Вопрос: Имеет ли право налоговый инспектор в ходе выездной налоговой проверки, при наличии подписи подотчетного лица в расходном кассовом ордере о получении указанной в нем суммы в подотчет без указания срока, на который выданы подотчетные деньги, считать указанные суммы беспроцентным займом и обсчитывать материальную выгоду за пользование этими денежными средствами, доначисляя подоходный налог?


Имеет ли право налоговый инспектор в ходе выездной налоговой проверки, при наличии подписи подотчетного лица в расходном кассовом ордере о получении указанной в нем суммы в подотчет без указания срока, на который выданы подотчетные деньги, считать указанные суммы беспроцентным займом и обсчитывать материальную выгоду за пользование этими денежными средствами, доначисляя подоходный налог?


Налоговым законодательством не предусмотрено право налогового инспектора вмешиваться в хозяйственную деятельность организации и изменять характер оформленной хозяйственной операции. Исчисление материальной выгоды по полученным подотчетным суммам Законом Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" не предусмотрено.

Пунктом 71 Инструкции Госналогслужбы России от 29.07.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрена обязанность налоговых органов при проверке правильности исчисления подоходного налога произвести сверку начисленного дохода работника с данными бухгалтерского учета по учету расчетов с подотчетными лицами по суммам, выданным под отчет.

В случае, если в ходе проверки налогового органа будет установлено, что через выдачу подотчетных сумм фактически выдавались заемные средства, налоговый орган, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса, может обратиться в суд с иском о взыскании недобора по налогу и штрафа в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации сделок. В этом случае, при расчете подоходного налога от материальной выгоды в виде экономии на процентах при получении заемных средств будут применяться положения подпункта "я.13" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".

В случае выявления допущенных организацией нарушений пункта 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, в том числе отсутствия приказа руководителя о выдаче наличных денег в подотчет; отсутствия сроков, на которые выдаются денежные суммы; выдачи подотчет денег без полного отчета по предыдущей сумме; длительного нахождения денежных средств на руках у подотчетных лиц, налоговый орган обязан информировать банк, обслуживающий организацию по договору на расчетно-кассовое обслуживание.


Советник налоговой службы I ранга

П.П. Грузин


12 июля 1999 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение