Налоговое обозрение (Е.М.Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 40, октябрь 1999 г.)

Налоговое обозрение


Австралия


Согласно оценкам экономистов от введения в стране нового налога на товары и услуги более других выиграет добывающая промышленность даже с учетом того, что при введении налога эта группа налогоплательщиков лишится некоторых действующих в настоящее время в отрасли налоговых льгот. Рост промышленного производства в добывающей промышленности согласно прогнозам может составить 6,2%, что значительно превосходит значения этого показателя в других отраслях. Добывающая промышленность также выиграет от замены налога с оптовых продаж и других косвенных налогов налогом на товары и услуги.

Более других от введения налога на товары и услуги пострадают предприятия сферы ресторанного обслуживания, культуры и развлечений. Ранее на эти группы налогоплательщиков налог с оптовых продаж не распространялся.


Бразилия


Временно отменен налог на финансовые операции в части, относящейся к операциям, связанным с инвестициями в фонды фиксированной доходности, а также операциям по обмену валюты.

Налог на финансовые операции был направлен на предотвращение международных финансовых операций, имеющих откровенно спекулятивный характер. В момент введения ставка налога составляла 2% стоимости средств, переведенных в Бразилию в виде инвестиций в фонды фиксированной доходности; в рамках расчетов между зарубежными банками и банками, уполномоченными вести валютные операции внутри страны; в рамках расчетов по счетам СС-5 (счета банков-нерезидентов, используемые в Бразилии зарубежными инвесторами для создания фондов краткосрочной ликвидности в бразильской валюте).

В марте 1999 г. с целью поощрения инвестиций из-за рубежа ставка налога была снижена с 2 до 0,5%. Первоначально предполагалось, что срок действия сниженной ставки продлится до конца 1999 г., однако в августе правительство объявило о временном снижении ставки до нуля. Ожидается, что ставка налога на финансовые операции будет вновь повышена после того, как правительству удастся стабилизировать платежный баланс страны.

В соответствии с разъяснением Налогового ведомства Бразилии с 1 октября 1999 г. бразильские юридические лица будут обязаны начислять и уплачивать взносы в систему социального обеспечения страны, в том числе с прибыли, полученной от источников за рубежом. С прибыли, полученной в 1999 г., взнос уплачивается по ставке 12%, в 2000 г. - 8%.

Таким образом, прибыли бразильских компаний, полученные от источников за рубежом, с 1 октября 1999 г. облагаются обычным налогом на прибыль и с них уплачиваются взносы в фонд социального обеспечения. В результате они будут облагаться по совокупной ставке 37% (25% - налог с прибыли, 12% - взнос в фонд).

Правительство страны приняло решение, в соответствии с которым взнос в систему социального обеспечения, начисляемый с чистой прибыли корпораций, будет взиматься по ставке 12% еще в течение 3 лет, т.е. до конца 2002 г. До мая 1999 г. ставка взноса составляла 8%. Первоначально предполагалось, что повышенная ставка сохранится лишь до конца 1999 г.


Великобритания


Быстрый рост объемов "электронной" торговли может стоить Великобритании 10 млрд.фунтов стерлингов потерь национального бюджета от недополучения сумм НДС. Взимание НДС при покупке из-за рубежа программного обеспечения, музыкальных произведений и др. в Великобритании через сеть Интернет может оказаться невозможным просто в силу того, что у налогового ведомства для этого не будет хватать ресурсов. Как полагают некоторые эксперты, если правительство в ближайшее время не займется вплотную проблемой обложения сделок, осуществляемых через сеть Интернет, то для покрытия убытков бюджета ему придется повышать ставки НДС в других секторах рынка.

Согласно результатам недавно проведенных исследований количество англичан, совершивших покупки посредством сети Интернет в июне 1999 г., возросло по сравнению с декабрем 1998 г. примерно на 44%.


Гана


Таможенная и акцизная служба Ганы приняла решение принимать коммерческие счета-фактуры в качестве документов для начисления таможенных пошлин и других тарифов, включая НДС, на импортируемые товары. В настоящее время поступления от таможенных сборов и НДС на импортируемые товары составляют более 40% всех налоговых поступлений.

Таможенное и акцизное управление рассматривает возможность отказа от системы контроля грузов перед отправкой и перехода к системе выборочной проверки с использованием автоматизированных систем обработки данных и выбора объекта проверки, а также рентгеновского оборудования.

Кроме того, предпринимаются меры для упрощения процедуры таможенного оформления и определения таможенной стоимости ввозимых грузов.

До сих пор Таможенное и акцизное управление Ганы сохраняло за собой право делать независимую оценку стоимости грузов, если у него возникали подозрения в занижении или завышении цены товаров. Служба периодически выпускала специальный справочник цен, которым были обязаны пользоваться инспекторы таможенного контроля.


Германия


В Германии высказываются мнения против идеи гармонизации налогового законодательства в странах Европейского Союза при условии сохранения некоторых общих правил, позволяющих предотвратить перекосы в экономике. Отдельные эксперты полагают, что сохранение конкуренции между странами может способствовать созданию наиболее благоприятного налогового климата и повышению эффективности использования общественных средств. Они считают недопустимым, что одни компании получают налоговые привилегии в ущерб другим. В то же время они допускают возможность последовательной гармонизации в области налогообложения доходов с капитала, вложенного в экономику других стран.


Греция


В Греции обсуждаются планы снижения налога с продаж на автомобили и котельное топливо. Одновременно премьер-министр страны заявил, что он намеревается провести реформу системы прямого налогообложения. Прежде всего в ближайшие 2 года намечается в 2 раза повысить размер необлагаемого минимума.

Снижение размеров налогов планируется компенсировать удвоением ставки налога на акции (с 0,3 до 0,6%), что может дать дополнительно 200 млрд.греческих драхм бюджетных поступлений.


Египет


С конца августа 1999 г. египетским экспортерам предоставляются налоговые каникулы по всем видам налогов. Ожидается, что эта мера позволит повысить объем экспорта в торговле с зарубежными странами. Государство рассчитывает на увеличение налоговых поступлений вследствие роста объемов экспорта нефти и оживления в отрасли туризма. Налоговые каникулы распространяются также на компании, имеющие специальный бюджет для осуществления экспортных операций.

Деловые и промышленные круги Египта единодушно приветствовали решение правительства. В то же время, как полагают некоторые аналитики, введение налоговых каникул не отразится ощутимо на государственном бюджете вследствие крайней малочисленности экспортеров в стране.

Вследствие введения налоговых каникул некоторые эксперты предупреждают о необходимости усиления контроля за экспортными операциями, поскольку новое законодательство может навести недобросовестных бизнесменов на мысль использовать его для проведения лжеэкспортных операций. В связи с этим высказываются предложения о создании специального межведомственного органа, который смог бы централизованно отслеживать экспортные потоки.


Каймановы острова


Правительство этого карибского государства, являющегося зависимой территорией Великобритании, отвергло обвинения США в содействии нелегальному уклонению от налогообложения и заявило о принятии жестких мер по предотвращению отмывания денег на его территории. Представители властей обеспокоены заявлениями официальных лиц США о том, что правительство Каймановых островов не оказывает достаточной помощи американским компетентным органам в расследовании случаев отмывания средств в оффшорной зоне Каймановых островов. Как утверждают правительственные круги, королевская полиция Каймановых островов оказывает всяческое содействие работникам компетентных органов иностранных государств, прибывающим в страну для проведения расследований.

Каймановы острова занимают 5-е место среди мировых финансовых центров, финансовые структуры страны контролируют средства в размере более 500 млрд.долл. США.


Латвия


Представители налоговых ведомств Латвии, Литвы и Эстонии заключили соглашение об организации совместных (встречных) налоговых проверок. Соглашение преследует цель повысить эффективность обмена информацией о налогоплательщиках между налоговыми органами республик Прибалтики и усилить борьбу с незаконным уклонением налогоплательщиков от уплаты налогов.

Под совместной налоговой проверкой понимается проверка налогоплательщика, которым интересуются налоговые органы сразу 2 или 3 прибалтийских стран. Совместная проверка будет осуществляться одновременно в 2-3 республиках группами инспекторов, в состав которых войдут представители налоговых ведомств республик. В случаях когда это не противоречит законодательству, инспекторы налогового ведомства одной из заинтересованных стран смогут принимать участие в деятельности группы, работающей в другой стране. Один из инспекторов назначается руководителем группы в своей республике, а республика, которая будет определена в качестве головной (координирующей), назначает руководителя всего проекта совместной проверки.

С целью отбора налогоплательщиков для совместной проверки и организации ее проведения планируется образовать рабочий совет представителей налоговых ведомств. Он будет определять головную страну по проверке каждого конкретного налогоплательщика, отвечать за формирование групп инспекторов в каждой стране и осуществлять общее руководство процессом проверки. В случае необходимости по завершении проверки руководители групп будут собираться на совещание, на котором могут быть согласованы результаты проверки налогоплательщика. После этого руководитель проекта подготавливает заключительный акт проверки, который направляется рабочему совету представителей и главам налоговых ведомств стран - участниц проверки.

Законодательной базой для проведения совместных проверок являются соглашения об избежании двойного налогообложения, подписанные между 3 прибалтийскими странами.


Пакистан


Летом 1999 г. в Пакистане был введен налог с продаж в сферах розничной торговли и коммунального хозяйства. Представители розничной торговли на протяжении последних 2 лет активно выступали против введения налога с продаж, ссылаясь на то, что он слишком сложен для малограмотного населения страны и будет тормозить ее экономическое развитие. Однако это не помешало введению нового налога. Летом 1999 г. налог с продаж по ставке 15% был также распространен на реализацию электричества, природного газа, сжиженного газа, нефтепродуктов.

Кроме того, для торговых предприятий, оборот которых не превышает 5 млн.пакистанских рупий (исключая базовый необлагаемый минимум в 1 млн.рупий), введен новый налог с оборота, начисляемый по ставке 3%. Производственные предприятия, оборот которых не превышает 2,5 млн.рупий (исключая базовый необлагаемый минимум в 50 тыс.рупий), облагаются налогом с оборота по ставке 2%. Введение налога с продаж и налога с оборота было обусловлено требованиями Международного валютного фонда.

Представители бизнеса Пакистана бурно отреагировали на новые меры правительства страны. 4 сентября 1999 г. в Пакистане прошла забастовка в знак протеста против всеобщего налога с продаж. В этот день закрылись практически все магазины Карачи. В Хайдарабаде остановилось движение общественного и частного транспорта, закрылись булочные и продуктовые магазины. В связи с забастовкой власти предприняли усиленные меры по обеспечению безопасности в городах с привлечением сил полиции и МВД. Сообщается, что акция прошла без особых эксцессов.


Словения


В Словении принят новый закон по налогу на добавленную стоимость. В целом он соответствует рекомендациям Шестой директивы по НДС Европейского Союза. Закон вступил в действие с 1 июля 1999 г. Субъектом налогообложения является любое лицо, объем реализации товаров или услуг которого за последние 12 месяцев превысил 5 млн. словенских толаров. НДС уплачивают в том числе налоговые агенты налогоплательщиков, которые реализуют в Словении товары или услуги, но не располагают на территории страны постоянными представительствами, филиалами или центральными офисами. Если плательщик НДС, не имеющий представительства на территории страны, не назначает налогового агента, то НДС подлежит уплате получателем товаров или услуг.

Закон устанавливает две ставки НДС: базовую в размере 19% и пониженную в размере 8%. По пониженной ставке облагаются в числе других товаров продукты питания.

НДС не распространяется на ряд услуг, в том числе финансовых, по страхованию и перестрахованию, по сдаче внаем квартир и домов, почтовой связи, в сфере здравоохранения, религиозных объединений, развлекательные. Налогообложение финансовых и страховых структур, казино и т.п. будет регулироваться особым законодательством.

За исключением малых предприятий все лица, являющиеся плательщиками НДС, подают декларации и уплачивают налог раз в месяц.


Франция


Во Франции объявлено о наиболее радикальном за последние 10 лет сокращении налогов. В частности, в 2000 г. предусматривается снижение ставки НДС на работы по ремонту и обслуживанию домов с 20,6 до 5,5%, что будет стоить бюджету около 20 млрд.французских франков. Ожидается, что снижение ставки НДС будет способствовать сокращению размеров "черного рынка" в этой сфере.

Ставка налога на передачу имущества, относящегося к категории находящейся в частной собственности старой недвижимости, снижается с 6 до 4,8% в среднем (потери бюджета в размере 4 млрд.франков).

Снижается ставка взноса в систему социального страхования (в настоящее время 7,5%) от доходов с капитала налогоплательщиков, относящихся к категории среднеобеспеченных пенсионеров.

Рассматривается также возможность отмены пошлины на аренду, что позволит арендатору экономить в среднем 600 франков в год, а для бюджета это обойдется в сумму 6-7 млрд.франков.

Ранее сообщалось о снижении местных налогов на хозяйственную деятельность и об отмене дополнительного налога на прибыль корпораций, введенного в 1997 г., когда налоговая ставка была повышена с 36,6 до 41,6%. Сокращение налога с доходов и местного налога на домашние хозяйства планируется осуществить не ранее 2001 г.

Ожидается, что в 2000 г. экономический рост во Франции составит от 2,6 до 3%. Это несколько превышает сделанный ранее прогноз в 2,5 - 3%. Для сравнения, прогноз роста на 1999 г. составляет 2,2 - 2,5%.

Прогноз экономического роста для Германии - около 1,6% на 1999 г. и 2,5% на 2000 г., для Италии - 1,3% на 1999 г. и 2,2% на 2000 г.


Е.М.Воловик,

государственный советник

налоговой службы III ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.