Внебюджетные и дорожные фонды в Германии (Милославская Л.В., Нестерова Г.И., "Российский налоговый курьер" N 3, март 1999 г.)

Внебюджетные и дорожные фонды в Германии


Внебюджетные фонды


Система социального страхования в Германии была введена Бисмарком и существует уже более ста лет. Деятельность ведомств, осуществляющих мобилизацию средств на финансирование социальных программ, регламентируется законодательными актами.

Социальное страхование осуществляется по следующим направлениям:

- пенсионное страхование;

- страхование по безработице;

- обязательное медицинское страхование (включая пенсии по инвалидности);

- страхование от несчастных случаев.

Функции по сбору отчислений (кроме страхования от несчастных случаев), учету и контролю за поступлением средств на вышеуказанные виды страхования возложены на больничные кассы. За несвоевременное и не в полном объеме перечисление взносов к плательщику применяют пени в размере 1% от общей суммы взносов за месяц, с последующим разделением по видам страхования. Крупные больничные кассы имеют соответствующий штат сотрудников, которые занимаются принудительным взысканием задолженности, мелкие обращаются для этого в местные административные суды. Существуют механизмы наложения ареста на имущество должника, обращения недоимки по страхованию на дебиторскую задолженность.

Базой для исчисления взносов является заработная плата. Тариф взносов определяется законом на федеральном и региональном (земельном) уровнях. Плательщиками взносов являются как работодатели, так и наемные работники. Общая сумма взносов, удерживаемых с заработной платы, составляет 40%, из которых 1/2 уплачивает работодатель. Необходимо отметить, что работодатель уплачивает взносы за работающего пенсионера в размере 1/2 тарифа по всем видам страхования, в то время как с заработка пенсионера отчисления не производятся.

Тариф отчислений на пенсионное страхование в настоящее время составляет 20,3%, работодатели и работники уплачивают по 10,15%. В будущем предполагается снизить размер отчислений на пенсионное страхование на 0,8% и компенсировать недостаток отчислений за счет налоговых сборов. Кроме того, на пенсионное страхование ежегодно направляется до 20-30% средств федерального бюджета.

На страхование по безработице тариф отчислений составляет 6,5%, и также поровну уплачивается работодателем и наемным работником. Финансирование пособий по безработице осуществляет Фонд занятости.

После потери работы в течение года пособие по безработице выплачивается в размере 66% от начисленной заработной платы (брутто), следующие 6 месяцев помощь по безработице значительно ниже, а после 18 месяцев выплачивается социальное пособие (в настоящее время социальное пособие получают 2 млн.человек). Безработный получает пособие и осуществляет платежи на пенсионное страхование; другую часть взноса за работодателя уплачивает Фонд занятости.

Система обязательного медицинского страхования охватывает 90% населения (10% - добровольное медицинское страхование). Тариф отчислений составляет 75% от тарифа на пенсионное обеспечение (то есть приблизительно 15% от заработной платы) и также в равной пропорции распределяется между работодателем и работником. На региональном (земельном) уровне данный размер отчислений может колебаться от 10 до 15,5%.

Финансирование по обязательному медицинскому страхованию осуществляют медицинские кассы, созданные по отраслевому принципу (производственные кассы, кассы ремесленников, касса для служащих и др.). Страхователями этих касс являются наемные работники, члены их семей, пенсионеры.

Источником выплат, направляемых на страхование от несчастных случаев, являются средства, которые формируются только работодателями по отраслевому принципу и по видам травм.

Оплату работнику производит также больничная касса, которой данные средства впоследствии компенсирует соответствующее отраслевое общество.


Дорожные фонды


Законом о финансировании транспорта предусмотрено, что на дорожное строительство расходуется часть налога на минеральное топливо и налога с владельцев транспортных средств. Поступления распределяются между федерацией, землями и общинами.

Бундестаг каждый год решает, сколько средств должно быть выделено на строительство федеральных автомагистралей. Расходы на дорожное строительство в федерации, землях и общинах за счет налога с владельцев транспортных средств, налога на минеральное топливо и сборов местного движения составляют 54%. Расходы на дорожное строительство (ремонт, содержание автомобильных дорог) заложены в федеральном бюджете ФРГ.

На финансирование дорожного строительства идет значительная часть налога (акциза) на минеральное топливо. Поступления от этого налога составили в 1997 г. 66 млрд. немецких марок, или примерно 68% от доходов, получаемых со всех акцизов. Весь доход поступает в бюджет, а затем часть его направляется на развитие дорог.

Правовой основой для взимания этого налога являются закон о налоге на минеральное топливо, введенный в действие с 1 января 1993 г., инструкции и распоряжения по его применению, а также директивы, принятые в рамках Европейского союза (ЕС).

Законом предусмотрено тщательное разграничение облагаемых и необлагаемых товаров, подробно классифицируется номенклатура, отдельные товарные группы. Указанным налогом облагается только потребление минерального топлива в качестве горючего топлива и смазочных материалов. Остальные виды потребления имеют многочисленные освобождения от уплаты налога. Налогооблагаемые объекты делятся на: а) горючие материалы, б) жидкое топливо и топочный газ.

