Налоговое обозрение (Е.М.Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 35, август 1999 г.)

Налоговое обозрение


Австралия


Налоговое ведомство Австралии объявило о своем намерении классифицировать связанные облигации как средство уклонения от налогообложения и запретить налоговые скидки, предоставляемые при операциях с ними. Связанные облигации представляют собой относительно новый финансовый инструмент. В них сочетаются признаки обычных облигаций, по которым по достижении определенного срока выплачивается определенный процент, и признаки обыкновенных акций, владение которыми не гарантирует получения фиксированных дивидендов. Связанные акции находятся на рынке Австралии уже 2 года, в основном их приобретают руководители и владельцы прибыльных малых и средних предприятий.


Бельгия


Европейская комиссия заявила о необходимости реформирования системы обложения налогом на добавленную стоимость реализации услуг в странах Европейского Союза в свете новых требований, предъявляемых бурным развитием электронной коммерции (осуществление сделок посредством сети Интернет). Основное внимание предполагается уделить решению проблем, связанных с уклонением от налогообложения, а также с налогообложением услуг, предоставляемых из третьих стран потребителям стран Союза. Отмечается, что большая сложность налогообложения сделок в сети Интернет заключается не в том, какими налогами должны облагаться сделки, а в методике взимания налогов.


* * *


Внимание Европейской комиссии привлекают обращения представителей автомобильной промышленности западноевропейских стран, призывающие к гармонизации налога с продаж, взимаемого при покупке новых автомобилей в странах Европы. В отдельных странах ставки налога с продаж разнятся в несколько десятков раз. Так, в Люксембурге ставка налога с продаж на автомобили составляет 15 %, в то время как в Дании - 218 %. Согласно результатам исследований, проведенных специалистами Европейской комиссии, наиболее дорогими оказывается большинство моделей автомобилей в Великобритании. Как полагают, гармонизация налога с продаж на автомобили создаст предпосылки для решения проблемы выравнивания цен на них в странах объединенной Европы.


Великобритания


Налоговая служба Великобритании объявила об издании новой редакции брошюры IR 125, в которой изложен порядок налогообложения наемных работников, использующих личные автомобили для служебных поездок, расходы по которым оплачиваются работодателем. В брошюре на примерах разъясняются различные ситуации, возникающие при налогообложении (например, какие поездки могут считаться служебными, или в каких случаях оплата работодателем расходов по поездке может считаться налогооблагаемым доходом, или когда налогоплательщик имеет право на налоговую скидку со своих затрат на служебные поездки и т.д.).


* * *


В Великобритании опубликованы обращения больных и престарелых налогоплательщиков к налоговому ведомству, в которых они просят исключить пенсионеров, имеющих низкие доходы, из системы самоначисления налогов. Это, в частности, означает освобождение их от подачи налоговых деклараций. Эксперты предлагают исключить из списка лиц, подающих декларации, налогоплательщиков, чей ежегодный доход не превышает 16 тыс. фунтов стерлингов. Таких людей налоговому ведомству предлагается взять под защиту, выдав им соответствующее свидетельство. В настоящее время английское налоговое ведомство изучает возможные варианты, позволяющие установить категории налогоплательщиков, которые не должны заполнять налоговые декларации. Одновременно рассматривается возможность повышения уровня необлагаемого минимума, который в настоящее время составляет 500 фунтов стерлингов.


* * *


Налоговое ведомство Великобритании опубликовало руководство для фирм, имеющих дочерние компании за рубежом и начисляющих налоги самостоятельно. Публикация руководства завершает комплекс мер, направленных на внедрение системы самоначисления налогов для дочерних иностранных компаний. Ранее принятые меры заключались в принятии законодательных актов, позволяющих привести нормативную базу для дочерних компаний в соответствие с системой самоначисления. Руководство содержит подробное описание законодательства и принципы применения его налоговым ведомством. Оно предназначается для использования работниками налоговых подразделений и налоговыми консультантами крупных компаний. В руководстве в консолидированном виде представлены все опубликованные ранее налоговым ведомством материалы по дочерним компаниям и рекомендации по самоначислению налогов для них. Руководство в ближайшее время появится на сайте налогового ведомства Великобритании в сети Интернет (www.inlandrevenue.gov.uk). Согласно английскому законодательству дочерней (контролируемой) иностранной компанией называется компания, которая, во-первых, контролируется физическими или юридическими лицами в Великобритании, не являясь резидентом этой страны, во-вторых, сумма налогов, уплачиваемая дочерней компанией, не должна превышать 3/4 суммы налогов, которую ей пришлось бы уплатить, будь она резидентом Великобритании. При определенных оговорках разность между суммой налога, которую пришлось бы уплатить в Великобритании, и суммой фактически уплаченной дочерней иностранной компанией в стране, где она является резидентом, может быть начислена на английскую материнскую компанию, владеющую по крайней мере 10 % акций дочерней компании (при использовании системы самоначисления налога на корпорации - 25 %).


* * *


Налоговое ведомство Великобритании в своем пресс-релизе объявило о том, что в основном его вычислительные системы проверены на готовность к работе в новом тысячелетии и устойчивость к компьютерному сбою в ночь на 1 января 2000 г. Таким образом, налоговое ведомство обеспечит непрерывное поддержание уровня стандартов качества обслуживания налогоплательщиков и уровня налоговых поступлений в бюджетную систему страны при смене тысячелетия. Одновременно сообщается, что национальная система учета социального обеспечения NIRS2 Управления по взносам во внебюджетные фонды, которое недавно вошло в состав национального налогового ведомства и стало его подразделением, изначально была спроектирована с учетом сохранения ее работоспособности в 2000 г. В настоящее время проводятся стыковочные испытания этой системы совместно с другими системами ведомства. Испытания проходят успешно и должны завершиться в октябре 1999 г.


Вьетнам


По мнению ряда экспертов, введение в республике самой высокой среди всех азиатских стран ставки подоходного налога с физических лиц препятствует профессиональному росту национальных кадров. Из-за высокой ставки налога иностранные компании, находящиеся во Вьетнаме, отказываются принимать на работу местных квалифицированных рабочих, юристов и бухгалтерских работников и стремятся либо пользоваться услугами иностранцев, либо уходить в оффшор. Максимальная ставка подоходного налога во Вьетнаме составляет 60% и применяется к лицам, месячный доход которых превышает примерно 700 американских долларов. Такой размер заработка характерен для специалистов, занятых в сфере торговли, маркетинга и в банковской сфере. Доходы получающего примерно такую же зарплату работника в Индонезии и на Филиппинах облагаются по ставке 30%, а в Южной Корее и Китае - 20%. В отношении максимальной ставки подоходного налога в Азии ближе всего к Вьетнаму стоит Япония, где максимальная ставка подоходного налога равняется 50%. Высокие налоги, дороговизна коммунальных услуг, бюрократия, коррупция и чрезмерный государственный контроль экономики, по мнению экспертов, снижают конкурентоспособность финансово-экономической базы Вьетнама по сравнению с другими странами региона и уменьшают ее привлекательность для инвестиций из-за рубежа.


Германия


Министерство финансов Германии планирует сбалансировать государственный бюджет в период между 2002 и 2006 гг. В 2000 г. предполагается на 7,4% сократить государственные расходы, упростить порядок начисления налога с корпораций при одновременном сокращении его ставки с 40 до 35% и снизить налоговое бремя на корпорации на 8млрд немецких марок.


Канада


В 2000 г. в Канаде будет проведен эксперимент по подаче налоговых деклараций посредством сети Интернет. Приглашение национальной налоговой службы принять участие в испытаниях получат примерно 3,5 млн канадцев, которые при подготовке обычных налоговых деклараций в 1999 г. о доходах за 1998 г. применяли специализированное программное обеспечение. Для подачи декларации каждому из этих налогоплательщиков будет выдан персональный код доступа в сайт налогового ведомства. Участвовать в эксперименте смогут только те налогоплательщики, которые за последний год не изменяли своих анкетных данных - фамилии, имени, места жительства. В налоговом ведомстве Канады отмечают, что пионером использования сети Интернет для подачи налоговых деклараций является Бразилия. Аналогичная система внедрена и в США, однако там доступ к ней имеют только специализированные конторы. До начала эксперимента система подачи налоговых деклараций по сети Интернет в течение 2 лет испытывалась в стенах самого канадского налогового ведомства.


* * *


Министерство национальных доходов и Министерство финансов Канады повышают необлагаемый минимум по налогам и таможенным пошлинам, взимаемым при выезде из страны, с 500 до 750 канадских долларов для лиц, проживающих в Канаде и покидающих страну на срок не менее 7 дней. Нормы беспошлинного вывоза валюты при выезде из страны на 24 и 48 часов, которые составляли 50 и 200 долл. соответственно, остаются без изменений. Кроме того, для лиц, постоянно проживающих в Канаде, которые въезжают в эту страну после пребывания за ее рубежами на протяжении 48 или более часов, предлагается повысить до 1,5 л норму беспошлинного ввоза вина (в настоящее время лица этой категории беспошлинно могут ввезти 1,14 л вина). Въезжающие в Канаду иностранные граждане сохранят право беспошлинного ввоза 1,5 л вина. В Канаде 1 апреля 1999 г. была введена новая форма таможенной декларации для семейных пассажиров, прибывающих в страну авиатранспортом. Теперь члены одной семьи в количестве не более 5 человек при условии, что они проживают по одному адресу, могут заполнить одну декларацию.


* * *


В июне 1999 г. в Канаде подписано соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и капитала и предотвращении незаконного уклонения от налогов между Канадой и Узбекистаном.


Польша


Правительство страны в интересах развития национальной экономики планирует снизить в ближайшие годы налоги на физических и юридических лиц. В июне 1999 г. соответствующие законопроекты поступили в орган законодательной власти. В частности, предлагается снизить ставку налога на корпорации с 34 до 30% в 2000 г. и затем постепенно довести ее до 22% в 2004 г. В настоящее время ставки подоходного налога с физических лиц составляют в зависимости от величины дохода 19, 30 и 40 %. На 2000 г. предлагается установить налоговые ставки 19, 29 и 36 %, на 2001 г. - 18 и 28 %. Кроме того, предлагается отменить налоговые льготы для лиц, вкладывающих средства в недвижимость. Снижение налоговых ставок согласно замыслу Министерства финансов страны приведет к росту экономики, который в свою очередь в перспективе станет источником повышения налоговых поступлений в бюджет страны.


Румыния


Постановлением Правительства Республики Румыния N 354, принятым в мае 1999 г., увеличены размеры пени за нарушение сроков уплаты налогов. Постановление основано на последних внесенных в законодательство поправках, в соответствии с которыми размер пени за нарушение сроков уплаты налогов может превышать межбанковскую ставку рефинансирования на 20%. Согласно этой поправке Министерство финансов Румынии повысило размер пени с 0,25 до 0,3% за один день просроченных платежей. Вслед за этим были повышены размеры пени за нарушение сроков уплаты взносов в фонд социального страхования, которые теперь составляют: 10 % суммы взноса в случае, если платеж был произведен с задержкой не более 30 дней; 15% за каждый последующий месяц задержки.


Соединенные Штаты Америки


Экспертами государств "семерки" (США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания) подготовлен доклад по международной экономической политике. В докладе рекомендуется странам, прежде всего развивающимся, оценить необходимость введения ограниченного налогообложения краткосрочных иностранных инвестиций. В докладе подчеркивается важность введения ограничений экономического характера на ввоз иностранного капитала для некоторых стран, хотя такие меры и могут сократить приток иностранных инвестиций в их экономику. В качестве примера приводится ситуация в Чили, где в начале 90-х годов были введены соответствующие ограничения, направленные на защиту национальной экономики от притока определенных видов капитала из-за рубежа. Особенностью такого спекулятивного капитала является высокая мобильность, когда при малейшем намеке на кризис он мгновенно покидает пределы страны. Доклад был распространен на встрече глав "семерки" в Кельне. Как ожидают, осенью 1999 г. рекомендации поступят на рассмотрение в Международный валютный фонд.


Франция


По данным Министерства экономики, финансов и промышленности Франции, сумма налога на чистые активы компаний, поступившего в 1998 г., составила более 11 млрд французских франков, что на 10,7% больше, чем в 1997 г. По данным налоговых деклараций, рост стоимости имущества (в том числе ценных бумаг), кроме недвижимости, составил 13%, тогда как недвижимости - всего 4 %. В 1998 г. налог на чистые активы уплачивался при условии, если чистая налогооблагаемая стоимость активов компании превышала 4,7 млн франков.


* * *


Эксперты Французского налогового совета опубликовали доклад, тема которого - пассивное налогообложение доходов и пути упрощения системы подоходного налогообложения физических лиц. Основная рекомендация в докладе сводится к налогообложению дивидендов и доходов от аренды по тем же ставкам, что и доходов от труда по найму. Доход с процентов по чисто коммерческим инвестициям, а также прирост акционерного капитала предлагается облагать у источника, а доход по регулируемым процентам (т.е. доход от инвестиций, поддерживаемых государством) - вообще освободить от налогов. Кроме того, рекомендуется значительно сократить налоги на передачу недвижимости, упростить систему налоговых льгот, связанных с приобретением недвижимости, и несколько изменить порядок налогообложения прироста акционерного капитала. Другой доклад опубликовал Совет экономического анализа при премьер-министре. Авторы доклада предлагают снизить подоходный налог для высокооплачиваемых и низкооплачиваемых работников, а также размеры социальных взносов для низкооплачиваемых работников. По мнению экспертов Совета, действующая ставка подоходного налога 10,5% для работников низкооплачиваемых категорий не способствует перетоку рабочей силы из сектора низкооплачиваемых работ, финансируемых государством, в другие секторы. В свою очередь ставка подоходного налога высокооплачиваемых работников, которая составляет до 73 %, стимулирует выезд налогоплательщиков из страны и вывоз капитала за границу. Рекомендуется также пересмотреть планы снижения ставок НДС, уделив внимание вопросу снижения размеров социальных взносов для низкооплачиваемых работников.


Чехия


В Чехии предложено облагать по базовой ставке НДС 22 % ряд товаров и услуг, ранее облагаемых по пониженной ставке (5 %). Это позволит дополнительно получить в бюджет республики около 7 млрд чешских крон. Пониженная ставка НДС сохранится на услуги связи, центрального отопления, в жилищном строительстве и на транспорте. В соответствии со стандартами Европейского Союза пониженная ставка НДС будет сохранена на продукты питания, воду, медикаменты, книги, газеты и журналы. По пониженной ставке предлагается впредь облагать услуги в системе общественного питания и гостиничного обслуживания.


Е.М.Воловик,

государственный советник налоговой службы III ранга


"Финансовая газета. Региональный выпуск" N 35, август 1999 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение