Представительство в налоговых отношениях (А.В.Смирнов, О.А.Смирнова, "Российский налоговый курьер" N 7, июль 1999 г.)

Представительство в налоговых отношениях


Правовая основа представительства


С 1 января 1999 г., дня вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики получили право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях через третьих лиц, то есть через своих представителей. Право на представительство в отношениях, регулируемых российским законодательством о налогах и сборах, а также права, обязанности и ответственность представителей регулируются главой 4, а также статьями ряда других глав НК РФ. К третьим лицам относятся законные и уполномоченные представители налогоплательщиков. Основное отличие законного представителя налогоплательщика от уполномоченного состоит в том, что представительство первого установлено законом, а второго - возникло в результате свободного волеизъявления налогоплательщика.

К законным представителям налогоплательщика - юридического лица прежде всего следует отнести его представительства. В соответствии со ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, в том числе в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительства назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, а также в карте постановки на учет налогоплательщика-организации.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица могут быть:

- в отношении несовершеннолетних - родители или усыновители;

- в отношении граждан, находящихся под опекой (недееспособных, ограниченно дееспособных и т.п.), - опекуны;

- лица, действующие от имени другого лица (налогоплательщика) в силу полномочия, основанного на указании закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учитывая то, что законный представитель действует от лица налогоплательщика, его действия (бездействие) расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. При возникновении в ходе хозяйственной деятельности объектов налогообложения законный представитель выступает в качестве налогоплательщика.


Доверенность


Уполномоченному представителю выдается доверенность. Она является документом, который подтверждает наличие у уполномоченного представителя прав действовать от имени налогоплательщика, определяет условия и границы реализации этих прав. Доверенность адресуется налоговому органу, а потому должна быть предъявлена либо уполномоченным представителем, либо непосредственно самим налогоплательщиком. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Срок действия доверенность не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Уполномоченный представитель, действующий на основании доверенности, должен лично совершать те действия, на которые он уполномочен. Он может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочен на это доверенностью либо вынужден к этому силою обстоятельств для охраны интересов налогоплательщика. Передавший полномочия другому лицу должен известить об этом налогоплательщика в разумные сроки и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на уполномоченного представителя ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные. Доверенность, выдаваемая уполномоченным представителем в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.

Следует иметь в виду, что действие доверенности прекращается вследствие:

- истечения срока доверенности;

- отмены доверенности налогоплательщиком;

- отказа уполномоченного представителя от доверенности;

- ликвидации налогоплательщика, от имени которого выдана доверенность;

- ликвидации уполномоченного представителя;

- смерти налогоплательщика - физического лица, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Налогоплательщик может в любое время отменить доверенность или передоверие, а уполномоченный представитель - отказаться от нее. С прекращением доверенности теряет силу передоверие.

Налогоплательщик, выдавший доверенность и впоследствии отменивший ее, обязан известить об отмене уполномоченного представителя, а также соответствующие налоговые органы, для представительства перед которыми дана доверенность. Такая же обязанность возлагается на правопреемников налогоплательщика в случаях ликвидации налогоплательщика либо смерти налогоплательщика - физического лица, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Права и обязанности, возникшие в результате действий уполномоченного представителя до того, как он узнал или должен был узнать о ее прекращении, сохраняют силу для налогоплательщика и его правопреемников в отношении налоговых органов. Это правило не применяется, если налоговый орган знал или должен был знать, что действие доверенности прекратилось.

По прекращении доверенности уполномоченный представитель или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность.


Доверенность, выданная физическим лицом


Доверенность, выданная налогоплательщиком - физическим лицом, должна быть заверена нотариусом либо лицом, чье заверение приравнивается к нотариальному. Применительно к налоговым правоотношениям в соответствии со ст.185 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

- доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

- доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

- доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

- доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

К вышеперечисленным можно также добавить доверенности, заверенные капитаном корабля, находящегося в дальнем плавании, начальником зимовки или геолого-разведывательной партии, соответствующим работником консульства Российской Федерации.


Налоговые агенты и сборщики налогов


Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая) предусмотрены две специальные формы законных или уполномоченных представителей - налоговые агенты и сборщики налогов.

Налоговыми агентами могут быть как юридические, так и физические лица. В отношениях с государством налоговые агенты выступают в качестве законных или уполномоченных представителей налогоплательщика. Налоговые агенты исполняют свои обязанности как на основании закона, если исполнительный орган субъекта Российской Федерации при введении налога или сбора установил, что его уплата осуществляется через налоговых агентов, так и по поручению налогоплательщика.

Обязанности налогоплательщиков распространяются на налоговых агентов только в случае появления у последних объекта налогообложения. Ответственность налоговых агентов за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей установлена статьями 123 и 125 НК РФ.

Сборщики налогов, также отнесенные НК РФ к законным или уполномоченным представителям налогоплательщика, - это государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

Поскольку права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов не определены Налоговым кодексом, то они должны быть установлены федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которыми на государственные органы, органы местного самоуправления и другие уполномоченные органы возложены функции сборщика налогов и (или) сборов.

Налоговые органы не являются сборщиками налогов, поскольку эти органы являются по своей сути не фискальными (осуществляющими сбор), а контролирующими (ст.1 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР"). Деятельность таможенных органов регулируется Таможенным кодексом Российской Федерации, где в ст.8 указано, что эти органы являются правоохранительными. Нельзя отнести к сборщикам налогов и органы налоговой полиции, поскольку в соответствии со статьями 1 и 2 Закона Российской Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" эти органы также являются контролирующими. Таким образом, органы налоговой полиции с 1 января 1999 г. исключены из круга участников налоговых правоотношений.


Советник налоговой службы I ранга

А.В. Смирнов


Юрисконсульт ИЧП
"Фирма "Фемида"

О.А. Смирнова


"Российский налоговый курьер" N 7, июль 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.