Налогооблагаемая база определяется от реализации не в стоимостном выражении, а рассчитывается от объема или от веса. Все замеры производятся непосредственно на таможенном складе. При налогообложении газа налогооблагаемая база определяется по энергоемкости, единица измерения - мегаватт в час.

Для того чтобы покупали бензин без содержания свинца (то есть более экологически чистый), на него снизили ставку акциза.

Плательщиками налога являются непосредственно изготовители либо перепродавцы минерального топлива. Учитывая ограниченное число налогоплательщиков, можно взимать налоги с относительно низкими административными затратами. Срок уплаты налога - около 55 дней.

Минеральное топливо, используемое заводом-изготовителем для производства горючего и определенных видов минеральных масел, указанным налогом не облагается.

В 1994 г. был принят закон о налоге с владельцев транспортных средств. Он является правовой основой для взимания данного налога.

Плательщиками налога являются, в первую очередь, владельцы транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Владение приравнивается к праву пользования данными средствами. Обязанность по уплате налога возникает с момента регистрации транспортного средства и кончается в момент снятия с учета в соответствующей инстанции. Налог взимается один раз в год. В случае досрочного прекращения владения автотранспортным средством налог исчисляется заново, а переплаченные суммы налога возвращаются.

Налоговые ставки для грузовых транспортных средств дифференцированы по весу: чем он больше, тем больше сумма налога. Причем автомобиль, вес которого превышает 2 тонны, относится к грузовым автомобилям (кроме бронированных легковых машин и "роллс-ройсов"). Налог с владельцев легковых транспортных средств исчисляется исходя из рабочего объема двигателя.

Существует примерно 140 налоговых ставок. Налог с владельцев автотранспортных средств исчисляется финансовым управлением и доводится в письменном платежном извещении. Уплачивается, как правило, на год вперед (при большой сумме может быть разбит на два платежа).

Германия - первая страна в рамках ЕС, поставившая вопрос о производстве более экологически чистых автомобилей. Владельцы машин с более современными и дорогими двигателями, имеющими специальные катализаторы, были освобождены от уплаты указанного налога в течение первых трех лет. Легковые автомобили, относящиеся к группе экологически чистых с бензиновым двигателем, имеют сниженную ставку.


Использование опыта Германии по формированию социальных фондов


Действующая в Германии система сбора средств на финансирование социальных программ является достаточно эффективной. В частности, сбором средств на пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование, выплатами по безработице и др. занимается единый орган - больничные кассы.

Объединение данной функции в одном ведомстве значительно сокращает плательщику взносов объем работы: вместо регистрации в четырех фондах плательщик регистрируется только в одном ведомстве; вместо пяти платежных поручений направляется только одно на один собирательный счет, с которого потом ведутся расчеты с фондами по установленным для них нормативам отчислений; вместо четырех контролирующих органов существует только один; и, самое важное, вместо четырех видов финансовых санкций за несвоевременную и не в полном объеме уплату взносов к плательщику также применяется только одна финансовая санкция.

Кроме того, для всех видов страхования в ФРГ существует единый круг плательщиков и единая облагаемая база для этих взносов.

В отличие от Германии в Российской Федерации эту функцию выполняют четыре ведомства - Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Минтруд России (Государственный фонд занятости населения).

С учетом опыта Германии по социальному страхованию и особенностей формирования аналогичных фондов в России Управлением подготовлены предложения по совершенствованию сбора средств на финансирование социальных программ, которые легли в основу проекта федерального закона "О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды". Проект предусматривает снижение консолидированной ставки отчислений с работодателей с 38,5 до 27,7% и повышение этой ставки с физического лица до 5%. Снижение нагрузки с работодателей (то есть с реального сектора экономики) не уменьшит общего объема поступлений страховых платежей. Он будет компенсироваться, во-первых, за счет выхода из "тени" заработной платы, во-вторых, за счет увеличения коэффициента сбора, то есть собираемости страховых платежей, в-третьих, за счет увеличения (для целей исполнения вышеназванного законопроекта) фонда оплаты труда на 10%.

Кроме того, введение данного закона позволит наиболее эффективно проводить работу по мобилизации средств, предназначенных на финансирование мероприятий по государственному социальному и обязательному медицинскому страхованию, а также на поддержку населения в сфере занятости, и увеличит поступление средств в государственные социальные внебюджетные фонды за счет следующих основных факторов:

- в круг плательщиков взносов по данному законопроекту включаются не только работодатели-организации, но и индивидуальные предприниматели и физические лица по Государственному фонду занятости населения;

- база для взносов станет значительно шире, чем действующие в настоящее время базы для исчисления страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды;

- за счет эффективного налогового механизма учета, контроля и взыскания сумм взносов будет возможно перераспределить на федеральный уровень средства в полном объеме.

Законопроект уже был рассмотрен в Государственной Думе и отправлен на доработку. Как только данный закон будет принят (а это, скорее всего, произойдет уже в первом полугодии), то действующий в настоящее время Федеральный закон от 04.01.99 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" автоматически утратит силу.


Государственный советник

налоговой службы II ранга

Л.В.Милославская,

Государственный советник

налоговой службы III ранга

Г.И.Нестерова


"Российский налоговый курьер" N 3, март 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.