Введение контроля над обязательствами бюджетных учреждений (В. Малышева, "Финансовая газета", N 38, сентябрь 1999 г.)

Введение контроля над обязательствами бюджетных учреждений


В соответствии со ст. 119 Федерального закона от 22.02.99 г. N 36-ФЗ (ред. от 17.07.99г.) "О федеральном бюджете на 1999 год" заключение организациями и учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производится в пределах утвержденных им ассигнований из федерального бюджета.

В целях реализации вышеизложенной законодательной нормы Правительство Российской Федерации приняло постановление от 15.07.99 г. N 806 "О порядке учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета". Основная цель данного постановления - стабилизировать задолженность федерального бюджета по обязательствам государства. Стабилизация, а затем сокращение задолженности и оздоровление бюджетной ситуации является одной из первоочередных задач бюджетной политики, решить которую можно только совместными усилиями министерств, ведомств, каждым бюджетополучателем средств федерального бюджета и органами федерального казначейства.

В настоящее время Минфин России не в состоянии эффективно проводить мониторинг исполнения федерального бюджета, не располагая достаточной информацией о предстоящих расходах, вытекающих из заключенных бюджетополучателями договоров на приобретение товаров и услуг, и, как следствие, не имеет возможности полноценно спланировать их своевременную оплату. Вполне понятно, что подписание договора с поставщиком, по которому бюджетополучатель предполагает получить товар или услуги, еще не гарантирует их поставку, так как обе стороны могут внести изменение в соглашение на более поздней стадии или сам поставщик по какой-то причине может нарушить договор. В этом случае соглашения не приводят к просроченной задолженности. Вместе с тем наличие информации о принятых бюджетными учреждениями обязательствах чрезвычайно важны в условиях роста задолженности, поскольку только строгий учет принятых обязательств позволит взять ситуацию под контроль.

Учет органами федерального казначейства принятых бюджетополучателями обязательства и позволит относительно четко определить, когда приняты соответствующие обязательств и когда они предположительно должны оплачиваться. Учету подлежат принятые бюджетными учреждениями обязательства только в части, исполняемой за счет средств федерального бюджета. В случае если по договору на поставку продукции, работ или услуг бюджетным учреждением приняты обязательства по исполнению за счет бюджетных и внебюджетных средств, то на учет принимается только та часть договора, которая исполняется за счет средств бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 806 определены следующие пять кодов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым в 1999 г. производится учет бюджетных обязательств:

110721 "Оплата отопления и технологических нужд";

110722 "Оплата потребления газа";

110723 "Оплата потребления котельно-печного топлива";

110730 "Оплата потребления электрической энергии";

110740 "Оплата водоснабжения помещений".

Органами федерального казначейства по вышеуказанным кодам бюджетной классификации учитываются обязательства по договорам на поставку продукции, работ и услуг бюджетным учреждениям в течение финансового года на сумму более 200 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Обязательства по договорам ниже указанного уровня для учета в казначейство не представляются.

Для того чтобы произвести учет обязательств по указанным выше кодам экономической классификации расходов, бюджетные учреждения должны представить в органы федерального казначейства, где им открыты лицевые счета, лимиты бюджетных обязательств, оформленные в установленном порядке. Порядок оформления и представления лимитов бюджетных обязательств в органы федерального казначейства определен приказом Минфина России от 17.05.99 г. N 37н "Об утверждении Порядка исполнения в 1999 году росписи доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета".

Финансирование расходов федерального бюджета без согласованных названным порядком лимитов бюджетных обязательств не допускается.

После представления органу федерального казначейства оформленных соответствующим образом лимитов бюджетных обязательств, бюджетное учреждение представляет оригиналы и копии договоров, а также заполненную расшифровку к каждому договору на поставку продукции, работ и услуг. Расшифровка содержит основные характеристики договора - дату заключения, срок действия, наименование поставщика, условия оплаты поставки (предоплата, по факту поставки), общую сумму по договору, в том числе на текущий финансовый год. Общая сумма по договору на текущий финансовый год расшифровывается по полному коду бюджетной классификации расходов Российской Федерации (глава, раздел, подраздел, целевая статья, вид расхода, код экономической классификации), а также по срокам оплаты договора.

При приеме документов казначейство, обслуживающее бюджетное учреждение, проверяет соответствие стоимости договора суммам, указанным в расшифровке, наличие свободного остатка лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации.

Бюджетные обязательства принимаются на учет, если на момент представления договора на поставку продукции в орган федерального казначейства у учреждения имеется достаточный свободный остаток лимита бюджетных обязательств по соответствующему коду экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Объем свободного остатка по коду бюджетной классификации определяется уменьшением лимита, установленного на финансовый год, на сумму поставленных ранее на учет бюджетных обязательств и сумму осуществленных кассовых расходов по обязательствам, стоимость которых не превышает в каждом отдельном случае 200 минимальных размеров оплаты труда.

Принятому на учет органом федерального казначейства бюджетному обязательству присваивается уникальный, последовательный в пределах учреждения и финансового года учетный номер, который проставляется ответственным исполнителем органа федерального казначейства в расшифровке к договору. При этом на оригинале договора на поставку продукции работ и услуг проставляются дата принятия на учет обязательства и персональный штамп и подпись, а также указываются учетные номера бюджетных обязательств, присвоенные органом федерального казначейства, и суммы обязательств по каждому коду бюджетной классификации Российской Федерации. Оригинал договора возвращается учреждению, а его копия и расшифровка остаются в казначействе и являются документами бухгалтерского учета.

Учет принятых учреждением бюджетных обязательств по договору на поставку продукции, работ и услуг по нескольким кодам бюджетной классификации осуществляется раздельно с присвоением учетного номера каждому бюджетному обязательству. При этом стоимость каждого бюджетного обязательства, указанного в расшифровке к договору, не должна превышать неиспользованный бюджетным учреждением лимит бюджетных обязательств отдельно по каждому соответствующему коду экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

В случае непринятия на учет бюджетного обязательства оригинал договора на поставку продукции возвращается учреждению с отметкой об отказе в учете, а его копия с расшифровкой остается в органе федерального казначейства.

После принятия на учет бюджетного обязательства производится уменьшение суммы неиспользованного учреждением лимита бюджетных обязательств. Суммы принятых на учет бюджетных обязательств и кассовых расходов прочих денежных обязательств с учетом возвратов средств поставщиками продукции не должны превышать утвержденный лимит бюджетных обязательств по каждому коду бюджетной классификации.

В целях обеспечения учета кассового исполнения бюджетных обязательств бюджетные учреждения при представлении в орган федерального казначейства платежных поручений в поле "назначение платежа" дополнительно указывают присвоенный учетный номер бюджетного обязательства.

При внесении изменений в бюджетные обязательства учреждением представляются в орган федерального казначейства оригинал дополнительного договора и его копия с расшифровкой к изменениям бюджетных обязательств. В расшифровке к изменениям обязательств указываются учетные номера бюджетных обязательств по изменяемому договору, новая сумма договора и новый график оплаты бюджетных обязательств. Новый объем и график оплаты обязательства не должны противоречить фактически оплаченной части договора (обязательства) на поставку продукции.

Органом федерального казначейства документы на внесение изменений проверяются и оформляются в том же порядке, что и по основному договору. После принятия на учет изменений бюджетному обязательству присваивается новый учетный номер, который проставляется в расшифровке к изменениям обязательств.

Принятые на учет и незавершенные в текущем финансовом году бюджетные обязательства подлежат переучету в следующем финансовом году за счет лимита бюджетных обязательств нового года. В новом финансовом году переучет незавершенных бюджетных обязательств органы федерального казначейства осуществляют на основании представленных учреждением оригиналов договоров с отметками органа федерального казначейства о принятии их на учет и расшифровок к изменениям обязательств. В расшифровке к изменениям обязательств указываются сумма неисполненного бюджетного обязательства, подлежащая оплате из средств федерального бюджета в новом финансовом году, а также учетный номер незавершенного бюджетного обязательства в истекшем финансовом году.

В случае принятия бюджетным учреждением решения о досрочном прекращении обязательства оформление завершения бюджетного обязательства органом федерального казначейства осуществляется на основании копии документа, послужившего основанием для таких изменений, и соответствующей расшифровки к изменениям обязательств.

Незавершенные бюджетные обязательства в новом финансовом году вновь принимаются на учет или снимаются с учета в порядке, установленном для внесения изменений в бюджетные обязательства. При реорганизации или ликвидации учреждения неисполненные бюджетные обязательства должны быть урегулированы соответственно правопреемником или вышестоящим распорядителем бюджетных средств.


В. Малышева,

заместитель руководителя Главного управления

федерального казначейства Минфина России


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.