Об изменениях в налогообложении имущества физических лиц (Л.Н.Крыканова, "Российский налоговый курьер" N 9, сентябрь 1999 г.)

Об изменениях в налогообложении имущества физических лиц


В четвертый раз приняты изменения и дополнения к Закону Российской Федерации от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1). В новой редакции закон действует с 21 июля 1999 г. (день опубликования в "Российской газете" Федерального закона N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"; далее - Закон N 168-ФЗ).

Цель изменений - укрепить доходную часть бюджетов органов местного самоуправления, а также более четко изложить основные положения Закона N 2003-1, принятого почти восемь лет назад, с учетом практики его применения в последующие годы. Статьи 1, 2 и 3 изложены в новой редакции, а в статьи 4 и 5 внесены изменения и дополнения.


Налогооблагаемое имущество


1. Закон N 2003-1 признавал плательщиками налога физических лиц, которые имеют в собственности объекты, подлежащие налогообложению. Однако при практическом применении налога это вызывало вопросы. Например, если один и тот же объект налогообложения находится в общей долевой или общей совместной собственности нескольких лиц, то как здесь определить плательщика? Закон N 168-ФЗ дал более подробные определения тех, кто является плательщиком налогов при различных формах собственности на налогооблагаемое имущество.

Теперь, если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле собственности в имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики в случае, когда такое имущество находится в общей долевой собственности физических и юридических лиц.

Если имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то все собственники этого имущества несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Вместе с тем налогоплательщиком может стать одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Если транспортное средство находится в собственности нескольких физических лиц, то налогоплательщиком признается тот, на кого зарегистрировано это транспортное средство.

2. В новой редакции ст.2 Закона N 2003-1 объекты налогообложения разделены на две категории:

- жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

- самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

По-прежнему им соответствуют налоги:

- налог на строения, помещения и сооружения;

- налог на водно-воздушные транспортные средства.

Помимо этих налогов физические лица также уплачивают со своего имущества:

1) налог с владельцев транспортных средств (ст.6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации");

2) недавно введенный ежегодный налог, установленный Федеральным законом от 08.07.99 N 141-ФЗ "О налоге на отдельные виды транспортных средств". Объектами налогообложения являются легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2500 куб.см, кроме полноприводных автомобилей и автомобилей, выпущенных 25 и более лет тому назад. (Подробнее об этом см. в газете "Советы налогоплательщику", N 15, 1999.)

Отметим, что плательщиками того и другого налога могут являться не только физические, но и юридические лица. - Прим.редакции.


Налог на строения


По ранее действовавшему порядку ставку налога на строения, помещения и сооружения устанавливали органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 0,1% от их инвентаризационной стоимости. Что касается налога на водно-воздушные транспортные средства, то ставки налога были фиксированы и устанавливались Законом N 2003-1.

С введением в действие новой редакции закона право устанавливать ставки в определенных пределах и по одному и по другому налогу принадлежит представительным органам местного самоуправления*. И это правильно, так как данные налоги являются местными и полностью зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения. Естественно, что при установлении ставок соответствующие органы учтут зависимость объектов налогообложения от суммарной инвентаризационной стоимости, типа строений и сооружений, а также виды их использования и иные критерии.

Предельные ставки налога на строения, помещения и сооружения определены законом и не могут превышать размеров, указанных в табл. 1.

Например, собственник коттеджа стоимостью 400 тыс. руб. должен будет уплатить налог не менее 400 руб. и не более 1200 руб., в зависимости от того, какую ставку утвердят органы местного самоуправления.


Налог на водно-воздушные транспортные средства


Ставки налога на водно-воздушные транспортные средства устанавливаются в процентах от минимального размера оплаты труда, действующего на 1 января года, за который начисляется налог, с каждой лошадиной силы (с каждого киловатта мощности), с каждого пассажиро-места, с каждой регистровой тонны валовой вместимости транспортного средства и не должны превышать размеров, указанных в табл. 2.

Например, гражданин имеет в собственности катер с мощностью двигателя в 35 кВт. Ему придется уплатить налог по 4,1% от минимального размера оплаты труда (на сегодня это 3 руб. 42 коп.) за каждый киловатт, то есть 119 руб. 70 коп.


Налоговые льготы


1. Налог на имущество не будет взиматься с жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан.

2. Сохранены ранее действующие льготы. Например, полностью от уплаты этих налогов освобождаются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, инвалиды I и II групп, участники Великой Отечественной войны, "чернобыльцы". От уплаты налога на строения, помещения и сооружения освобождаются пенсионеры, "афганцы", родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также ряд других категорий граждан.

3. От уплаты налога на транспортные средства освобождаются владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 лошадиных сил, или 7,4 кВт.

Обратим внимание, что лица, имеющие право на льготы, должны самостоятельно представить в налоговый орган документы, подтверждающие такое право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.


Порядок исчисления налога


Статья 5 Закона N 2003-1, устанавливающая порядок исчисления и уплаты налогов, уточнена и конкретизирована.

1. Налоги на имущество физических лиц исчисляются налоговыми органами на основании необходимых сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, Главным управлением воздушной авиации, инспекциями речного и морского пароходства и другими организациями. Законом N 168-ФЗ установлен конкретный срок представления необходимых для налогообложения сведений - до 1 марта, по состоянию на 1 января текущего года. За непредставление в срок необходимых сведений применяются штрафные санкции в соответствии с НК РФ.

2. Налоговые платежи исчисляются в рублях и копейках. Платежное извещение на уплату налога вручается налоговыми органами собственникам имущества до 1 августа.

Что должны делать налоговые органы, если они не известили налогоплательщиков вовремя, то есть до 1 августа, об изменении ставки внутри налогового периода и, следовательно, об изменении суммы налога?

В соответствии с п.27 инструкции Госналогслужбы России от 30.05.95 N 31 "О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц" если граждане не привлечены своевременно к уплате налогов, то допускается пересмотр неправильно произведенного обложения, которое может быть вызвано изменением ставок внутри налогового периода.

Дополнительные суммы налогов с имущества уплачиваются после начисления сумм (после вручения платежного извещения) в следующие сроки:

- суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки (т.е. до 15 сентября и 15 ноября). Однако так, чтобы на уплату соответствующей суммы было не менее 15 дней;

- суммы, которые начислены за текущий год после 15 ноября, - равными долями два раза: первый раз - через месяц после начисления сумм (после вручения извещения), второй раз - через месяц после первой уплаты. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме сразу же при первой уплате. - Прим.редакции.

3. Сроки уплаты налога остались прежними: 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налогов в установленный срок начисляется пеня за каждый день просрочки. Процентная ставка пени равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Сумма пеней может быть взыскана принудительно по решению суда за счет денежных средств налогоплательщика в банке или иного имущества.


Таблица 1

Стоимость имущества Ставка налога в % от стоимости
имущества
До 300 тыс.руб. До 0,1
От 300 тыс. до 500 тыс.руб. От 0,1 до 0,3
Свыше 500 тыс. руб. От 0,3 до 2,0

Таблица 2

Виды транспортных средств Предельные ставки в
% от минимального
размера оплаты
труда
Вертолеты, самолеты, теплоходы:
с каждой лошадиной силы
или с каждого киловатта мощности

10
13,6
Яхты, катера и другие транспортные средства (с
мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил):
с каждой лошадиной силы
или с каждого киловатта мощности


5
6,8
Парусные суда:
с каждого пассажиро-места

30
Мотосани, катера, моторные лодки и другие транс-
портные средства (с мощностью двигателя до 100
лошадиных сил):
с каждой лошадиной силы
или с каждого киловатта мощности



3
4,1
Несамоходные (буксирные)
суда с каждой регистровой тонны валовой
вместимости

10
Водно-воздушные транспортные средства, не имеющие
двигателей (за исключением весельных лодок)
5

* В соответствии с п.1 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ):

- акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;

- акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Однако действие п.1 ст.5 НК РФ приостановлено до 1 января 2000 г. (Федеральный закон от 30.03.99 N 51-ФЗ). Поэтому если местные органы власти не примут и не опубликуют в нынешнем году законодательные акты, которые вводят новые ставки, а сделают это в следующем году, то новые ставки смогут вступить в силу не раньше 1 января 2001 г.

И наоборот, сейчас возможна ситуация, когда местные органы представительной власти оперативно примут законодательные акты, которыми будут введены новые ставки налога, скажем, с 1 октября (даже несмотря на то, что новый налоговый период по этим двум налогам начнется только с 1 января нового года). А поскольку, во-первых, Закон N 168-ФЗ действует уже с 21 июля 1999 г., во-вторых, как было сказано выше, п.1 ст.5 НК РФ не действует до 1 января, то налоговые органы должны будут пересчитать налог и за этот год, исходя из новой, действующей с 1 октября ставки.

Отметим, что согласно п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства, повышающие ставки, обратной силы не имеют. Следовательно, налог нельзя будет пересчитывать за весь год, (См. также наше примечание на с.13.)

Конечно, оптимально, если нормативный правовой акт будет принят представительным органом местного самоуправления и опубликован до 1 декабря этого года, а новые ставки согласно данному акту начнут действовать со следующего года. - Прим. редакции.


Советник налоговой службы I ранга

Л.Н.Крыканова


"Российский налоговый курьер" N 9, сентябрь 1999 г.

1 сентября 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.