусматривалось, но в результате длительных согласований в ходе законодательной процедуры Федеральный закон вступил в силу уже после 24 июня 1999 г. В пользу этого говорит и тот факт, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации данный Федеральный закон первоначально был принят в апреле 1999 г., но затем неоднократно отклонялся другими субъектами законодательной процедуры.


А.Слепнев,

член Комитета ВСС по законодательству,

советник ОСАО "Ингосстрах"


------------------------------------------------------------------------

1 Российская газета, 23 ноября 1999 г.

2 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 14 июня 1994 г.), протокол к которому ратифицирован Федеральным законом от 18.07.98 г. N 103-ФЗ.

3 Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 4, Российская газета, 23 ноября 1999 г.)

4 См. п.3 ст.1 Федерального закона от 26.12.95 г. N 208-ФЗ (в ред. от 24.05.99 г.) "Об акционерных обществах", п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8.02.98 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

5 См. п. 5 постановления ВС РФ от 27.11.92 г. N 4016-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О страховании".

6 Классификация по видам страховой деятельности (приложение 2 к Условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Росстрахнадзора от 19.05.94 г. N 02-02/08 (в ред. от 17.06.94 г.).

7 См. п. 4.5 Положения о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденного приказом Росстрахнадзора от 19.06.95 г. N 02-02/17 (в ред. распоряжения Росстрахнадзора от 13.07.95 г. N 02-03-08).

8 См. параграф 4 главы 30 и параграф 5 главы 37 части второй ГК РФ.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.