Комментарий к Изменениям и дополнениям N 5 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17 апреля 1995 г. N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (Габбасов Р.Г., Голубева Н.В., "Российский налоговый курьер" N 3, март 1999 г.)

Комментарий к Изменениям и дополнениям N 5 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17 апреля 1995 г. N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"


От редакции


Вопросы платы (земельный налог и арендная плата) за землю сельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков и другие земли несельскохозяйственного назначения на протяжении длительного времени находятся в центре внимания федеральных и местных органов власти. Приняты и действуют федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Минфина России, инструкции Госналогслужбы России.

На основе нормативных актов и во исполнение их Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России и Госкомземом России подготовлены Изменения и дополнения N 5 инструкции Госналогслужбы России от 17 апреля 1995 г. N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", которые зарегистрированы в Минюсте России 25 декабря 1998 г. N 1667.

Они включают в себя новый порядок зачисления земельного налога и арендной платы за землю в соответствии с Бюджетной классификацией, а также перечисления платы за землю по уровням бюджетов, изменения размера пени за несвоевременную уплату земельного налога. В комментарии к документу даются разъяснения по вопросам платы за землю физическими лицами, по льготам при уплате земельного налога. Все разъяснения и указания сопровождаются конкретными примерами.

Редакция надеется, что данный материал будет полезен как специалистам налоговых инспекций, так и налогоплательщикам, позволит более четко вести налоговые расчеты, избежать ошибок, что приведет к повышению собираемости земельного налога и арендной платы.


Новый порядок зачисления земельного налога и арендной платы за земли


В соответствии с приложением N 2 к приказу Минфина России от 06.01.98 N 1н "О Бюджетной классификации Российской Федерации" Госналогслужбой России внесены изменения в п.45 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Инструкция N 29). Теперь согласно Изменениям и дополнениям N 5 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации и от 17 апреля 1995 г. N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Изменения и дополнения N 5) в доходы бюджетов Российской Федерации зачисляются: земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения - по коду 1050701; земельный налог за земли городов и поселков - по коду 1050702; земельный налог за другие земли несельскохозяйственного назначения - по коду 1050703; арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения - по коду 2010301; арендная плата за земли городов и поселков - по коду 2010302; арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения - по коду 2010303.

Средства, поступающие от продажи земли в собственность граждан, а также при продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, зачисляются в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 2040000 "Доходы от продажи земли и нематериальных активов".


Изменение размера пени за несвоевременную уплату земельного налога


Федеральным законом от 31.12.97 N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" было установлено, что в случае неуплаты земельного налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. В связи с этим за несвоевременную уплату земельного налога пеня применялась в размере 0,3% в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". И п.42 Инструкции N 29 ранее предусматривал в случае неуплаты земельного налога в установленный срок начислять пеню в размере, установленном Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

В Изменениях и дополнениях N 5 размер пени, в случае задержки уплаты земельного налога в установленный срок, приведен в соответствие с Федеральным законом от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" (далее - Закон N 42-ФЗ). Закон N 42-ФЗ установил, что за несвоевременную уплату налогов и сборов ежедневная ставка пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка России. Задолженность юридических лиц по уплате пени, образовавшейся по состоянию на дату вступления в силу Закона N 42-ФЗ, пересчитывается в порядке, устанавливаемом Правительством России. Порядок пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.98 N 576 "О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней" (далее - Постановление N 576), в соответствии с которым исчисление пеней по налогам и сборам, дополнительно начисленных по результатам документальных проверок юридических лиц после 1 апреля 1998 г., производится: по ставке 0,06% за каждый день просрочки - за период до 1 апреля 1998 г.; по ежедневной ставке в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на соответствующую дату, - за период после 1 апреля 1998 г.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 23.07.98 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год", с 1 апреля 1998 г. ежедневная ставка пени за несвоевременную уплату налогов и сборов установлена в размере 0,1%.

