Изменения, внесенные в законодательство о подоходном налоге (Е.Б.Топольская, "Российский налоговый курьер" N 9, сентябрь 1999 г.)

Изменения, внесенные в законодательство о подоходном налоге


Приказом МНС России от 28.04.99 N ГБ-3-08/107 были внесены согласованные с Минфином России Изменения и дополнения N 8 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Инструкция N 35, Изменения и дополнения N 8). В этой статье мы рассмотрим основные из них на конкретных ситуациях.

В полученный физическим лицом в налогооблагаемом периоде совокупный доход, определяемый для предоставления вычетов, указанных в п.12 Инструкции N 35, не включаются расходы, в том числе подтвержденные документально, произведенные гражданами (кроме лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации), непосредственно связанные с извлечением дохода от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера (пп."б" п.4 Изменений и дополнений N 8).

В соответствии с п.34 Инструкции N 35 с доходов, получаемых не по месту основной работы (службы, учебы), налог исчисляется и удерживается предприятиями, учреждениями и организациями, выплачивающими эти доходы физическим лицам, ежемесячно с общей суммы дохода физических лиц, полученного с начала календарного года, с зачетом (если выплата дохода производится неоднократно) ранее удержанной суммы налога. При этом исключение из доходов физических лиц вычетов, предусмотренных пунктами 9, 10, 11, 12, 14 Инструкции N 35, кроме сумм, удержанных в Пенсионный фонд Российской Федерации (согласно Изменениям и дополнениям N 8)*(1), не производится.

Однако в тех случаях, когда физическое лицо не имеет основного места работы и иных источников дохода, кроме одного, при исчислении налога источник выплаты дохода производит уменьшение облагаемой базы на сумму установленных законом вычетов на основании заявления плательщика, соответствующих документов, подтверждающих право на льготы и вычеты, а также трудовой книжки.


Ситуация 1

Физическое лицо (не являющееся частным предпринимателем, зарегистрированным в установленном законодательством порядке) заключило с организацией договор гражданско-правового характера на выполнение ремонтных работ в нескольких офисах организации. За ремонт первого офиса, произведенный физическим лицом в августе, был получен доход в размере 4000 руб., за ремонт второго - получен доход в сентябре, в размере 4000 руб., за ремонт третьего - доход в октябре, в размере 3000 руб. При этом физическое лицо приобретало за свой счет материалы, необходимые для проведения ремонта:

первого офиса - на общую сумму 500 руб.;

второго офиса - на общую сумму 400 руб.;

третьего офиса - на общую сумму 200 руб.

Расходы, произведенные физическим лицом, были им документально подтверждены (представлены соответствующие чеки, квитанции и другие необходимые документы).

Гражданин не имеет основного места работы и иных источников дохода кроме указанного*(2). Он представил в организацию заявление на уменьшение полученного дохода на суммы установленных законом вычетов при исчислении подоходного налога, а также заверенную копию трудовой книжки в подтверждение отсутствия постоянного места работы.


Рассмотрим, как в нашем примере должен определяться совокупный доход физического лица для предоставления личных вычетов, установленных п.12 Инструкции N 35, с учетом Изменений и дополнений N 8.

Доход гражданина составил:

- в августе - 3500 руб. (сумма оплаты за ремонт первого офиса - 4000 руб. минус документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением дохода, - 500 руб.). Таким образом, согласно п.12 Инструкции N 35 в августе физическому лицу должны быть предоставлены личные вычеты в 2-кратном размере минимальной месячной оплаты труда (далее - ММОТ), поскольку его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года (3500 руб.), не превысил 10 000 руб.;

- в сентябре - 3600 руб. (сумма оплаты за ремонт второго офиса - 4000 руб. минус документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением дохода, - 400 руб.). Согласно п.12 Инструкции N 35 в сентябре ему должны быть предоставлены личные вычеты в 2-кратном размере ММОТ, поскольку его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года (7100 руб. = 3500 руб. + 3600 руб.), не превысил 10 000 руб.;

- в октябре - 2800 руб. (сумма оплаты за ремонт третьего офиса - 3000 руб. минус документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением дохода, - 200 руб.). Согласно п.12 Инструкции N 35 в октябре ему также должны быть предоставлены личные вычеты в 2-кратном размере ММОТ, поскольку его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года (9900 руб. = 7100 руб. + 2800 руб.), не превысил 10 000 руб.

Исключено положение пп."б" п.14 Инструкции N 35, согласно которому уменьшение облагаемого дохода физических лиц на сумму отчислений в Пенсионный фонд производилось во всех случаях, если с этого дохода фактически были произведены удержания, а подоходный налог исчислялся с дохода за вычетом отчислений в Пенсионный фонд (пп."б" п.5 Изменений и дополнений N 8).


Ситуация 2

Работнику по случаю его ухода в отпуск была оказана материальная помощь в размере 2000 руб.


В соответствии с пп."к" п.8 Инструкции N 35 в совокупный годовой доход не включаются суммы материальной помощи, оказываемой физическим лицам не в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, как по месту основной работы, так и вне ее, в пределах до 12-кратного установленного законом размера ММОТ в год включительно.

12-кратный установленный законом размер ММОТ (на июнь 1999 г.) составляет 1001,88 руб. [83,49 руб. х 12]. Таким образом, необлагаемый размер материальной помощи составляет 1001,88 руб.

С суммы материальной помощи должны быть произведены отчисления в Пенсионный фонд в размере 20 руб. [2000 руб. х 1%].

До внесения изменений в пп."б" п.14 Инструкции N 35 совокупный доход физических лиц подлежал уменьшению на сумму отчислений в Пенсионный фонд только с той части материальной помощи, которая включалась в совокупный доход, то есть в нашем примере на 9,98 руб. [(2000 руб. - 1001,88 руб.) х 1%], несмотря на то что фактически отчисления в Пенсионный фонд были произведены в размере 20 руб.

Теперь совокупный доход физических лиц уменьшается на всю сумму фактически произведенных отчислений в Пенсионный фонд с полученных ими доходов, независимо от того, включаются ли эти доходы в налогооблагаемую базу.

Определен порядок предоставления льготы при покупке физическими лицами жилого объекта на праве общей совместной собственности (пп."в" п.5 Изменений и дополнений N 8).


Ситуация 3

Два гражданина в 1999 г. приобрели на праве общей совместной собственности садовый домик. В договоре купли-продажи покупателями названы оба физических лица.


В соответствии с пп."в" п.14 Инструкции N 35 (в редакции Изменений и дополнений N 8) при покупке физическими лицами жилого дома, квартиры, дачи, садового домика на праве общей совместной собственности льгота предоставляется по их заявлению либо одному, либо по их желанию всем собственникам, но в пределах общей суммы затрат.

Таким образом, физические лица, которые приобрели жилой объект на праве общей совместной собственности (все они указаны в договоре купли-продажи в качестве покупателей, к которым переходит право собственности на приобретаемое имущество*(3)), вправе сами решать, кому из них (или всем) будет предоставляться льгота по подоходному налогу. При этом из вышеприведенного положения Инструкции N 35 можно сделать вывод, что в случае предоставления льготы всем собственникам (по их заявлению) сумма расходов на приобретение, учитываемая при исчислении налогооблагаемого дохода каждого физического лица - собственника, определяется самими физическими лицами*(4) и не обязательно должна быть одинаковой.

Единственным ограничением, накладываемым Инструкцией N 35, является то, что общая сумма расходов, заявленных всеми физическими лицами, не должна превышать общей суммы затрат на приобретение.

Обратите внимание, что предоставление льготы нескольким физическим лицам, купившим жилой объект на праве общей совместной собственности, Инструкцией N 35 не предусмотрено: либо одному, либо всем собственникам.

Исключено положение пп."в" п.14 Инструкции N 35, согласно которому при приобретении физическими лицами в собственность жилых объектов на основании заключенных договоров мены не производилось уменьшение совокупного дохода (пп."в" п.5 Изменений и дополнений N 8).

Данное изменение вступает в силу с 29 октября 1998 г., то есть с момента вынесения Верховным Судом Российской Федерации решения от 29.10.98 N ГКПИ 98-372 о незаконности вышеприведенного ограничения в отношении договоров мены, содержащегося в пп."в" п.14 Инструкции N 35*(5). При этом обращаем ваше внимание, что возврат излишне уплаченных сумм налога может быть произведен только за последние три года.

При этом факт получения доплаты продавцом жилого объекта должен быть подтвержден либо нотариально удостоверенной записью в договоре мены, либо соответствующими документами, приложенными к договору мены (например расписка продавца, удостоверяющая передачу ему покупателем денежных средств в счет доплаты, и пр.).

В соответствии с п.1 ст.568 ГК РФ, если из договора мены не вытекает иное, предполагается, что товары, подлежащие обмену, являются равноценными.

В случае когда жилые дома, квартиры, дачи или садовые домики, являющиеся предметами мены, признаются равноценными, доплата денежными средствами не производится. Поэтому не возникает сумм, уменьшающих совокупный облагаемый доход физических лиц - приобретателей жилых объектов.


Ситуация 4

Физическое лицо обменивает автомобиль на двухкомнатную квартиру (по договору мены, заключенному с другим физическим лицом). Обмениваемое имущество признано в соответствии с заключенным договором мены неравноценным, поэтому физическое лицо, приобретающее квартиру, производит доплату в размере 247 000 руб. (Факт получения продавцом квартиры денежных средств в оплату разницы в ценах автомобиля и квартиры подтверждается нотариально удостоверенной записью в договоре мены).


Согласно внесенным Изменениям и дополнениям N 8 в данной ситуации у физического лица, приобретающего в собственность по договору мены двухкомнатную квартиру, совокупный доход подлежит уменьшению на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением, в общеустановленном порядке (определенном пп."в" п.14 Инструкции N 35). В нашем примере сумма расходов по приобретению квартиры по договору мены составляет 247 000 руб. (величина произведенной доплаты). Следовательно, облагаемый подоходным налогом доход физического лица, приобретшего в собственность квартиру, подлежит уменьшению на эту сумму - 247 000 руб.

В подпункт "г" п.14 Инструкции N 35 включено положение, согласно которому у вдов (вдовцов), одиноких родителей, опекунов или попечителей, разведенных супругов, не получающих алиментов на содержание детей, вычеты сумм расходов на содержание детей и иждивенцев производятся в двойном размере*(6) (пп."г" п.5 Изменений и дополнений N 8).

Поскольку данное положение вступило в силу с 1 января 1999 г., то у перечисленных физических лиц в случае необходимости пересчету подлежит облагаемый налогом доход с начала 1999 г.


Ситуация 5

Работница, разведенная и не получающая алиментов на содержание двоих детей в возрасте до 18 лет (о чем свидетельствуют соответствующие документы, представленные в бухгалтерию), работает в организации по трудовому договору. Работница ежемесячно получает оклад в размере 4000 руб.


Рассмотрим порядок предоставления ей вычетов сумм расходов на содержание детей за период с января по июль 1999 г.

Совокупный доход работницы с января по февраль составляет 8000 руб. [4000 руб. + 4000 руб.]. В соответствии с пп."г" п.14 Инструкции N 35 за январь-февраль ей должны быть предоставлены вычеты на содержание детей в размере 667,92 руб. [83,49 руб.*(7) х 2*(8) х 2*(9) х 2*(10) х 2*(11)].

Совокупный доход работницы, исчисленный нарастающим итогом с начала года, в марте составил 12 000 руб. [4000 руб. + 4000 руб. + 4000 руб.]. В соответствии с пп."г" п.14 Инструкции N 35 за март ей должны быть предоставлены вычеты на содержание детей в размере 333,96 руб. [83,49 руб.*(12) х 2*(13) х 2*(14)].

В таком же размере работнице предоставляются вычеты сумм расходов на содержание детей в каждом из месяцев за период с апреля по июль, поскольку ее совокупный доход за январь - июль не превышает 30 000 руб. и составляет 28 000 руб. [4000 руб. х 7 мес.].

Таким образом, всего с января по июль работнице при определении ее налогооблагаемого дохода полагаются вычеты сумм расходов на содержание детей и иждивенцев в размере 2337,72 руб. [667,92 руб. + 333,96 руб. х 5 мес.].

Внесены следующие изменения в положения п.23 Инструкции N 35 (пп."б" п.8 Изменений и дополнений N 8). Предприятия, учреждения, организации и иные работодатели, которые в течение года не обеспечивают своевременную выплату начисленной заработной платы, исчисление подоходного налога производят ежемесячно с фактически выплаченного дохода.

В случае невыплаты доходов в течение месяца или за более длительный период отчетного года совокупный доход, полученный за налогооблагаемый период, уменьшается на сумму налоговых вычетов, предоставляемых за все отработанные месяцы.

Если в одном месяце производится выплата заработной платы сразу за несколько месяцев, вся сумма такой выплаченной зарплаты учитывается в составе совокупного дохода этого месяца.

Плановая зарплата за декабрь, выплата которой производится в январе года, следующего за отчетным, включается в совокупный доход истекшего года.


Ситуация 6

Работнику в связи с кризисным финансовым положением организации заработная плата, начисленная за июль и август, была выплачена в октябре вместе с зарплатой за сентябрь. Ежемесячный оклад работника составляет 1500 руб. Детей и иждивенцев нет.


Рассмотрим порядок предоставления работнику налоговых вычетов в соответствии с внесенными изменениями.

За период с января по июнь (когда заработная плата выплачивалась своевременно) совокупный доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала года, составил 9000 руб. [1500 руб. х 6 мес.]. В соответствии с п.12 Инструкции N 35 (в редакции Изменений и дополнений N 8) за январь - июнь работнику предоставляются личные вычеты в размере 1001,88 руб. [83,49 руб. х 2*(15) х 6 мес.].

За июль и август работник не получал заработной платы, поэтому величина его совокупного дохода, исчисленного нарастающим итогом с начала года, ни в июле, ни в августе не изменяется - 9000 руб.

