Некоторые вопросы, связанные с организацией
игорного бизнеса
Согласно отчетности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам игорный бизнес в России в последнее время имеет тенденцию к развитию. В значительной степени этому способствовало изменение системы налогообложения игорных заведений, основу которой заложил Федеральный закон от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (далее - Закон N 142-ФЗ), снизивший налоговую нагрузку на предприятия игорного бизнеса. Нередко возникают вопросы, связанные с его организацией, в первую очередь с порядком лицензирования игорных заведений, в частности в связи со вступлением в силу Федерального закона от 25.09.98 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 26.11.98 г.) (далее - Закон N 158-ФЗ).
Ранее, до выхода Закона N 158-ФЗ, требование об обязательном лицензировании организации и содержания тотализаторов и игорных заведений содержалось в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.12.94 г. N 1418 (ред. от 1.12.97 г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с приложением N 1 к постановлению "Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности" лицензирование организации и содержания тотализаторов и игорных заведений осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в Москве этим органом является Московская лицензионная палата.
Закон N 158-ФЗ также содержит требование обязательного лицензирования организации и содержания тотализаторов и игорных заведений, но органы, уполномоченные на их лицензирование, здесь не поименованы. В соответствии со ст. 5 данного Закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации осуществляют: утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности; отнесение полномочий на осуществление этого лицензирования к компетенции федеральных органов государственной власти.
Пунктом 2 ст. 19 Закона N 158-ФЗ определено, что со дня вступления его в силу указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей данному Закону.
К настоящему времени каких-либо положений о лицензировании организации и содержания тотализаторов и игорных заведений на федеральном уровне не принималось. Нормативно-правовые акты по данному вопросу были приняты органами государственной власти ряда субъектов Российской Федерации.
Таким образом, основным законодательным актом, регулирующим отношения, которые возникают в связи с лицензированием отдельных видов деятельности, является Закон N 158-ФЗ, а органы, уполномоченные осуществлять лицензионную деятельность в сфере игорного бизнеса, определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.12.94 г. N 1418 - это органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, при организации игорного бизнеса необходимо учитывать, что в соответствии с п.п. "ц" п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 (ред. от 8.07.99 г.) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" местными представительными органами власти может устанавливаться такой местный налог, как "сбор за открытие игорного бизнеса".
В то же время Федеральным законом от 31.07.98 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что с введением в действие представительными органами власти субъектов Российской Федерации налога с продаж на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации указанный налог не взимается. Некоторыми законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации отмена данного налога предусматривается также в законодательных актах, устанавливающих единые ставки налога на игорный бизнес, принимаемые в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона N 142-ФЗ.
Наряду с традиционными видами игорного бизнеса в нашей стране в последнее время получают развитие и разновидности той или иной формы его организации. В связи с этим возникают вопросы, связанные с их налогообложением.
С введением налога на игорный бизнес Федеральным законом от 31.07.98 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" было установлено, что организации, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса, уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности. Соответственно в Законе предусмотрено уменьшение в целях налогообложения валовой прибыли на суммы доходов казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса.
Таким образом, для налогоплательщиков, занятых в сфере игорного бизнеса, получивших в установленном порядке лицензию на организацию и содержание игорного заведения, основным законодательным актом, определяющим порядок их налогообложения, в настоящее время является Закон N 142-ФЗ. Статьей 4 Закона определены объекты игорного бизнеса, подлежащие налогообложению в соответствии с данным Законом, а именно: игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона; игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор.
Одной из форм организации игорного бизнеса, получающей у нас в стране в последнее время все большее распространение и вызывающей вопросы, связанные с налогообложением, является так называемая электронная игра "Лото Бинго" ("Бинго"). Она относится к лотерейному типу игр, в которых участники покупают заранее заполненные талоны (карточки) с числовыми комбинациями, состоящими из 15 чисел от 1 до 90. Сегодняшний вариант игры популярен благодаря тому, что игра проводится очень быстро (4-7 минут) и премии выплачиваются непосредственно по окончании игры, а также отсутствию какой-либо возможности манипулирования и подделки результатов. Игра "Бинго" проводится в зале, специально оборудованном для этой цели, в режиме реального времени, при этом число одновременно играющих правилами не ограничивается.
Во время розыгрыша игроки, как правило, располагаются за столами, но их может и не быть. При организации игры "Бинго" используется принцип организации тотализатора.
Временным положением о лотереях в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.09.95 г. N 955 "Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации", тотализатор определен как игра, в которой участник делает прогноз (заключает пари) на возможный вариант игровой, спортивной или иной социально значимой ситуации, где выигрыш зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими реальными, документально подтвержденными фактами. Причем, с учетом того, что принципы распределения выигрыша в тотализаторе и лотерее аналогичны, оба понятия в тексте Положения именуются "лотереи".
Пунктом 1 ст. 1063 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации понятие тотализатора раскрывается как организация взаимных пари. В соответствии со ст. 2 Закона N 142-ФЗ под пари понимается основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими лицами - как физическими, так и юридическими, соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
Таким образом, правила и порядок организации игры "Бинго" подпадают под приведенные законодательные определения, связанные с организацией тотализатора. Исходя из этого налогообложение предприятий, организующих ее проведение и имеющих лицензию на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса, должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" применительно к объекту налогообложения - касса тотализатора.
А.Н. Мишахин,
советник налоговой службы I ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/