Алкоголь и налоги. Кто должен хранить алкогольную продукцию, изъятую из оборота? (Иванова И.Н., "Российский налоговый курьер" N 2, февраль 1999 г.)

Алкоголь и налоги.


Кто должен хранить алкогольную продукцию, изъятую из оборота?


Вопрос. Обязательно ли наличие лицензии на хранение алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота?


Ответ. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.97 N 1056 "Об утверждении Временного порядка изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте" (далее - Постановление N 1056) органам местного самоуправления рекомендовано определить перечень организаций, ответственных за хранение алкогольной продукции, изъятой и конфискованной из незаконного оборота. При этом Положением о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.98 N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции" (далее - Постановление N 727), определена необходимость лицензирования деятельности по хранению алкогольной продукции и не сделано исключения для организаций, определенных органами местного самоуправления ответственными за хранение алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота.

Следовательно, для организаций и предприятий, осуществляющих в соответствии с Постановлением N 1056 хранение алкогольной продукции, наличие лицензии на данный вид деятельности является обязательным.


По каким ценам реализуется арестованная алкогольная продукция?


Вопрос. Можно ли реализовывать алкогольную продукцию, на которую наложен арест в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199, по ценам ниже установленных Министерством экономики Российской Федерации минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%?


Ответ. В соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.96 N 131 "О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности" минимальные цены применяются в качестве нижней границы цены реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли на внутреннем рынке организациями всех форм собственности и ведомственной принадлежности водкой, ликероводочной и другой алкогольной продукцией крепостью свыше 28%. При этом не сделано исключения для реализации вышеперечисленной алкогольной продукции, арестованной в соответствии с Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций". Следовательно, реализация данной продукции также должна осуществляться по ценам не ниже утвержденных минимальных.


Правовая основа для изъятия алкогольной продукции


Вопрос. Имеют ли право налоговые органы в настоящее время производить изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, и каким документом они при этом должны руководствоваться?


Ответ. Право изъятия находящейся в незаконном обороте алкогольной продукции с передачей ее в соответствии с федеральным законодательством в собственность государства было предоставлено различным государственным органам, в том числе и органам Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1213 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции".

В настоящее время изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, следует производить в соответствии с Временным порядком изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте, утвержденным Постановлением N 1056, согласно которому изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, производится в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП РСФСР). Право производить изъятие указанной алкогольной продукции среди прочих предоставлено и должностным лицам налоговых органов (ст.244 КоАП РСФСР).

Таким образом, налоговые органы вправе производить изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, руководствуясь при этом указанным Временным порядком изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте.


Уплата налога и обособленные торговые объекты


Вопрос. Зависит ли размер и порядок уплаты местного налога на право торговли винно-водочными изделиями от наличия у хозяйствующих субъектов нескольких территориально обособленных торговых объектов?


Ответ. В соответствии с пп."л" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" юридические лица, реализующие винно-водочные изделия населению, уплачивают лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, который относится к местным налогам. Наличие у плательщика (юридического лица) данного сбора территориально обособленных торговых объектов, независимо от их количества, не влияет на размер и порядок уплаты им сбора, если данные торговые объекты не являются юридическими лицами, а также расположены в одном административно-территориальном образовании. В этом случае юридические лица, реализующие винно-водочные изделия населению, вносят сбор в соответствующий местный бюджет в размере 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. Если же обособленные торговые объекты расположены на территории разных административно-территориальных образований, то уплата указанного лицензионного сбора должна производиться юридическим лицом в бюджет каждого из них.


Порядок и размер сбора за выдачу лицензии


Вопрос. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 08.01.98 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" установлены порядок и размер взимания сбора за выдачу лицензии и право на производство и оборот алкогольной продукции каждого вида. Означает ли это, что на право производства и оборота каждого вида алкогольной продукции (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия и т.д.) необходима отдельная лицензия?


Ответ. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденным Постановлением N 727, лицензии выдаются на выполняемый вид деятельности (производство, розлив, хранение в организациях), на каждый вид готовой алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции, на оптовую реализацию. Таким образом, требуется наличие лицензии как на выполняемый вид деятельности, так и на каждый вид готовой алкогольной продукции.

Об этом же свидетельствует ст.1 Федерального закона от 08.01.98 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции", в котором речь идет об установлении порядка и размера взимания сбора за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции каждого вида, то есть сбор взимается за производство и оборот каждого вида алкогольной продукции.


Ответственность за нарушение условий лицензирования


Вопрос. Какие меры согласно действующему законодательству необходимо применить к фирмам, осуществляющим оптовую торговлю алкогольной продукцией, имеющим лицензии только на розничную торговлю этой продукции?


Ответ. В соответствии с Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции осуществляется организациями независимо от форм собственности и на основании лицензий, выдаваемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Таким образом, как розничная, так и оптовая торговля алкогольной продукцией, которые относятся к обороту алкогольной продукции, подлежат лицензированию. При этом лицензирование розничной торговли алкогольной продукцией осуществляется отдельно от оптовой торговли органами местного самоуправления, на территории которых производится торговля этой продукцией, в соответствии с Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией". Порядок лицензирования оптовой торговли алкогольной продукцией изложен в Положении о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденном Постановлением N 727, действие которого распространяется на юридические лица с объемами производства и оборота алкогольной продукции в пересчете на абсолютный алкоголь более 0,02 млн. декалитров в год и с объемной долей этилового спирта более 6% от объема единицы алкогольной продукции. Разработка порядка лицензирования и его проведение по алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 6% от объема единицы алкогольной продукции или с объемом указанных производства и оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 млн. декалитров в год относится к ведению субъектов Российской Федерации.

Законом N 171-ФЗ также установлено, что должностные лица организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции с нарушением его требований (в том числе осуществление деятельности по оптовой продаже алкогольной продукции без соответствующей лицензии), могут быть привлечены к административной ответственности в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. В частности, при осуществлении безлицензионной продажи алкогольной продукции могут быть применены ст.146 и ст.147 КоАП РСФСР.

По вопросам безлицензионной продажи алкогольной продукции наряду с вышеупомянутыми Законом N 171-ФЗ и КоАП РСФСР следует руководствоваться Временным порядком изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте, утвержденным Постановлением N 1056. Им же определены направления дальнейшего использования конфискованной продукции в соответствии с действующим законодательством об алкогольной продукции.

Кроме того, ст.171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность (штраф либо обязательные работы, арест, лишение свободы) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования.


И.Н. Иванова


"Российский налоговый курьер" N 2, февраль 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.