Надо ликвидироваться... Что делать? (Верещагин С.А., "Российский налоговый курьер" N 3, март 1999 г.)

Надо ликвидироваться... Что делать?


В стране кризис, и для многих фирм теперь стоимость комплекта бланков для сдачи квартального отчета в два раза больше, чем полученная прибыль за тот же квартал. Поэтому перед рядом предприятий встал вопрос об их ликвидации.

Предлагаем читателям на конкретном примере рассмотреть процедуру добровольной ликвидации юридического лица.

В соответствии с п.1 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица есть прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п.8 ст.63 ГК РФ).

До того момента, когда в единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись о прекращении деятельности организации, ее руководство должно совершить ряд определенных действий*.


Действие 1. Принятие решения о ликвидации

В ст.61 ГК РФ приведен перечень оснований для принятия решения о ликвидации юридического лица. Такими основаниями могут быть:

- решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- решение суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Кроме того, п.1 ст.65 ГК РФ предусмотрена ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией (за исключением казенного предприятия), а также юридического лица, действующего в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, признанного несостоятельным по решению суда.

В рассматриваемом нами случае основанием для принятия решения о ликвидации организации явилось решение его учредителей.

Принятие решения о ликвидации должно быть оформлено протоколом собрания учредителей.

В протоколе должны быть указаны: причины, порядок и сроки ликвидации, состав ликвидационной комиссии (ликвидатор), правопреемник (если таковой имеется), порядок дальнейшего использования имущества и другие основные моменты ликвидации. В соответствии с п.3 ст.62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой организации.

Поскольку на ликвидационную комиссию возлагается вся полнота ответственности за ликвидацию, к подбору ее состава следует подходить с особой тщательностью. Председателем ликвидационной комиссии лучше всего назначать руководителя организации или одного из его заместителей. В обязательном порядке в состав ликвидационной комиссии следует включить и главного бухгалтера ликвидируемой организации. Кроме того, в состав ликвидационной комиссии имеет смысл включить одного-двух технических исполнителей. С членами ликвидационной комиссии и с работниками, привлекаемыми для выполнения конкретных задач (обычно это работники бухгалтерии и отдела кадров), надлежит заключить трудовой контракт, в котором оговорить четкий круг обязанностей каждого и условия расчета за выполненную работу. Условием оплаты следует указать полное выполнение работником своих обязанностей по подготовке ликвидационных документов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.62 ГК РФ решение о ликвидации, состав ликвидационной комиссии и заявление по установленной форме представляются органу, осуществляющему регистрацию организаций. На основании представленных документов орган, осуществляющий регистрацию, после их рассмотрения и согласования вносит в единый государственный реестр сведения о том, что организация находится в процессе ликвидации.

После рассмотрения и согласования представленного решения о ликвидации представителю ликвидационной комиссии вручается комплект бланков в составе заявления о ликвидации с ликвидационной картой и бланками заявления и квитанции на уничтожение печати. Штамп согласования регистрационной палаты дает право на осуществление публикации объявления о ликвидации.

Согласно п.2 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации организация обязана сообщить в налоговый орган по месту учета о прекращении своей деятельности, объявлении о несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.


Действие 2. Публикация объявления о ликвидации

Согласно п.1 ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия должна опубликовать в соответствующем печатном органе объявление о ликвидации, в котором указывает порядок и сроки заявления требований кредиторами. Минимальный срок предъявления претензий - два месяца с момента публикации объявления о ликвидации.


Действие 3. Составление промежуточного ликвидационного баланса

В соответствии с п.1 ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия должна в письменном виде уведомить кредиторов о ликвидации организации и принять меры к получению дебиторской задолженности.

Согласно п.2 той же статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторами (а он, как уже было сказано выше, не может превышать двух месяцев) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения об имуществе организации, предъявленных кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации организации, и согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию.

За время, отведенное кредиторам на предъявление претензий, ликвидационная комиссия (точнее, ее бухгалтерия) должна произвести:

- инвентаризацию имущества;

- выверку расчетов с дебиторами;

- выверку расчетов с кредиторами;

- сверку расчетов по задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды;

- истребование дебиторской задолженности;

- отражение в учете результатов инвентаризации и сверки расчетов.

Допустим, что на момент принятия решения о ликвидации остатки на счетах учета были следующими (табл.1).

(Для простоты изложения представим остатки на счетах в виде оборотной ведомости, а также допустим, что за время ликвидации зарплата сотрудникам не начислялась, то есть задолженность в бюджет по подоходному налогу и во внебюджетные фонды не увеличивалась.)



Таблица 1


Сальдо по дебету счетов


Наименование счета Номер счета Сумма (руб.)
1 Основные средства 01 113 000
2 Сырье и материалы 10 27 500
3 МБП 12 25 000
4 НДС по приобретенным
ценностям
19 4 000
5 Задолженность заказчиков 62 28 200
6 Убытки отчетного года 80 5 200
Итого   202 900

Сальдо по кредиту счетов


Наименование счета Номер счета Сумма (руб.)
1 Износ основных средств 02 37 500
2 Износ МБП 13 18 750
3 Расчеты с поставщиками 60 21 500
4 Расчеты с бюджетом 68 21 000
5 Расчеты с внебюджетными
фондами
69 14 000
6 Расчеты по оплате труда 70 9 150
7 Расчеты с прочими
кредиторами
76 16 000
8 Уставный фонд 85 15 000
9 Краткосрочные кредиты
банков
90 50 0001
Итого   202 900
----------------------

1) Банковский кредит обеспечен залогом.


При проведении инвентаризации выявлено:

а) недостача основных средств на сумму 15 000 руб. с износом 14 000 руб., виновники которой не установлены;

6) излишки материалов на сумму 2000 руб.;

в) недостача МБП на складе на сумму 100 руб., которая подлежит удержанию из зарплаты виновных лиц.

Результаты инвентаризации следует отразить в учете следующими проводками:

а) Дебет счета 47 Кредит счета 01 - 15 000 руб. - списание балансовой стоимости недостающих основных средств;

Дебет счета 02 Кредит счета 47 - 14 000 руб. - списание начисленного износа по недостающим основным средствам;

Дебет счета 84 Кредит счета 47 - 1000 руб. - отражение убытков от недостачи основных средств (по остаточной стоимости);

Дебет счета 20 (26, 44) Кредит счета 84 - 1000 руб. - отнесение результатов недостачи, виновники которой не установлены, в соответствии с п.3 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, на издержки производства и обращения.

Поскольку оборотов по производству и реализации продукции (работ, услуг) в данном отчетном периоде у организации нет, то образовавшиеся издержки производства подлежат отнесению на финансовый результат деятельности организации (без уменьшения облагаемой базы при расчете налога на прибыль).

В учете это отразится проводкой:

Дебет счета 80 Кредит счета 20 (26, 44) - 1000 руб.;

б) Дебет счета 10 Кредит счета 80 - 2000 руб. - оприходование выявленных при инвентаризации излишков материалов;

в) Дебет счета 84 Кредит счета 12 - 100 руб. - отражение недостачи МБП (недостача МБП выявлена на складе, поэтому износ по ним не начислялся);

Дебет счета 73 Кредит счета 84 - 100 руб. - отнесение суммы недостачи на виновное лицо;

Дебет счета 70 Кредит счета 73 - 100 руб. - удержание из зарплаты виновного лица суммы недостачи (в том случае, если работник не оспаривает факт своей виновности в возникновении недостачи и размер удержаний).

По результатам сверки расчетов с дебиторами и кредиторами выявлено, что расхождений в учете с ними не обнаружено. От заказчика поступили деньги на расчетный счет, что в учете отразилось проводкой:

Дебет счета 51 Кредит счета 62 - 28 200 руб.

Согласно ст.87 Налогового кодекса Российской Федерации обязательные документальные проверки полноты начисления и своевременности перечисления налогов и сборов проводятся в случаях ликвидации или банкротства организации независимо от времени проведения предыдущей документальной проверки. Следовательно, после принятия решения о ликвидации и сообщения об этом, как уже упоминалось выше, в трехдневный срок в налоговый орган и отделения внебюджетных фондов, в организации ими будут проведены документальные проверки полноты и правильности исчисления налогов и взносов во внебюджетные фонды.

По результатам проведенных проверок госналогинспекция начислила штрафные санкции на сумму 4000 руб., а Пенсионный фонд - 1500 руб., что следует отразить следующими проводками:

Дебет счета 81 Кредит счета 68 - 4000 руб. - начисление штрафных санкций согласно акту проверки госналогинспекции;

Дебет счета 81 Кредит счета 69 - 1500 руб. - начисление штрафных санкций в Пенсионный фонд согласно акту проверки Пенсионного фонда.

После отражения в учете вышеуказанных операций промежуточный баланс, который следует представить регистрирующему органу (а также в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды), будет выглядеть следующим образом (табл.2).


Таблица 2


Сальдо по дебету счетов


Наименование счета Номер
счета
Сумма (руб.) Расчет
1 Основные средства 01 98 000 113 000-15 000
2 Сырье и материалы 10 29 500 27 500+2000
3 МБП 12 24 900 25 000-100
4 НДС по приобретенным
ценностям
19 4 000  
5 Расчетный счет 51 28 200 0+28 200
6 Задолженность заказчиков 62 - 28 200-28 200
7 Убытки отчетного года 80 4 200 5200+1000-2000
8 Использовние прибыли 81 5 500 0+4000+1500
Итого   194 300  

Сальдо по кредиту счетов


Наименование счета Номер
счета
Сумма (руб.) Расчет
1 Износ основных средств 02 23 500 37 500-14 000
2 Износ МБП 13 18 750  
3 Расчеты с поставщиками 60 21 500  
4 Расчеты с бюджетом 68 25 000 21 000+4000
5 Расчеты с внебюджетными
фондами
69 15 500 14 000+1500
6 Расчеты по оплате труда 70 9 050 9150-100
7 Расчеты с прочими
кредиторами
76 16 000  
8 Уставный фонд 85 15 000  
9 Краткосрочные кредиты
банков
90 50 000  
Итого   194 300  

Действие 4. Удовлетворение требований кредиторов

Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена следующая:

1) требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей (порядок капитализации определен постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 ноября 1927 г.);

2) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

4) задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5) расчеты с прочими кредиторами в соответствии с законом.

В соответствии с п.2 ст.64 ГК РФ требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Согласно п.3 ст.64 ГК РФ при недостаточности имущества ликвидируемой организации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Если денежных средств организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то в соответствии с п.3 ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица в соответствии с п.7 ст.63 ГК РФ передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этой организации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами организации.

В нашем примере удовлетворение требований кредиторов будет производиться следующим образом.

Сначала будет погашена задолженность по заработной плате (требования 2-й очереди), что в учете отразится проводкой:

Дебет счета 70 Кредит счета 51 - 9050 руб.

Оставшихся денежных средств в сумме 19 150 руб. (28 200 - 9050) не хватает для удовлетворения претензий кредиторов 3-5-й групп очередности, то есть банковского счета, обеспеченного залогом, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и прочей кредиторской задолженности.

Следовательно, необходимо реализовать принадлежащее организации имущество (при этом заложенное имущество должно реализовываться в порядке, предусмотренном ст.350 ГК РФ), что будет отражено следующими проводками:

1. Реализация основных средств за 102 000 руб. (в том числе НДС - 17 000 руб.)

Дебет счета 47 Кредит счета 01 - 98 000 руб. - списание балансовой стоимости реализуемых основных средств;

Дебет счета 02 Кредит счета 47 - 23 500 руб. - списание начисленного износа по реализуемым ОС;

Дебет счета 62 Кредит счета 47 - 102 000 руб. - отражение задолженности покупателя за реализованные ОС;

Дебет счета 47 Кредит счета 68 (субсчет "НДС") - 17 000 руб. - начисление НДС с оборотов по реализации ОС;

Дебет счета 47 Кредит счета 80 - 10 500 руб. - отражение финансового результата от реализации ОС;

Дебет счета 51 Кредит счета 62 - 102 000 руб. - поступление на расчетный счет выручки от реализации ОС.

2. Реализация материалов за 24 000 руб. (в том числе НДС - 4000 руб.)

Дебет счета 48 Кредит счета 10 - 29 500 руб. - списание стоимости реализуемых материалов;

Дебет счета 62 Кредит счета 48 - 29 500 руб. - отражение задолженности покупателя за реализованные материалы;

Дебет счета 48 Кредит счета 68 (субсчет "НДС") - 4000 руб. - начисление НДС с оборотов по реализации материалов;

Дебет счета 80 Кредит счета 48 - 9500 руб. - исчисление финансового результата от реализации материалов;

Дебет счета 51 Кредит счета 62 - 24 000 руб. - поступление на расчетный счет выручки от реализации материалов.

3. Реализация МБП за 12 000 руб. (в том числе НДС - 2000 руб.)

Дебет счета 48 Кредит счета 12 - 24 900 руб. - списание стоимости реализуемых МБП;

Дебет счета 13 Кредит счета 48 - 18 750 руб. - списание износа, начисленного по реализуемым МБП;

Дебет счета 62 Кредит счета 48 - 12 000 руб. - отражение задолженности покупателя за реализованные МБП;

Дебет счета 48 Кредит счета 68 (субсчет "НДС") - 2000 руб. - начисление НДС с оборотов по реализации МБП;

Дебет счета 48 Кредит счета 80 - 3850 руб. - исчисление финансового результата от реализации МБП;

Дебет счета 51 Кредит счета 62 - 12 000 руб. - поступление на расчетный счет выручки от реализации МБП.

При условии, что прибыль от реализации имущества и оприходования излишков материалов подлежит обложению налогом на прибыль (по ставке 35%), у организации возникает дополнительная задолженность по уплате налога в бюджет на сумму 5548 руб. (2000 руб. + 10 500 руб. + 3850 руб.) х 35%, что в учете отразится следующей проводкой:

Дебет счета 81 Кредит счета 68 (субсчет "Расчеты по налогу на прибыль") - 5548 руб. - начисление налога на прибыль.

Баланс организации после реализации имущества и начисления налогов представим в виде табл.3.


Таблица 3


Сальдо по дебету счетов


Наименование счета Номер
счета
Сумма (руб.) Расчет
1 Основные средства 01 0 98 000-98 000
2 Сырье и материалы 10 0 29 500-29 500
3 МБП 12 0 24 900-24 900
4 НДС уплаченный 19 4 000  
5 Расчетный счет 51 157 150 28 200-9050+102 000+
24 000+12 000
7 Использование прибыли 81 11 048 5500+5548
Итого   172 198  

Сальдо по кредиту счетов


Наименование счета Номер
счета
Сумма (руб.) Расчет
1 Износ основных средств 02 0 23 500-23 500
2 Износ МБП 13 0 18 750-18 750
3 Расчеты с поставщиками 60 21 500  
4 Расчеты с бюджетом 68 53 548 25 000+17 000+4000+
+2000+5548
5 Расчеты с внебюджетными
фондами
69 15 500  
6 Расчеты по оплате труда 70 0 9050-9050
7 Расчеты с прочими
кредиторами
76 16 000  
8 Прибыль отчетного года 80 650 10 500+3850-4200-
-9500
8 Уставный фонд 85 15 000  
9 Краткосрочные кредиты
банков
90 50 000  
Итого   172 198  

После этого следует приступить к удовлетворению требований кредиторов 3-5-й групп очередности с отражением в учете следующими проводками:

Дебет счета 90 Кредит счета 51 - 50 000 руб. - погашение кредита банка, обеспеченного договором залога имущества (3-я очередь);

Дебет счета 68 Кредит счета 51 - 53 548 руб. - погашение задолженности перед бюджетом (4-я очередь);

Дебет счета 69 Кредит счета 51 - 15 500 руб. - погашение задолженности перед внебюджетными фондами (4-я очередь);

Дебет счета 60 Кредит счета 51 - 21 500 руб. - погашение задолженности поставщикам (5-я очередь);

Дебет счета 76 Кредит счета 51 - 16 000 руб. - погашение прочей кредиторской задолженности (5-я очередь).

