Вопрос: Частнопрактикующий нотариус приобрел жилой дом, который используется им не для проживания, а только для осуществления нотариальной деятельности. Для работы была приобретена офисная мебель, оргтехника, установлен телефон, используемый только в рабочее время. Уменьшают ли понесенные им затраты налогооблагаемый доход? Имеет ли он право включить в состав расходов суммы оплаты за отопление, освещение, охрану указанного помещения, установку и работу сигнализации?

Частнопрактикующий нотариус приобрел жилой дом, который используется им не для проживания, а только для осуществления нотариальной деятельности. Для работы была приобретена офисная мебель, металлические шкафы для хранения документов, компьютер, ксерокс, светильники, установлен телефон, используемый только в рабочее время. Вправе ли нотариус включать понесенные им затраты в состав расходов, уменьшающих его налогооблагаемый доход? Имеет ли он право включить в состав расходов суммы оплаты за отопление, освещение, охрану указанного помещения, установку и работу сигнализации, а также амортизационные отчисления на полное восстановление дома?


Частнопрактикующий нотариус, как и индивидуальный предприниматель, вправе включать в состав расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от осуществления деятельности, затраты, связанные с обустройством и содержанием специально предназначенного для осуществления деятельности нежилого помещения офиса.

Статьей 288 части I Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан, следовательно, гражданин собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи, либо сдавать для проживания на основании договора.

Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций (контор) допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Таким образом, пока такой перевод не будет произведен, налоговые органы не вправе принимать к учету в составе расходов частного нотариуса произведенные им затраты, связанные с благоустройством, эксплуатацией и охраной данного жилого помещения, приобретением мебели, оборудования и оргтехники, а также абонентскую плату за телефон и счета за междугородные переговоры.


Советник налоговой службы I ранга

Т.Ю.Левадная


25 июня 1999 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение