Вопрос: Консорциум, образованный по законодательству Германии немецкими компаниями, заключил контракт с российским предприятием на поставку оборудования и оказание сопутствующих услуг (инжиниринг, надзор за монтажом и пуском в эксплуатацию). Право собственности на оборудование переходит к российскому покупателю за границей. В связи с этим консорциум возражает против удержания НДС с выплачиваемых доходов за оказание сопутствующих услуг, мотивируя возражения тем, что место реализации сопутствующих услуг определяется местом реализации основной продукции. Правомерны ли действия консорциума?


Консорциум, образованный по законодательству Германии немецкими компаниями, заключил контракт с российским предприятием на поставку оборудования и оказание сопутствующих услуг (инжиниринг, надзор за монтажом и пуском в эксплуатацию). Право собственности на оборудование переходит к российскому покупателю за границей. В связи с этим консорциум возражает против удержания налога на добавленную стоимость с выплачиваемых доходов за оказание сопутствующих услуг, мотивируя возражения тем, что место реализации сопутствующих услуг определяется местом реализации основной продукции.

Является ли оказание сопутствующих услуг на территории Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость при реализации основной продукции за пределами Российской Федерации?


В соответствии с Законом Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Законом также определено, что иностранные предприятия, состоящие на учете в налоговом органе, при реализации товаров (работ, услуг) исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость самостоятельно в порядке, установленном данным Законом.

При этом следует учесть, что иностранное юридическое лицо будет являться плательщиком налога на добавленную стоимость вне зависимости от наличия или отсутствия постоянного представительства в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения являются:

- обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

- товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации.

Пункт 5 статьи 4 указанного Закона определяет, что если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других (основных) товаров (работ, услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных товаров (работ, услуг).

В связи с тем, что товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость по самостоятельному основанию, и место реализации для них не определяется, положение пункта 5 статьи 4 указанного Закона об определении места реализации вспомогательных работ (услуг) по месту реализации основных (то есть ввозимых) товаров не применяется.

Таким образом, обороты по реализации консорциумом услуг, указанных в контракте, будут облагаться налогом на добавленную стоимость также, как будут облагаться этим налогом сами ввозимые в Российскую Федерацию товары.


Советник налоговой службы II ранга

А.А.Петрыкин


15 апреля 1999 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение