Комментарии к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 27 октября 1999 г. N 69н "Об утверждении Порядка представления отчетов аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков" (А.Крикунов, "Финансовая газета", N 51, декабрь 1999 г.)

Комментарии
к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 27 октября 1999 г. N 69н
"Об утверждении Порядка представления отчетов аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков"


В целях осуществления надзора за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий и в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 39, ст. 4857), Положением о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.99 г. N 472 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 19, ст. 2342), и Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.98 г. N 273 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1288), Министерством финансов Российской Федерации разработан и утвержден приказом от 27.10.99 г. N 69н Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков.

Приказ прошел экспертизу и согласование в Министерстве юстиции Российской Федерации, о чем сообщено в Министерство финансов Российской Федерации письмом от 23.11.99 г. N 9761-ЭР. Исполнение данного приказа Минфина России обязательно для всех организаций и аудиторов, осуществляющих аудиторскую деятельность на территории Российской Федерации.

Подготовка приказа вызвана необходимостью получения более полной объективной информации о деятельности аудиторских организаций и аудиторов и усилением контроля за качеством их работы, повышения ее эффективности и отдачи для государства в целом.

В настоящее время необходим дифференцированный подход к организации и проведению контроля за деятельностью аудиторских организаций, различающихся по количеству сотрудников, их профессиональному уровню, а также по организации внутрифирменного контроля за качеством проводимых аудиторских проверок.

При подготовке данного приказа учитывался опыт, полученный во время проведения проверок аудиторских организаций, рекомендуемых для участия в конкурсных торгах на получение контрактов на проведение аудиторских проверок, финансируемых Международным банком реконструкции и развития (МБРР), а также опыт работы зарубежных организаций, осуществляющих контроль за деятельностью аудиторских организаций.

Кроме того, считаем, что этот приказ будет являться дополнительным стимулирующим фактором, повышающим ответственность аудиторов и руководителей аудиторских организаций за соблюдением ими существующих лицензионных требований и условий, касающихся, в частности, полноты и своевременности представления в лицензирующий орган сведений о произошедших изменениях регистрационных данных. О необходимости проведения соответствующих мероприятий по данному вопросу свидетельствует опыт работы Департамента государственного финансового контроля и аудита, поскольку значительное число аудиторских организаций и аудиторов, попавших в поле зрения Департамента в связи с жалобами и обращениями граждан, экономических субъектов и государственных органов, нередко уклоняется от уведомления лицензирующего органа о происходящих изменениях.

Получение отчетности от аудиторских организаций и ее анализ позволят организовать в рамках действующего законодательства систематический контроль с привлечением территориальных органов Минфина России и ведущих профессиональных аудиторских объединений.

В то же время с учетом продолжающейся автоматизации процесса обработки информации полученные сведения позволят уточнять и систематизировать данные о деятельности профессиональных объединений аудиторов в субъектах Российской Федерации и соответствующим образом, как уже отмечалось выше, использовать их при организации и проведении предупредительного контроля.

Обработка содержащейся в отчетности информации предполагается по нескольким направлениям:

1. Для организации системного подхода при организации и проведении контрольных мероприятий.

2. Для определения специализации аудиторских организаций по отраслям и видам хозяйственной деятельности.

3. Для возможности подготовки и формирования различных обзоров о деятельности российских аудиторских организаций и профессиональных аудиторских объединений, а также в целом о развитии аудита в России.

Планируется подготовка официальных обзоров с возможным участием в их подготовке профессиональных аудиторских объединений по нескольким направлениям:

1) по экономическим показателям;

2) по количеству проводящихся проверок;

3) по обобщенным показателям деятельности аудиторских организаций.

Указанный выше комплекс мер позволит, по нашему мнению, существенно повысить ответственность аудиторов за качество проводимой ими работы и в значительной степени снизить неквалифицированное проведение аудита, минимизация которого необходима постоянно, а тем более в достаточно сложных экономических условиях.

При заполнении отчетных форм следует руководствоваться следующими разъяснениями.

Для отчета аудиторской организации:

в таблице "Численный состав организации" для каждого раздела указывается максимальная единовременная численность работников (включая аттестованных аудиторов), в скобках указывается общая численность работавших в организации, аналогично и для не состоящих в штате;

в таблице "Аттестованные аудиторы, работающие в организации" указываются все аудиторы, работавшие в организации за отчетный период. В случае увольнения аудитора или поступления на работу нового аудитора в графе "Наличие изменений в составе аудиторов в отчетный период" в строке, содержащей сведения об этом аудиторе, делается соответствующая запись;

в таблице "Аттестованные аудиторы, привлекаемые по договорам гражданско-правового характера" указываются все аудиторы, сотрудничавшие с аудиторской организацией в отчетный период;

в таблице "Сведения о повышении квалификации аудиторов, работающих в организации" указываются все аудиторы, работавшие в аудиторской организации в отчетный период (включая не работающих на конец отчетного периода). В графе "Дата и место прохождения повышения квалификации" раздельно указываются сведения об обязательном повышении квалификации, необходимом для продления квалификационного аттестата, и сведения о дополнительном повышении квалификации;

в таблице "Применение дополнительных аудиторских стандартов" при составлении первого отчета указываются наименования всех имеющихся собственных внутрифирменных стандартов, специальных программ и методик проведения аудиторских проверок. При составлении следующих отчетов указывается только общее количество (раздельно) собственных (внутрифирменных) стандартов, специальных программ и методик, а наименования разработанных и внедренных в отчетный период указываются полностью;

В таблице "Членство в общественных профессиональных российских и международных аудиторских организациях и объединениях" в графе "Наименование" указываются наименования профессиональных аудиторских организаций и (или) общественных профессиональных объединений в русской и (для международных организаций) в латинской транскрипции, в скобках указывается адрес их руководящего органа. В случае если аудиторская организация не является членом какого-либо профессионального объединения, то в таблице, в графе "Наименование" делается следующая запись: "Аудиторская организация (указывается наименование аудиторской организации) не является членом общественных профессиональных российских и международных аудиторских организаций и объединений";

в таблице "Экономические показатели деятельности за отчетный период" в строках указывается сумма выручки от реализации работ и услуг без учета налога на добавленную стоимость. В случае если показатели по какой-либо строке отсутствуют, то в данной строке ставится прочерк. В строке "ИТОГО" указывается суммарная выручка от всех видов деятельности;

в таблице "Организации, в которых были проведены аудиторские проверки" указываются сведения об организациях, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке в соответствии с критериями (основными показателями) деятельности, по которым их бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке (раздельно для каждого из критериев). В случае если обязательные аудиторские проверки не проводились, в таблице делается следующая запись: "Аудит организаций, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке, не осуществлялся";

в таблице "Результаты аудиторских проверок" указываются сведения об аудиторских проверках организаций, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке в соответствии с критериями (основными показателями) деятельности, по которым их бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке (раздельно для каждого из критериев). В случае если обязательные аудиторские проверки не проводились, в таблице делается следующая запись: "Аудит организаций, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке, не осуществлялся".

Для отчета аудитора:

в таблице "Сведения о повышении квалификации аудиторов, работающих в организации" раздельно указываются сведения об обязательном повышении квалификации, необходимом для продления квалификационного аттестата, и сведения о дополнительном повышении квалификации;

в таблице "Применение дополнительных аудиторских стандартов" при составлении первого отчета указываются наименования всех имеющихся собственных стандартов, специальных программ и методик проведения аудиторских проверок. При составлении следующих отчетов указывается только общее количество (раздельно) собственных стандартов, специальных программ и методик, а наименования разработанных и внедренных в отчетный период указываются полностью;

в таблице "Членство в общественных профессиональных российских и международных аудиторских организациях и объединениях" в графе "Наименование" указываются наименования профессиональных аудиторских организаций и (или) общественных профессиональных объединений в русской и (для международных организаций) в латинской транскрипции, в скобках указывается адрес их руководящего органа. В случае если аудитор не является членом какого-либо профессионального объединения, то в таблице в графе "Наименование" делается следующая запись: "Не являюсь членом профессиональных российских и международных аудиторских организаций и объединений";

в таблице "Работники, привлекаемые по договорам гражданско-правового характера и трудовым договорам (контрактам)" для каждого раздела указывается максимальная единовременная численность привлекавшихся работников (включая аттестованных аудиторов), в скобках указывается общая численность работников, привлекавшихся к сотрудничеству в соответствующий период;

в таблице "Аттестованные аудиторы, привлекаемые по договорам гражданско-правового характера и трудовым договорам (контрактам)" указываются все аудиторы, привлекавшиеся к сотрудничеству в отчетный период;

в таблице "Экономические показатели деятельности за отчетный период" в строках указывается сумма выручки от реализации работ и услуг без учета налога на добавленную стоимость. В случае если показатели по какой-либо строке отсутствуют, то в данной строке ставится прочерк. В строке "ИТОГО" указывается суммарная выручка от всех видов деятельности;

в таблице "Организации, в которых были проведены аудиторские проверки" указываются сведения об организациях, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке в соответствии с критериями (основными показателями) деятельности, по которым их бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке (раздельно для каждого из критериев). В случае если обязательные аудиторские проверки не проводились, в таблице делается следующая запись: "Аудит организаций, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке, не осуществлялся";

в таблице "Результаты аудиторских проверок" указываются сведения об аудиторских проверках организаций, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке в соответствии с критериями (основными показателями) деятельности, по которым их бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке (раздельно для каждого из критериев). В случае если обязательные аудиторские проверки не проводились, в таблице делается следующая запись: "Аудит организаций, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке, не осуществлялся".


Руководитель Департамента
государственного финансового контроля и аудита,
член коллегии Минфина России

А. Крикунов


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.