Баланс организации после удовлетворения претензий кредиторов представим в виде табл.4.


Таблица 4


Сальдо по дебету счетов


Наименование счета Номер
счета
Сумма (руб.) Расчет
1 НДС уплаченный 19 4 000  
5 Расчетный счет 51 602 157 150-50 000-53 548
-15 500-21 500-16 000
7 Использование прибыли 81 11 048  
Итого   15 650  

Сальдо по кредиту счетов


Наименование счета Номер
счета
Сумма (руб.) Расчет
1 Расчеты с поставщиками 60 0 21 500-21 500
2 Расчеты с бюджетом 68 0 53 548-53 548
3 Расчеты с внебюджетными
фондами
69 0 15 500-15 500
4 Расчеты с прочими
кредиторами
76 0 16 000-16 000
5 Прибыль отчетного года 80 650  
5 Уставный фонд 85 15 000  
6 Краткосрочные кредиты
банков
90 0 50 000-50 000
Итого   15 650  

Из табл.4 видно, что после погашения всей кредиторской задолженности у организации теперь возникла дебиторская задолженность бюджета по налогу на добавленную стоимость, за полученные и, наконец, оплаченные материальные ценности. Эта сумма должна быть отражена в декларации по НДС и возвращена из бюджета на расчетный счет организации в порядке, предусмотренном п.4 ст.49 Налогового кодекса. А если реализация имущества и уплата задолженности поставщику были произведены в одном отчетном периоде - при подаче декларации по НДС, - то зачесть сумму уплаченного НДС в уменьшение задолженности перед бюджетом.

В учете это отразится проводками:

Дебет счета 68 Кредит счета 19 - 4000 руб. - зачет НДС по оплаченным материальным ценностям;

Дебет счета 51 Кредит счета 68 - 4000 руб.- возврат излишне уплаченного налога.

Баланс после получения средств на расчетный счет представим в виде табл.5.



Таблица 5


Сальдо по дебету счетов


Наименование счета Номер счета Сумма (руб.)
1 Расчетный счет 51 4 602
2 Использование прибыли 80 11 048
Итого   15 650

Сальдо по кредиту счетов


Наименование счета Номер счета Сумма (руб.)
1 Прибыль отчетного года 80 650
2 Уставный фонд 85 15 000
Итого   15 650

Числящиеся на счете 81 суммы списываются за счет прибыли проводкой:

Дебет счета 80 Кредит счета 81 - 11 048 руб., в результате чего финансовым результатом деятельности организации при ее ликвидации станет убыток в сумме 10 398 руб. (11 048-650).

В соответствии с п.2.4. Указаний о бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой ГК РФ (приложение N 2 к приказу Минфина России от 28.07.95 N 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части ГК РФ"), при недостаточности ликвидных активов на покрытие убытков направляется уставный капитал, что в учете отразится проводкой:

Дебет счета 85 Кредит счета 80 - 10 398 руб.

Оставшаяся сумма уставного капитала, равная сумме средств на расчетном счете, подлежит распределению между учредителями в порядке, предусмотренном учредительными документами.

Распределение денежных средств (оставшейся части уставного фонда) между учредителями в учете отразится проводками:

Дебет счета 85 Кредит счета 75 - 4602 руб.;

Дебет счета 75 Кредит счета 51 - 4602 руб., если денежные средства перечисляются учредителям безналичным путем или

Дебет счета 50 Кредит счета 51 - 4602 руб.;

Дебет счета 75 Кредит счета 50 - 4602 руб., если учредителям деньги выдаются наличными.

В результате мы будем иметь идеальный вариант законченного ликвидационного баланса с нулевыми остатками.

Подчеркиваем, что приведенный вариант составления ликвидационного баланса чаще всего возможен только теоретически. На практике редкая ликвидируемая организация имеет возможность полностью рассчитаться со всеми своими кредиторами (тем более 5-й очереди). Согласно п.6 ст.64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемой организации, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Однако при этом надо иметь в виду, что в соответствии с п.2 ст.49 Налогового кодекса при недостаточности имущества ликвидируемой организации для погашения задолженности по уплате налогов и сборов остаток задолженности погашается учредителями организации за счет собственных средств в пределах и порядке, установленном законодательством или учредительными документами.

Так, например, в соответствии с п.3 ст.3 Закона Российской Федерации от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в случае несостоятельности общества (то есть недостаточности имущества для погашения обязательств) по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Согласно п.3 ст.3 Закона Российской Федерации от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" при несостоятельности (банкротстве) общества, вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества.

В соответствии с п.1 ст.75 ГК РФ участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

При этом обращаем внимание читателей на то, что в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса задолженность по налогам и сборам, непогашенная в силу причин юридического или экономического характера (например, если при несостоятельности ликвидируемого АО вина его руководства в наступлении банкротства не доказана), признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для федеральных налогов и сборов и исполнительными органами субъектов Российской Федерации (местного самоуправления) для региональных (местных) налогов и сборов.


Действие 5. Снятие с учета в налоговой инспекции и во внебюджетных фондах

Ликвидационная комиссия в письменном виде с приложением копии решения о ликвидации направляет в налоговую инспекцию и в отделения внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Государственный фонд занятости) по месту регистрации заявления о снятии организации с учета в связи с ее ликвидацией. После проведения документальной проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов и сборов и подписания актов сверки организация должна погасить выверенные суммы задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды. После погашения задолженности осуществляется снятие ликвидируемой организации с учета с выдачей справки (от налоговой инспекции - отметки в ликвидационной карте и информационного письма) установленной формы для предоставления в регистрирующий орган.


Действие 6. Закрытие счетов в банках

Для закрытия счета в отделение банка необходимо представить письмо с просьбой о закрытии счета с приложением копии решения о ликвидации. На момент закрытия счета все расчеты с кредиторами должны быть закончены.


Действие 7. Ликвидация кода ОКПО

После получения на ликвидационной карте отметок налоговой инспекции и банков в органе Госкомстата по месту регистрации организации должен быть ликвидирован присвоенный организации при ее создании код ОКПО. Для этого в орган Госкомстата представляются учредительные документы организации, решение о ликвидации и заполненная ликвидационная карта. О ликвидации кода ОКПО делается отметка на ликвидационной карте и выдается информационное письмо установленной формы.


Действие 8. Сдача документов в архив

Все документы ликвидируемой организации по персоналу (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости и т.п.) подлежат обязательной сдаче в архив по месту расположения организации. Кроме того, подлежат сдаче в архив и документы по уставной деятельности организации (протоколы собраний учредителей и т.п.). Подробный перечень и порядок оформления документов и сдачи их в архив подлежат выяснению в местном архиве. После приемки документов архивом выдается справка установленного образца, которая затем сдается в орган, осуществляющий регистрацию ликвидации организации. Документы, не подлежащие сдаче в архив, должны быть уничтожены по актам.


Действие 9. Государственная регистрация ликвидации

Заключительным этапом работы ликвидационной комиссии является предоставление в регистрирующий орган следующего перечня документов:

- оригиналы учредительных документов организации;

- газета с публикацией о ликвидации организации;

- ликвидационный акт (протокол заседания ликвидационной комиссии, в котором организация признана ликвидированной);

- ликвидационный баланс, утвержденный уполномоченным органом, с отметкой налоговой инспекции;

- заполненная ликвидационная карта;

- информационное письмо налоговой инспекции о снятии организации с учета;

- справки внебюджетных фондов о снятии организации с учета;

- справка о сдаче архива;

- справки о закрытии расчетных счетов организации;

- печать и угловой штамп организации для уничтожения.

После рассмотрения и проверки представленных документов регистрирующий орган установленным порядком производит исключение ликвидированной организации из государственного реестра и выдает ликвидационной комиссии свидетельство о ликвидации организации.


Ведущий эксперт-консультант

по вопросам методологии налогообложения

и бухгалтерского учета

Издательско-консультационной компании

Статус-Кво 97"

С.А. Верещагин


"Российский налоговый курьер" N 3, март 1999 г.


-----------------------

* Последовательность перечисленных действий по ликвидации, кроме первого (принятие решения) и последнего (государственная регистрация ликвидации), может быть и другой.

Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.