Основные правила ведения бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета ("Финансовая газета. Региональный выпуск", N 38, сентябрь 1999 г.)

Тема "Основные правила ведения бухгалтерского учета", которую мы
рассматривали в прошлый раз, включала следующие вопросы:
1. Основные требования к ведению бухгалтерского учета
2. Бухгалтерская документация и регистрация
Первичные учетные документы
Регистры бухгалтерского учета
Исправление ошибок в первичных документах
и учетных регистрах
3. Оценка имущества и обязательств
4. Инвентаризация имущества и обязательств

/----------------------------------------------------------------------\
|                       Курс: "Бухгалтерский учет"                     |
\----------------------------------------------------------------------/

Факультатив
План счетов бухгалтерского учета


Согласно Федеральному закону от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23.07.98 г.) План счетов бухгалтерского учета - это систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и коды синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Действующий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56 (с изменениями от 28.12.94 г., 28.07.95 г., 27.03.96 г., 17.02.97 г.).

План счетов состоит из девяти разделов, которые включают балансовые счета, и раздела, в котором приведены забалансовые счета. Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и отражению однородных фактов хозяйственной деятельности (финансовых, хозяйственных операций и др.) на счетах бухгалтерского учета.

Для учета специфических операций предприятия могут по согласованию с Министерством финансов (или другим соответствующим органом) вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. Порядок ведения аналитического учета устанавливается предприятием.

Рассмотрим разделы Плана счетов.


Раздел I. Основные средства и другие долгосрочные вложения

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию средств труда, которые в соответствии с установленным порядком относятся к основным средствам, нематериальных активов, вложений предприятия в другие активы долговременного характера. Счета данного раздела:

Счет 01 "Основные средства"

Счет 02 "Износ основных средств"

Счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности"

Счет 04 "Нематериальные активы"

Счет 05 "Амортизация нематериальных активов"

Счет 06 "Долгосрочные финансовые вложения"

Счет 07 "Оборудование к установке"

Счет 08 "Капитальные вложения"


Раздел II. Производственные запасы

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию (в том числе находящихся в пути и переработке) предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением) и переоценкой.

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Сырье и материалы заказчика, принятые предприятием в переработку (давальческое сырье), но неоплачиваемые, учитываются на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку". Счета данного раздела:

Счет 10 "Материалы"

Счет 11 "Животные на выращивании и откорме"

Счет 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"

Счет 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов"

Счет 14 "Переоценка материальных ценностей"

Счет 15 "Заготовление и приобретение материалов"

Счет 16 "Отклонение в стоимости материалов"

Счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"


Раздел III. Затраты на производство

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о затратах, связанных с осуществлением уставной деятельности предприятия, а также с социально-бытовым обслуживанием работников предприятия. Группировка затрат по местам возникновения и другим признакам, а также калькуляционный учет могут осуществляться в отдельной системе счетов, состав и методика использования которой устанавливаются предприятием исходя из особенностей производственной деятельности, структуры, организации управления.

Перечень расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их учета регулируются законодательными и другими нормативными актами.

Затраты предприятия подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) того периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты - предварительной (арендная плата и т.п.) или последующей (оплата за время отпусков рабочих и др.). Затраты, по которым нельзя точно установить, к какому калькуляционному периоду они относятся, а также отдельные виды затрат в сезонных отраслях включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в сметно-нормализованном порядке.

Счета данного раздела:

Счет 20 "Основное производство"

Счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства"

Счет 23 "Вспомогательные производства"

Счет 25 "Общепроизводственные расходы"

Счет 26 "Общехозяйственные расходы"

Счет 28 "Брак в производстве"

Счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"

Счет 30 "Некапитальные работы"

Счет 31 "Расходы будущих периодов"

Счет 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам"

Счет 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)"


Раздел IV. Готовая продукция, товары и реализация

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров, о процессе реализации этих и других активов предприятия. Счета данного раздела:

Счет 40 "Готовая продукция"

Счет 41 "Товары"

Счет 42 "Торговая наценка"

Счет 43 "Коммерческие расходы"

Счет 44 "Издержки обращения"

Счет 45 "Товары отгруженные"

Счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"

Счет 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств"

Счет 48 "Реализация прочих активов"


Раздел V. Денежные средства

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетном, валютных и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, легко реализуемых ценных бумаг, а также платежных и денежных документов.

Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу, действующему на дату выписки денежно-расчетных документов. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей. Курсовые разницы по операциям с иностранной валютой, в том числе разницы от переоценки остатков денежных средств на дату составления бухгалтерского баланса, относятся на счет 80 "Прибыли и убытки". Счета данного раздела:

Счет 50 "Касса"

Счет 51 "Расчетный счет"

Счет 52 "Валютный счет"

Счет 55 "Специальные счета в банках"

Счет 56 "Денежные документы"

Счет 57 "Переводы в пути"

Счет 58 "Краткосрочные финансовые вложения"


Раздел VI. Расчеты

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о всех видах расчетов предприятия с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов.

Расчеты иностранными валютами, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством, учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу, действующему на дату выписки расчетно-денежных документов. Одновременно эти расчеты отражаются в валюте расчетов и платежей. Курсовые разницы по операциям с иностранными валютами, в том числе разницы от переоценки задолженности на дату составления бухгалтерского баланса, относятся на счет 80 "Прибыли и убытки".

Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела обособленно, т.е. на отдельных субсчетах. Счета данного раздела:

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Счет 61 "Расчеты по авансам выданным"

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

Счет 63 "Расчеты по претензиям"

Счет 64 "Расчеты по авансам полученным"

Счет 65 "Расчеты по имущественному и личному страхованию"

Счет 67 "Расчеты по внебюджетным платежам"

Счет 68 "Расчеты с бюджетом"

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами"

Счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"

Счет 75 "Расчеты с учредителями"

Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

Счет 77 "Расчеты с государственным и муниципальным органом"

Счет 78 "Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами"

Счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты"


Раздел VII. Финансовые результаты и использование прибыли

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о формировании и использовании финансовых результатов деятельности предприятия в отчетном году.

Счет 80 "Прибыли и убытки"

Счет 81 "Использование прибыли"

Счет 82 "Оценочные резервы"

Счет 83 "Доходы будущих периодов"

Счет 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей"


Раздел VIII. Капитал и резервы

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о состоянии и движении собственного капитала предприятия, включая фонды и резервы, создаваемые в соответствии с законодательством и (или) учредительными документами.

Счет 85 "Уставный капитал"

Счет 86 "Резервный капитал"

Счет 87 "Добавочный капитал"

Счет 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

Счет 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей"


Раздел IX. Кредиты и финансирование

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о состоянии средств, полученных извне на финансирование деятельности предприятия; полученных от банка кредитов; полученных от других заимодавцев (кредиторов) кредитов; иных средств финансирования целевых мероприятий.

Если предприятие имеет в банке специальный ссудный счет, то для обобщения информации о наличии и движении средств на этом счете используется счет 91, которому присваивается наименование "Специальный ссудный счет".

Расчеты, связанные с финансированием деятельности предприятия в иностранных валютах, учитываются на счетах этого раздела в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу, действующему на дату выписки денежно-расчетных документов. Одновременно эти расчеты отражаются в валюте расчетов и платежей. Курсовые разницы по кредитам банков, других заимодавцев (кредиторов) в иностранных валютах, в том числе разницы от переоценки задолженности на дату составления бухгалтерского баланса, относятся на счет 80 "Прибыли и убытки".

Средства финансирования в иностранных валютах учитываются на счетах этого раздела обособленно, т.е. на отдельных субсчетах. Счета данного раздела:

Счет 90 "Краткосрочные кредиты банков"

Счет 92 "Долгосрочные кредиты банков"

Счет 93 "Кредиты банков для работников"

Счет 94 "Краткосрочные займы"

Счет 95 "Долгосрочные займы"

Счет 96 "Целевые финансирование и поступления"


     Забалансовые счета

Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.

Бухгалтерский учет указанных ценностей ведется по простой системе. Счета данного раздела:

Счет 001 "Арендованные основные средства"

Счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"

Счет 003 "Материалы, принятые в переработку"

Счет 004 "Товары, принятые на комиссию"

Счет 005 "Оборудование, принятое для монтажа"

Счет 006 "Бланки строгой отчетности"

Счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов"

Счет 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные"

Счет 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные"

Счет 014 "Износ жилищного фонда"

Счет 015 "Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов"

Счет 021 "Основные средства, сданные в аренду"


 /----------------------------------------------------------------------\
 |                 Курс: "Теория бухгалтерского учета"                  |
 \----------------------------------------------------------------------/

В первой части конспекта по теме "Предмет бухгалтерского учета и общая характеристика метода" были рассмотрены следующие вопросы:

1. Предмет бухгалтерского учета.

2. Объекты учета. Классификация средств по составу и размещению и по источникам образования и целевому назначению.

3. Основные задачи бухгалтерского учета.

Прежде чем приступить к изучению следующего вопроса темы, проверьте себя:

1. Предметом бухгалтерского учета являются:

а) измерители хозяйственной деятельности;

б) задачи бухгалтерского учета;

в) хозяйственные средства и их движение.

2. Все хозяйственные средства группируются:

а) по видам хозяйственного учета;

б) по видам и размещению и по источникам образования и целевому назначению;

в) в зависимости от процесса (снабжение, производство, реализация).

3. В состав внеоборотных активов входят:

а) нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения;

б) капитал и резервы;

в) дебиторская и кредиторская задолженность.

4. Запасы, денежные средства, финансовые вложения, дебиторская задолженность - это:

а) внеоборотные активы;

б) источники собственных средств;

в) оборотные активы.

5. Капитал, резервы, нераспределенная прибыль - это:

а) источники собственных средств;

б) внеоборотные активы;

в) основные задачи бухгалтерского учета.

6. К заемным средствам относятся:

а) финансовые вложения и дебиторская задолженность;

б) кредиты, займы, резервы и кредиторская задолженность;

в) нераспределенная прибыль.

Тема 2. Предмет бухгалтерского учета и общая характеристика метода

Вопросы 1, 2, 3 см. в N 37 "Финансовой газеты. Региональный выпуск", стр. 9

4. Метод бухгалтерского учета

Для учета в организациях применяют различные приемы и способы, совокупность которых представляет собой метод бухгалтерского учета.

Каждый отдельный прием или способ является элементом метода бухгалтерского учета. К ним относятся документация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, инвентаризация, бухгалтерский баланс и отчетность.

Документация - это способ оформления хозяйственных операций с помощью документов в момент их совершения.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н) (далее - Приказ N 34н) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы, дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, приведенной в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, утверждаемые организацией, должны содержать обязательные реквизиты.

В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

Оценка - способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.

Порядок оценки имущества и обязательств приведен в Приказе N 34н, в соответствии с которым:

оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку.

В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при его приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций;

оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования.

Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем;

оценка имущества, произведенного в самой организации, осуществляется по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).

Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.

Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости.

Счет - это способ экономической группировки по определенным признакам состояния и изменений хозяйственных средств, их источников и процессов.

Двойная запись - способ отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, при котором сведения о совершении хозяйственной операции находят одновременное отражение на разных счетах в равных суммах.

Инвентаризация - проверка фактического наличия имущества и обязательств предприятия и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей и устранения возможных расхождений.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерский баланс - это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату.

Отчетность - способ получения итоговых сведений, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации за определенный период (месяц, квартал, год).

Понятие "бухгалтерская отчетность" определено в Федеральном законе от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23.07.98 г.), в соответствии с которым бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение