О порядке регистрации контрольно-кассовой машины
в налоговой инспекции
Законодательством Российской Федерации по налогам и сборам определено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), а также организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Эта норма установлена ст.1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон). Исключением из этого правила является то обстоятельство, что ряд лиц (как юридических, так и физических) исключен из сферы действия данной нормы. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 г. N 745 (в редакции постановления от 23.10.95 г. N 1028) (с изменениями от 21.11.98 г., 7.01.99 г.) утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Вместе с тем не каждую ККМ можно применять. Согласно ст.5 Закона применению подлежат только те модели, которые допущены к использованию на территории Российской Федерации. Уполномоченным органом, определяющим список допускаемых к использованию моделей ККМ, является Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам. Информация о моделях ККМ, допускаемых к использованию, вносится в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, и публикуется в печати.
Юридическое (физическое) лицо, которое производит денежные расчеты с населением, применяя ККМ, прежде всего должно ее зарегистрировать. Статьей 4 Закона введено, что контрольно-кассовые машины, используемые для денежных расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Порядок регистрации ККМ утвержден приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 г. N ВГ-3-14/36. Организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг (далее - организации) должны подать заявление по месту регистрации ККМ в налоговую инспекцию по месту своей регистрации (форма заявления приведена в приложении N 1 к Порядку регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденному приказом N ВГ-3-14/36). К заявлению прилагаются паспорт на подлежащую регистрации ККМ и договор об ее техническом обслуживании и ремонте Центром технического обслуживания (или непосредственно предприятием - изготовителем ККМ из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
В соответствии с Порядком использования средств визуального контроля на контрольно-кассовых машинах, утвержденным решением ГМЭК по ККМ (протокол N 6/31-96 от 5.11.96 г.), на ККМ должны быть установлены две голограммы: "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание". Специалисты налоговой инспекции после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации, не позднее 5 дней с момента подачи заявления обязаны произвести регистрацию ККМ. Регистрация производится путем внесения сведений о ККМ в Книгу учета контрольно-кассовых машин организаций, ведущуюся налоговой инспекцией. Одновременно с регистрацией ККМ организации выдается Карточка регистрации контрольно-кассовой машины в налоговой инспекции по форме согласно приложению N 2, а также возвращаются паспорт на регистрируемую ККМ и договор об ее техническом обслуживании и ремонте в Центре технического обслуживания.
Нередко в силу разных причин возникает необходимость замены действующей ККМ другой либо установки дополнительных машин. В этом случае организация обязана до ввода их в эксплуатацию подать в налоговую инспекцию заявление о регистрации новых машин и снятии с учета зарегистрированных ранее. Налоговая инспекция, получившая такое заявление организации о замене ККМ, в течение 5 дней обязана произвести регистрацию новой и снятие с учета изымаемых из эксплуатации в данной организации ККМ и выдать организации карточку на вновь зарегистрированные ККМ.
В случае реорганизации, а также во всех иных случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в данной организации, он подлежит снятию с учета. При этом организация подает заявление в налоговую инспекцию о снятии с учета ККМ. Налоговая инспекция производит снятие с учета ККМ, о чем делает отметку в Карточке регистрации контрольно-кассовой машины, которая заверяется подписью должностного лица налоговой инспекции, ответственного за регистрацию, и скрепляется печатью.
Также необходимо отметить, что по окончании срока применения модели ККМ, указанного в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета ККМ этих моделей. При этом организации - пользователи таких моделей ККМ уведомляются о снятии с учета этих ККМ за 30 дней до истечения срока их применения.
Карточка регистрации контрольно-кассовой машины хранится в организации по месту установки ККМ в течение всего срока ее эксплуатации, предъявляется по требованию представителей налоговой инспекции и других организаций, осуществляющих контроль за применением ККМ, и возвращается в налоговую инспекцию при снятии ККМ с регистрации. Там Карточка регистрации контрольно-кассовой машины хранится в течение трех лет после снятия ККМ с учета.
В завершение необходимо напомнить о том, что за нарушение требований Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 г. N 745, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7.08.98 г. N 904) применяются штрафные санкции. Так, предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в размере от 50 до 100 установленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Предприятие, использующее неисправную ККМ, подвергается штрафу в 200-кратном МРОТ.
Рассматриваемым законом не предусмотрена норма об ответственности предприятия за применение ККМ, не зарегистрированной в налоговой инспекции или не допущенной к использованию. Однако подобные нарушения должны рассматриваться налоговой инспекцией как неприменение предприятием ККМ с наложением на нарушителя штрафа в размере от 50 до 100 МРОТ (ст.7 Закона в редакции постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.98 г. N 14-П). В письме Госналогслужбы России от 24.01.96 г. N ПВ-6-16/43 "О применении контрольно-кассовых машин" указано, что иное толкование Закона вступает в противоречие с его общим смыслом. При этом следует иметь в виду, что ККМ является инструментом контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. ККМ, не состоящая в Государственном реестре контрольно-кассовых машин (кроме тех случаев, когда ее использование разрешено соответствующим решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам) или не зарегистрированная в налоговой инспекции, не может служить таким инструментом.
Инспектор налоговой службы III ранга | А.Борисов |
Приложение N 1
к Порядку регистрации контрольно-кассовых
машин в налоговых органах,
утвержденному приказом Госналогслужбы РФ
от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36
В Государственную налоговую инспекцию
по городу (району)_____________________
______________________________________
Заявление
В соответствии со статьями 2 и 6 Закона Российской Федерации от 18
июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением"
_________________________________________________________________________
(полное наименование организации)
просит зарегистрировать контрольно-кассовые машины в количестве __ штук.
Для приема на учет указанных контрольно-кассовых машин сообщаем
следующие сведения:
1.__________________________________________________________________
(полное наименование организации с указанием ее организационно-правовой
_________________________________________________________________________
формы, адрес, телефон, телефакс, дата регистрации организации)
2.__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество руководителя организации,
_________________________________________________________________________
номер служебного телефона)
3.__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество главного бухгалтера, номер
_________________________________________________________________________
служебного телефона)
4.__________________________________________________________________
(наименование учреждений банков, номер расчетного, текущего
_________________________________________________________________________
счета, субсчета и других счетов, дата открытия)
5.__________________________________________________________________
(наименование филиалов и других структурных подразделений организации,
_________________________________________________________________________
их адреса и номера телефонов (при необходимости приложить список)
6.__________________________________________________________________
(модели контрольно-кассовых машин, год их выпуска,
_________________________________________________________________________
количество, показания счетчиков, место установки машины
_________________________________________________________________________
(в организации, в филиале, другом обособленном подразделении с указанием
_________________________________________________________________________
мест их нахождения, номера технических паспортов машин и т.д., в каком
_________________________________________________________________________
Центре технического обслуживания поставлены на обслуживание и ремонт)
7. Приложения:
техпаспорта в количестве _______________________ единиц, договор о
техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин на
_______________ листах.
Руководитель организации (подпись)
Главный бухгалтер (подпись)
Дата получения заявления (подпись должностного лица
налоговой инспекцией налогового органа, печать)
Приложение N 2
Приложение N 3
к Порядку регистрации контрольно-кассовых
машин в налоговых органах,
утвержденному приказом Госналогслужбы РФ
от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36
Карточка регистрации
контрольно-кассовой машины N _____
Контрольно-кассовая машина
_________________________________________________________________________
(модель)
заводской номер: _____
принадлежащая организации
_________________________________________________________________________
(полное наименование)
зарегистрирована в Государственной налоговой инспекции по городу
(району)
_________________________________________________________________________
в Книге учета контрольно-кассовых машин организаций под
N _________________
Установлена по адресу: _____________________________________________
Показания счетчиков: _______________________________________________
Техническое обслуживание и ремонт производит _______________________
(полное наименование
_________________________________________________________________________
Центра технического обслуживания и ремонта, адрес)
Руководитель Госналогинспекции
_________________________________________________________________________
(подпись, дата, печать)
_________________________________________________________________________
Отметка о снятии с учета
Контрольно-кассовая машина снята с учета
_________________________________________________________________________
(дата, подпись должностного лица налогового органа, печать)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/