Таким образом, по актам документальных проверок юридических лиц по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога, утвержденным решениями начальников налоговых органов после 1 апреля 1998 г., за каждый день просрочки до 1 апреля 1998 г. применяется ставка пени, равная 0,06%, а начиная с 1 апреля 1998 г. исчисление пени происходит по ставке 0,1%.


Пример

По акту документальной проверки от 02.06.98 доначислено юридическому лицу земельного налога за 1997 г. на сумму 4000 руб. (в масштабе цен 1998 г.). В этом случае сумма доначисленной пени рассчитывается следующим образом: - по первому сроку уплаты земельного налога за период с 15.09.97 по 14.11.97 включительно:

61 день * 0,0006 * 2000 руб. = 73,2 руб.

где: 2000 руб. - половина суммы земельного налога, приходящаяся к уплате по первому сроку;

- по второму сроку уплаты за период с 15.11.97 по 31.03.98 включительно:

137 дней * 0,0006 * 4 000 руб. = 328,8 руб.;

- за период с 01.04.98 по 02.06.98 включительно:

63 дня * 0,001 * 4 000 руб. = 252 руб.

Общая сумма доначисленной пени:

73,2 руб. + 328,8 руб. + 252 руб. = 654 руб.

Следует отметить, что при начислении налогоплательщику пени после 01.04.98 по ставке пени в размере 0,3% за каждый день просрочки указанные суммы пени должны быть пересчитаны, исходя из ставки пени, равной 0,1%.

По результатам камеральных проверок пени начисляются в общеустановленном порядке, начиная со срока, установленного для уплаты земельного налога, за весь период задержки уплаты доначисленного налога. Указанные сроки устанавливаются Законом Российской Федерации от 10.11.91 N 1738-1 "О плате за землю", а именно 15 сентября и 15 ноября, а также органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В связи с тем, что Порядок пересчета задолженности, утвержденный Постановлением N 576, предусматривает уменьшение неуплаченной суммы пеней в 5 раз только для юридических лиц, то при установлении фактов несвоевременной уплаты земельного налога физическими лицами исчисляются пени с 4 января 1998 г. по 1 апреля 1998 г. в размере 0,3%. А за несвоевременную уплату ими земельного налога ежедневная ставка пени установлена с 1 апреля 1998 г. в размере 0,1% за каждый день просрочки платежа.


Пример

Гражданин заплатил налог за земельный участок, предоставленный ему для огородничества, в размере 70 руб. только 25.12.98. Сумма доначисленной пени рассчитывается следующим образом:

- по первому сроку уплаты за период от 15.09.98 по 14.11.98 включительно:

61 день * 0,001 * 35 руб. = 2 руб. 14 коп.

- по второму сроку уплаты за период с 15.11.98 по 25.12.98 включительно:

41 день * 0,001 * 70 руб. = 2 руб. 87 коп.

Общая сумма доначисленной пени:

2 руб. 14 коп. + 2 руб. 87 коп. = 5 руб. 01 коп.


Налогоплательщик сам распределяет плату за землю между уровнями бюджетов


Введение нового порядка перечисления средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы за землю, в бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и в федеральный бюджет обусловило внесение в инструкцию Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Инструкция N 29) соответствующих изменений.

Согласно ранее действующему порядку централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.95 N 749 "Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю" (далее - Постановление N 749), и статьями 18 и 19 Закона Российской Федерации от 10.11.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) платежи за землю зачислялись на соответствующие бюджетные счета:

- сельских органов местного самоуправления - за земли в пределах черты сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение;

- поселковых, городских органов местного самоуправления - за земли в пределах поселковой, городской черты и другие земли, переданные в их ведение;

- районных органов местного самоуправления - за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских, поселковых и городских органов местного самоуправления.

Вопрос заключался в том, что средства, поступавшие от взимания земельного налога и арендной платы за землю, органы местного самоуправления ежеквартально по мере их фактического поступления должны были перечислять в вышестоящий бюджет субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательно установленными суммами долей централизации этих средств в федеральный бюджет и бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанные средства подлежали перечислению в федеральный бюджет финансовыми управлениями субъектов Российской Федерации ежеквартально по мере их фактического поступления, но не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Срок зачисления в федеральный бюджет подлежащих централизации средств, поступающих от взимания платы за землю в IV квартале, устанавливался не позднее 15 декабря текущего года.

Многие органы исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации в нарушение законодательства оставляли средства, поступающие от уплаты земельного налога и арендной платы, в своих бюджетах. В результате таких действий в федеральный бюджет от платы за землю поступало не более 50% от бюджетных назначений. Это потребовало внесения изменений в порядок зачисления земельных платежей в бюджеты всех уровней.

Федеральный закон от 25.07.98 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон N 132-ФЗ), вступивший в силу 30 июля 1998 г. ("Российская газета", N 143, 30.07.98), полностью изменил порядок перечисления средств, поступающих от уплаты земельного налога и арендной платы за землю, в доходы бюджетов соответствующего уровня, возложив функции распределения платы за землю на самих налогоплательщиков.

Плательщик (как юридические, так и физические лица) начиная с 30 июля 1998 г. направляет средства от платы за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли сельскохозяйственных угодий в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, - в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями, на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, соответствующую часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления тремя платежными поручениями. За земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли промышленности, земли водного и лесного фондов плательщик продолжает направлять средства от платы за землю на бюджетные счета сельских и районных органов местного самоуправления одним платежным поручением.

Федеральный закон от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" (далее - Закон N 42-ФЗ) определил долю средств, перечисляемых в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации от земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков. В связи с этим налогоплательщики за земли в городах и поселках перечисляют в 1998 г. на бюджетные счета Российской Федерации в органах федерального казначейства 30% причитающейся к уплате суммы земельного налога и арендной платы для финансирования Государственной программы повышения плодородия почв, ведения земельного кадастра, проведения мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования, 20% причитающейся к уплате суммы плательщики направляют на бюджетные счета соответствующего субъекта Российской Федерации на централизованно выполняемые мероприятия в соответствии со ст.24 Закона N 1738-1, а 50% уплачивается в бюджет органов местного самоуправления.

Доли средств, направляемых в федеральный бюджет за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам Российской Федерации, определены Законом N 1738-1 (приложение N 1). По Челябинской области, например, 20% от суммы земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья должны быть направлены непосредственно самим плательщиком в федеральный бюджет, по Республике Адыгея - 40%. При этом 54 субъекта Российской вообще не должны перечислять средства, поступающие от платы за сельскохозяйственные угодья, в федеральный бюджет. Наибольшая доля - в размере 50% средств, направляемых в федеральных бюджет за земли сельхозугодий, - установлена по Краснодарскому краю.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливают свою долю средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, направляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом N 132-ФЗ плательщики земельного налога (юридические лица) должны представлять в налоговые органы новый расчет причитающего с них налога по каждому земельному участку, в котором предлагаемая к уплате сумма земельного налога по двум срокам уплаты (15 сентября и 15 ноября) должна быть распределена на уровни бюджетов, то есть в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет соответствующего органа местного самоуправления.

В Изменениях и дополнениях N 5 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17 апреля 1998 г. N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Изменения и дополнения N 5) представлены изменения к таблице сводного расчета земельного налога. Если ранее в сводном расчете указывалась по каждому сроку уплаты налога (15 сентября и 15 ноября) половина суммы земельного налога, то теперь по каждому сроку уплаты половина суммы земельного налога еще распределяется на уровни бюджетов.


Пример

Предприятие за земельный участок уплачивает земельный налог за 1998 г. в сумме 3540 руб. Сроки уплаты земельного налога установлены 15 сентября и 15 ноября. Уплата рассчитанной суммы земельного налога производится в следующем порядке:

- к уплате 15 сентября 1998 г. - 1770 руб. (в том числе предприятие направляет в федеральный бюджет - 531 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 354 руб. и в бюджет соответствующего органа местного самоуправления - 885 руб.);

- к уплате 15 ноября 1998 г. - вторая половина от общей суммы земельного налога, составляющая 1770 руб. (в федеральный бюджет - 531 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 354 руб. и в бюджет соответствующего органа местного самоуправления - 885 руб.).


Таким образом, распределение сумм земельного налога по уровням бюджетов распространяется на каждый из двух сроков уплаты земельного налога. Следовательно, налогоплательщик будет уплачивать земельный налог по трем платежным поручениям на указанные суммы.

Если в соответствии с Законом N 1738-1 органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления установлены другие сроки уплаты земельного налога, то суммы земельного налога таким же образом распределяются по всем уровням бюджетов.

Государственные налоговые инспекции при приеме сводного расчета земельного налога от налогоплательщика проверяют правильность указанной в этом расчете суммы земельного налога, с распределением ее в соответствии с установленными законодательством долями по уровням бюджетов. Количество платежных поручений на уплату налога, заполняемых плательщиком, зависит от количества уровней бюджетов, указанных в сводном расчете земельного налога.

Арендная плата за землю так же, как и земельный налог, направляется в бюджеты всех уровней самим плательщиком. Арендная плата за землю является одной из форм земельных платежей и взимается за земли, переданные в аренду.

В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.94 N ВГ-3-13/23 (с последующими изменениями и дополнениями), налоговые органы открывают лицевые счета на каждого плательщика по каждому виду налога и платежа в бюджет, в том числе и по арендной плате за государственные и муниципальные земли, переданные в аренду. Основным документом для открытия лицевых счетов плательщиков арендной платы за землю является договор аренды, в котором должны быть указаны все данные для заполнения лицевого счета (площади земель, ставки, сроки внесения арендной платы, ответственность арендатора за невнесение в срок арендной платы и т.д.). Согласно налоговому и бюджетному законодательству арендная плата за землю продолжает перечисляться как в бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, так и в федеральный бюджет.

В соответствии с Законом N 132-ФЗ внесение в доход бюджетов соответствующего уровня как земельного налога, так и арендной платы за землю производится плательщиком арендной платы.

Следует отметить, что вышеупомянутое Постановление N 749, в соответствии с которым перечисление платежей за землю (в том числе и арендной платы) осуществлялось в вышестоящий бюджет органами местного самоуправления, было признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.98 N 1217. Тем самым отменен прежний порядок перечисления финансовыми органами арендной платы в бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет.


Плата за землю физическими лицами


Новый порядок перечисления платы за землю по уровням бюджетов распространяется в 1998 г. и на физические лица. Так, например, если земельный участок гражданина расположен в пределах поселковой, городской черты или на других землях, переданных в их ведение, то государственные налоговые инспекции вручают таким гражданам три платежных извещения. В одном платежном извещении должны быть указаны бюджетный счет Российской Федерации в федеральном казначействе и сумма земельного налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет. Во втором платежном извещении указываются бюджетный счет субъекта Российской Федерации и сумма земельного налога, соответствующая уплате субъекту Российской Федерации. И в третьем платежном извещении обозначаются бюджетный счет органа местного самоуправления и сумма земельного налога, составляющая долю, причитающуюся направлению в бюджет органа местного самоуправления.


Пример

За земельный участок, расположенный в поселке и предоставленный для садоводства, гражданин должен уплатить земельный налог в 1998 г. в размере 80 руб. Уплата земельного налога производится следующим образом:

- по первому сроку уплаты 15 сентября:

Плательщик вносит в соответствующие бюджеты земельный налог на сумму 40 руб., в том числе: в одном платежном извещении с указанным счетом федерального бюджета сумма земельного налога составляет 12 руб. (30%), во втором платежном извещении сумма земельного налога, направляемая в бюджет субъекта Российской Федерации, составляет 8 руб. (20%) и в третьем платежном извещении сумма земельного налога, направляемая в бюджет соответствующего органа местного самоуправления, составляет 20 руб. (50%);

- по второму сроку уплаты 15 ноября:

Суммы земельного налога должны быть распределены в таком же порядке, как и по первому сроку уплаты. Земельный налог уплачивается в соответствующие уровни бюджетов физическим лицом по второму сроку уплаты налога так же, как и по первому сроку, по трем извещениям по форме N ПД-4.


Существующее законодательство допускает уплату земельного налога физическим лицом один раз в год, но не позднее 15 сентября. В этом случае распределение средств по уровням бюджетов должно составлять также соответственно 30, 20, 50% от всей суммы земельного налога.

Следует отметить, что в связи с новым порядком перечисления средств, поступающих от взимания платы за землю, предусматривающим уплату налогоплательщиками данного платежа на разные уровни бюджета отдельными платежными поручениями, в налоговых инспекциях должны открываться отдельные лицевые счета для ведения расчетов с каждым уровнем бюджетов. При этом по указанному платежу начисление пени за несвоевременную уплату по одному из бюджетов производится независимо от наличия переплаты по другим уровням бюджетов.

Установленный в соответствии с Законом N 132-ФЗ порядок зачисления платы за землю увеличивает трудозатраты по обработке платежных документов, так как всем плательщикам земельного налога и арендной платы придется открывать три лицевых счета, а каждому плательщику - физическому лицу необходимо вручить три извещения вместо одного.

В отдельных регионах функции распределения платы за землю между бюджетами различных уровней были возложены соответствующими решениями государственных властей на органы федерального казначейства. Данный порядок рекомендуется сохранить после вступления в силу Закона N 132-ФЗ. В связи с этим, на наш взгляд желательно сохранить порядок перечисления земельного налога и арендной платы за землю на счета территориальных органов федерального казначейства, где такой порядок был установлен.


Льготы по уплате земельного налога


В соответствии с Федеральным законом от 18.11.97 N 145-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон N 145-ФЗ) от уплаты земельного налога были освобождены государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов. В Изменениях и дополнениях N 5 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17 апреля 1995 г. N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Изменения и дополнения N 5) приведен перечень учреждений социального обслуживания со ссылкой на ст.17 Федерального закона от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", согласно которой к таким учреждениям относятся: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. Поскольку Закон N 145-ФЗ вступил в силу с 22 ноября 1997 г. ("Российская газета", N 226, 22.11.97), то с этого момента перечисленные выше учреждения социального обслуживания приобрели право на льготу по земельному налогу. Если такие учреждения уплатили земельный налог за весь 1997 г. (так как сроки уплаты земельного налога, определенные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1), установлены 15 сентября и 15 ноября), то годовая сумма налога должна быть пересчитана и возвращена плательщикам из расчета за 40 дней.

В соответствии с п.4 ст.12 Закона N 1738-1 освобождаются от уплаты земельного налога государственные органы охраны природы. Перечень указанных органов приведен в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания", которым установлено, что специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и их территориальные органы, и в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.98 N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды". (Следует также иметь в виду, что вышеназванными документами были признаны утратившими силу соответственно одноименные постановления от 15.04.96 N 457 и от 22.09.93 N 943).

Пункт 18 ст.12 Закона N 1738-1, предусматривающий освобождение от уплаты земельного налога следующих категорий граждан: военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявших кормильца при исполнении им служебных обязанностей, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.98 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" был дополнен такой категорией плательщиков, как члены семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Указанная льгота предоставляется им с 27 июля 1998 г. в связи с тем, что данный акт вступил в силу с момента его опубликования ("Собрание законодательства Российской Федерации", 27.07.98, N 30, ст.3613). За 1998 г. из расчета 207 дней (с 1 января по 26 июля включительно) указанная выше категория плательщиков уплачивает земельный налог в общеустановленном порядке.


Пример

Супруге сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, погибшего при исполнении им служебных обязанностей, для ведения садоводства предоставлен земельный участок площадью 1000 кв.м (при этом необходимо иметь в виду, что в данной местности норма выделения земель для ведения садоводства может быть не 10 соток, а только 6 соток), расположенный в пределах поселковой черты. В 1998 г. уплачивается земельный налог, который рассчитывается следующим образом:

1000 кв.м х 6 коп. : 365 дней х 207 дней = 34 руб. 01 коп.,

где:

1000 кв.м - площадь земельного участка;

6 коп. за 1 кв.м. - размер земельного налога в 1998 г. за земли, предоставленные для садоводства в пределах городской, поселковой черты, установленный ст.8 Закона N 1738-1;

207 дней - количество дней, приходящихся на уплату земельного налога до введения льготы по земельному налогу.


О ставках земельного налога в 1998 году


В Изменениях и дополнениях N 5 ставки и размеры земельного налога пересчитаны в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков. Ставки земельного налога приведены в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.97 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", согласно которым все платежи по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженности по этим платежам пересчитываются по состоянию на 1 января 1998 г. исходя из нового масштаба цен.

Законом N 1738-1 на отдельные категории земель и по отдельным категориям плательщиков установлены размеры земельного налога в абсолютных цифрах. Вследствие этого в 1998 г. с учетом нового масштаба цен налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 6 коп. за 1 кв.м (п.16 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"; далее - Инструкция N 29).

Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливается в 1998 г. в размере 6 коп. за 1 кв.м (п.17 Инструкции N 29).

За земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота), в 1998 г. взимается земельный налог со всей площади земельного участка в размере 3 коп. за 1 кв.м. (п.14 Инструкции N 29).

Средние размеры земельного налога с 1 га пашни по субъектам Российской Федерации, приведенные в приложении N 1 к Закону N 1738-1, также пересчитаны в масштабе цен 1998 г.

Пример

Рассчитаем средние размеры земельного налога с 1 га пашни в Калининградской области, которые в 1998 г. составят:

2315 руб./га х 1,5 х 1,5 х 2 = 10 417 руб./га = 10 руб. 42 коп./га

где:

2315 руб./га - средний размер земельного налога с 1 га пашни в 1994 г. (приложение N 1 к Закону N 17381);

1,5 - коэффициент увеличения ставок земельного налога в 1995 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году"; далее - Постановление N 562);

1,5 - коэффициент увеличения ставок земельного налога в 1996 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году"; далее - Постановление N 378);

2 - коэффициент увеличения ставок земельного налога в 1997 г. (Федеральный закон от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год"; далее - Закон N 29-ФЗ);

10 417 руб./га - средний размер земельного налога с 1 га пашни в 1997 г.;

10 руб. 42 коп./га - средний размер земельного налога с 1 га пашни в 1998 г. исходя из нового масштаба цен.

Покажем расчет средних ставок земельного налога в городах и поселках в 1998 г.

Пример

Возьмем один из городов Северного экономического района с численностью населения 400 тыс.человек. Здесь ставки будут следующими:

1,5 руб./кв.м х 50 х 2 х 1,5 х 2 = 450 руб./кв.м = 45 коп./кв.м.

где:

1,5 руб./кв.м. - средняя ставка земельного налога для города Северного района с численностью населения 400 тыс.чел. (таблица 1 приложения N 2 к Закону N 1738-1);

50 - коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в городах и других населенных пунктах в 1994 г.;

2; 1,5; 2 - коэффициенты увеличения средних ставок земельного налога в городах и других населенных пунктах в 1995-1997 гг. (Постановления N 562, N 378 и Закон N 29-ФЗ);

450 руб./кв.м - средняя ставка земельного налога в 1997 г.;

45 коп./кв.м - средняя ставка земельного налога в 1998 г. исходя из нового масштаба цен.

Продолжительное время решался вопрос об индексации ставок земельного налога в 1998 г. Так, Федеральным законом от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству России поручалось ежегодно, начиная с 1995 г., индексировать ставки земельного налога. В соответствии с этим Правительство Российской Федерации вышеуказанными Постановлениями N 562 и N 378 в 1995-1996 гг. увеличило ставки земельного налога в 1,5 - 2 раза к предыдущему году, а в 1997 г. ставки и размеры земельного налога были увеличены в соответствии с Законом N 29-ФЗ.

На протяжении всего 1998 г. рассматривались проекты законов об увеличении ставок земельного налога. Несмотря на проводимую ранее индексацию ставок, земельный налог в расчете на единицу площади земельного участка продолжал оставаться очень низким, особенно в сельской местности. Например, на начало 1998 г. ставки земельного налога по 16 регионам Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций составляли до 5 руб. за 1 га пашни, а в 66 регионах России ставки не превышали 10 руб. с 1 га пахотных земель. Остаются невысокими ставки земельного налога и на городские земли: для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. человек ставки земельного налога составляют 20 - 50 коп. за 1 кв.м.

18 июля 1998 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N 854 "Об индексации ставок земельного налога" (далее - Указ N 854), который предусматривал введение с 1 сентября 1998 г. индексации действующих ставок земельного налога: с коэффициентом 2 - для земельных участков в границах городской (поселковой) черты, занимаемых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами, и с коэффициентом 4 - для земельных участков прочих категорий земель. Поскольку индексацию ставок земельного налога предусматривалось ввести с 1 сентября 1998 г., то 2-кратное увеличение ставок по землям жилищного фонда, индивидуальных и кооперативных гаражей означало на практике увеличение ставок в расчете в целом за 1998 г. только в 1,33 раза, а 4-кратное повышение ставок по всем остальным категориям земель в расчете в целом за год означало увеличение ставок в 2 раза.

Во исполнение Указа N 854 налоговым органам, финансовым органам и комитетам по земельным ресурсам и землеустройству были направлены соответствующие указания об организации взимания земельного налога в 1998 г. по повышенным ставкам. На местах в связи с этим проводилась работа по начислению и уплате земельного налога: юридические лица представили новые расчеты земельного налога, гражданам были направлены извещения о новых суммах налога, подлежащих уплате в 1998 г.

Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Указа N 854 Конституции Российской Федерации. В тоже время Государственная Дума приняла проект закона "О ставках земельного налога в 1998 году". Данный проект был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом России. Федеральный закон от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" (далее - Закон N 162-ФЗ), в соответствии с которым до 1 января 1999 г. сохраняются размеры ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 г., вступил в силу с 30 октября 1998 г. ("Российская газета", N 207, 30.10.98). Вступил в силу с 28 октября 1998 г. и Указ Президента Российской Федерации N 1310 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 18.07.98 N 854 "Об индексации ставок земельного налога". Таким образом, вопрос о том, чтобы не индексировать ставки земельного налога в 1998 г., был окончательно решен.

После вступления в силу Закона N 162-ФЗ и отмены Указа N 854 в регионы была направлена телеграмма о неприменении индексации ставок земельного налога в 1998 г. Перерасчет по земельному налогу (возврат или зачет в счет предстоящих платежей) рекомендовано было производить согласно действующему законодательству.

Следует отметить, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Суммы излишне поступивших платежей подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо возврату налогоплательщику. Зачет или возврат этих сумм производится по письменному заявлению плательщика. В заявлении налогоплательщик указывает, что следует делать с излишне уплаченной суммой, то есть требует возвратить их ему, зачесть к уплате по другим налогам или зачесть к предстоящей уплате этого же земельного налога.

При отсутствии заявления от налогоплательщика к концу года налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет данной суммы в счет недоимки по другим налогам. При отсутствии недоимки по другим налогам эта сумма будет перенесена в лицевой счет плательщика на 1999 г. в счет уплаты земельного налога. Если в заявлении указывается требование о возврате (при условии отсутствия недоимки по другим налогам) излишне уплаченной суммы земельного налога, то налоговые органы производят возврат в течение двух недель со дня подачи такого заявления. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (если в дальнейшем данное лицо не является плательщиком налога в данном налоговом органе) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.


Советник налоговой службы I ранга

Р.Г.Габбасов



Советник налоговой службы I ранга

Н.В.Голубева

"Российский налоговый курьер" N 3, N 4, N 5 март 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.