Акциз при импорте товаров (Шепенко Р.А., "Российский налоговый курьер" N 3, март 1999 г.)

Акциз при импорте товаров


Особенности акциза


Известно, что акциз - это косвенный налог, включаемый в цену товара. Будучи косвенным налогом, он имеет определенное сходство с налогом на добавленную стоимость, но отличается от него своей привязкой к конкретным товарам. Эта индивидуальность, подкрепленная маркировкой отдельных подакцизных товаров, обеспечивая жесткий контроль со стороны государства за импортом товаров, пользующихся повышенным спросом, и уплатой причитающихся сумм, подчеркивает особую значимость данного налога и его специфическое место в налоговой системе Российской Федерации.

Одной из особенностей акциза является то обстоятельство, что он взимается как при производстве подакцизных товаров на территории России (а также при экспорте минерального сырья за ее пределы), так и при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации определенной номенклатуры последних. В этом случае акциз входит в группу таможенных платежей (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, таможенные сборы за таможенное оформление и т.д.), взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.

Применение акцизов при импорте товаров является общепринятой практикой, активно используемой и в других государствах. Например, в соответствии с Временным положением Китайской Народной Республики от 13.12.93 "О потребительском налоге" акциз взимается при импорте в страну шаосинского вина по ставке 240 юаней за тонну, дизельного топлива - 0,1 юаня за литр, мотоциклов - 10%, хлопушек и фейерверков - 15%. Как видно из примера, при взимании акцизов в КНР используются два вида ставок: твердые, или специфические, и процентные. Твердые ставки означают, что на каждую единицу товара определен абсолютный размер налога, зафиксированный в денежном выражении. Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения.

Аналогичный подход, как по номенклатуре облагаемых акцизами товаров, так и по применяемым видам ставок, используется в России. Так, при импорте на таможенную территорию Российской Федерации вин натуральных акциз взимается по ставке 2 руб. 40 коп. за 1 литр, папирос - 4 руб. за 1 тыс. штук и т.д. Процентные ставки используются в нашей стране при импорте двух категорий товаров: ювелирных изделий - 15% и легковых автомобилей - 10%.

Хотя юридически при импорте подакцизных товаров плательщиком этого федерального налога является импортер, но, поскольку акциз включается в цену товара, фактически он оплачивается покупателем. Поэтому, естественно, акциз постоянно является объектом повышенного внимания.

Льготы по уплате акциза Федеральным законом Российской Федерации от 06.12.91 N 1993-1 "Об акцизах" не предусмотрены. Однако в перечне подакцизных товаров есть свои исключения, которые с определенными оговорками можно считать льготами. Например, автомобили легковые с ручным управлением, реализуемые инвалидам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, акцизами не облагаются. Подробный перечень таких исключений, а также пояснения к ним приведены в приложении к приказу ГТК России от 13.07.98 N 487 "О взимании акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации".


Маркировка подакцизных товаров


В целях обеспечения полноты сбора акцизов, предотвращения нелегального ввоза и реализации товаров на территории России постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.94 N 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" установлен порядок взимания акцизов в форме продажи марок акцизного сбора.

Оплата акцизных марок является авансовым платежом по акцизам, а маркировка подтверждает легальность ввоза и дает право реализации подакцизных товаров (п.1 и п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 924 "О марках акцизного сбора").

Обязательная маркировка при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации была введена:

- по табаку и табачным изделиям - с 1 июля 1994 г.;

- по спирту пищевому и винно-водочным изделиям - с 1 августа 1994 г.

Для подакцизных товаров, ввозимых с территории государств - участников СНГ и Республики Молдова, обязательная маркировка была введена с 20 августа 1994 г.

В отношении спирта пищевого и винно-водочных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации без маркировки до 1 января 1995 г., на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 N 1420 "О реализации на территории Российской Федерации подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками" (п.1) была проведена инвентаризация (по состоянию на 16 января 1995 г.), и эти товары были промаркированы в соответствии с порядком приема заказов на марки и выдачи марок заказчикам, утвержденным приказом ГТК России от 12.01.95 N 17 "О проведении инвентаризации и маркировке на территории Российской Федерации подакцизных товаров иностранного производства". По табачным изделиям инвентаризация планировалась по состоянию на 3 января 1995 г., но затем постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.95 N 295 "О внесении изменений в отдельные решения Правительства Российской Федерации по вопросам акцизных сборов на импортные табачные изделия" ее сроки были продлены до 15 апреля того же года.

В настоящее время при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются два вида акцизных марок:

- марки акцизного сбора;

- специальные марки.

Последние применяются для подакцизных товаров, производимых и ввозимых с территории государств - участников СНГ и Республики Молдова. При этом, как разъясняется в письме ГТК России от 23.02.96 N 01-15/3285 "О выборе типа маркировки подакцизных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", удостоверение происхождения товара с территории государства - участника СНГ производится представлением таможенным органам сертификата о происхождении товара по форме "СТ-1", выданной уполномоченным органом страны происхождения (в этом случае страна происхождения определяется в соответствии с указанием ГТК России от 29.05.97 N 01-14/677 "О некоторых вопросах определения происхождения товаров из государств - участников СНГ").

В отношении товаров, подлежащих маркировке, согласно временной инструкции Госналогслужбы России N 27 и ГТК России N 01-20/7864 от 11.07.94 "О порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", утвержденной приказом ГТК России от 13.07.94 N 357 "О маркировке отдельных подакцизных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", применяется следующий порядок взимания акцизов:

- часть акцизов взимается в форме продажи марок (в отношении табачных изделий в размере 0,01 ЭКЮ за одну марку, а в отношении винно-водочных изделий - 0,1 ЭКЮ за одну марку);

- разница между суммой, уплаченной при покупке марок, и суммой акцизов, подлежащей уплате за ввезенные маркированные товары, взимается при таможенном оформлении таких товаров.

Ответственными за маркировку подакцизных товаров являются импортеры. Под импортером понимается российское лицо, определенное ст.18 Таможенного кодекса Российской Федерации, заключившее внешнеторговый договор купли-продажи или мены, в соответствии с которым подлежащие маркировке товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации.

Марки акцизного сбора и специальные марки продаются импортерам акцизными таможенными постами (в соответствии с приказом ГТК России от 06.09.94 N 457 "О создании акцизных таможенных постов" учреждено несколько таких постов), которые контролируют соблюдение импортерами таможенного режима выпуска для свободного обращения (при котором ввозимые товары остаются постоянно на российской территории без обязательства об их вывозе с этой территории), включая использование приобретенных марок.


Порядок приобретения марок акцизного сбора


В целях повышения эффективности таможенного контроля за подакцизными товарами, упрощения порядка заказа, изготовления и получения импортерами марок акцизного сбора согласно п.1 приказа ГТК России от 16.09.98 N 640 "О передаче отдельных функций по работе с марками акцизного сбора Центральной акцизной таможне" функции приема заявок на изготовление, получение и рассылку марок акцизного сбора, а также контроль за предоставлением отчетов по их использованию возложены на Центральную акцизную таможню (г.Москва). Ранее эти вопросы находились в ведении ГТК России.

Приобретенные импортером марки акцизного сбора и специальные марки не подлежат перепродаже, передаче или отчуждению в других формах иным лицам, за исключением передачи марок производителю товаров или возврата таможенным органам. Продажа марок акцизного сбора импортерам производится только акцизным таможенным постом, в регионе деятельности которого находится импортер. Покупка марок производится до фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Денежные средства, предназначенные для покупки марок, вносятся импортером на счета соответствующего акцизного поста. Для покупки марок импортер представляет следующие документы:

- заявление на покупку марок (в двух экземплярах);

- оригинал и копию внешнеторгового договора;

- платежное поручение, а также выписку из лицевого счета, подтверждающую снятие средств на покупку марок со счета плательщика.

Размер денежных средств для покупки марок акцизного сбора определяется по формуле:

С = Стм * Кт * Кэкю,

где С - сумма денежных средств, предназначенных для покупки марок, Стм - стоимость марки, установленная в ЭКЮ, Кт - количество товара, подлежащего маркировке, Кэкю - курс ЭКЮ, действующий на дату подачи заявления на покупку марок. Аналогичная формула применяется и при расчете денежных средств на покупку специальных марок.

После фактического поступления уплаченных импортером денежных средств на счета акцизного таможенного поста на обоих экземплярах заявления на покупку марок делается отметка "Денежные средства поступили", которая заверяется подписью и личной номерной печатью должностного лица, сделавшего такую отметку. Первый экземпляр заявления с отметкой возвращается импортеру товаров, а второй остается на контроле в таможенном органе.

Количество оплаченных марок включается в заявку на изготовление марок. После получения заказанной партии марок таможенный орган информирует импортеров о выполнении их заказов.

Для получения марок импортер представляет в акцизный пост следующие документы:

- экземпляр находящегося у него заявления на покупку марок (с отметкой об оплате);

- письменное обязательство о фактическом ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в течение срока, определяемого импортером, предъявлении таких товаров таможенному органу, помещении их на определенный склад и об уплате причитающихся таможенных платежей.

Марки выдаются импортеру только при условии обеспечения уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и неуплаченной при покупке марок части акцизов в виде гарантии банка или внесения на депозит таможенного органа причитающихся сумм (данное правило не применяется в отношении подакцизных товаров, перевозимых транзитом, но при этом переадресовка данных товаров запрещается).

Денежные средства, необходимые для обеспечения уплаты таможенных платежей за ввозимые подакцизные товары одной номенклатуры и бутылированные в тару одинаковой емкости (для табачных изделий, имеющих одинаковое количество сигарет в пачке), рассчитываются по формуле:

С = Ст * Кэкю * Вм * Q,

где С - сумма денежных средств, необходимая для обеспечения уплаты таможенных платежей, Ст - ставка для расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей за подлежащие маркировке товары, установленная в ЭКЮ, Вм - количество купленных марок, Кэкю - курс ЭКЮ, действующий на дату оформления гарантийного обязательства, Q - коэффициент пересчета (который равен: для бутылированной винно-водочной продукции - емкости тары в литрах, для табачных изделий - количеству сигарет в одной пачке, деленному на 1000).


Старший юрисконсульт ОАО "Нафта Москва",

кандидат юридических наук

Р.А.Шепенко


"Российский налоговый курьер" N 3, март 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.