Несмотря на отсутствие выплаты доходов за июль и август, совокупный доход, полученный за период с января по август, уменьшается на сумму налоговых вычетов, предоставляемых за все отработанные месяцы, то есть за 8 месяцев - с января по август (п.23 Инструкции N 35 в редакции Изменений и дополнений N 8).

Следовательно, в июле и августе ему на основании п.12 Инструкции N 35 (в редакции Изменений и дополнений N 8) предоставляются личные вычеты из совокупного дохода, полученного в январе - августе, в размере 333,96 руб. [83,49 руб. х 2 х 2 мес.].

Таким образом, поскольку в соответствии с п.23 Инструкции N 35 (в редакции Изменений и дополнений N 8) исчисление подоходного налога предприятиями, учреждениями, организациями и иными работодателями, не обеспечивающими в течение года своевременную выплату начисленной заработной платы, производится ежемесячно с фактически выплаченного дохода, то по истечении июля и августа с налогоплательщика - физического лица излишне удержаны суммы подоходного налога.

Налогооблагаемый доход в июне составляет 7908,12 руб. [9000 руб. - 90 руб.*(16) - 1001,88 руб.]. Сумма подоходного налога, исчисленная и удержанная с работника за период январь - июнь, равна 949 руб. [7908 руб. х 3% + 7908 руб. х 9%].

Налогооблагаемый доход в июле составляет 7726,14 руб. [9000 руб. - 105 руб.*(17) - 1001,88 руб. - 166,98 руб.]. Сумма подоходного налога, подлежащая удержанию с работника за период январь - июль, равна 927 руб. [7726 руб. х 3% + 7726 руб. х 9%]. Таким образом, с учетом ранее уплаченного за январь - июнь подоходного налога в размере 949 руб. излишне удержанная с работника сумма налога*(18) составит 22 руб. [949 руб. - 927 руб.].

Налогооблагаемый доход в августе составляет 7544,16 руб. [9000 руб. - 120 руб.*(19) - 1001,88 руб. - 166,98 руб. - 166,98 руб.]. Сумма подоходного налога, подлежащая удержанию с работника за период январь - август, составит 905 руб. [7544 руб. х 3% + 7544 руб. х 9%]. Следовательно, с учетом ранее уплаченного за январь - июль подоходного налога в размере 949 руб. излишне удержанная с работника сумма налога*(20) составит 44 руб. [949 руб. - 905 руб.].

За сентябрь работнику выплатили заработную плату, и его совокупный доход за период январь - сентябрь составил 10 500 руб. [9000 руб. + 1500 руб.]. Поэтому в сентябре ему согласно п.12 Инструкции N 35 предоставляются личные вычеты в однократном размере установленной законом ММОТ - 83,49 руб., поскольку совокупный доход работника, полученный за период январь-сентябрь, превысил 10 000 руб., но не превысил 30 000 руб.

Налогооблагаемый доход в сентябре составляет 8945,67 руб. [10 500 руб. - 135 руб.*(21) - 1001,88 руб. - 166,98 руб. - 166,98 руб. - 83,49 руб.]. Сумма подоходного налога, подлежащая удержанию с работника за период январь - сентябрь, равна 1074 руб. [8946 руб. х 3% + 8946 руб. х 9%]. Таким образом, с учетом ранее уплаченного за январь - август подоходного налога в размере 949 руб. удержанию с работника подлежит сумма налога в размере 125 руб. [1074 руб. - 949 руб.].

В совокупный доход, выплаченный работнику в октябре, помимо зарплаты за октябрь, следует включить выплаченную заработную плату за июль и август*(22). Совокупный доход октября в итоге составит 4500 руб.

Таким образом, за период с января по октябрь совокупный доход работника составил 15 000 руб.

Налогооблагаемый доход в октябре составляет 13 347,18 руб. [15 000 руб. - 150 руб.*(23) - 1001,8 руб. - 166,98 руб. - 166,98 руб. - 83,49 руб. - 83,49 руб.]. Сумма подоходного налога, подлежащая удержанию с работника за период январь - октябрь, составит 1602 руб. (13 347 руб. х 3% + 13 347 руб. х 9%). Итак, с учетом ранее уплаченного за январь - сентябрь подоходного налога в размере 1074 руб. в октябре должна быть удержана с работника сумма налога в размере 528 руб. [1602 руб. - 1074 руб.].

Если бы заработная плата выплачивалась своевременно, то уже в июле совокупный доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала года, составил бы 10 500 руб., то есть превысил 10000 руб. Поэтому в этом случае работнику начиная с июля должны были предоставляться личные вычеты в однократном размере установленной законом ММОТ (на основании п.12 Инструкции N 35 в редакции Изменений и дополнений N 8).

В заключение хотелось бы кратко перечислить изменения и дополнения, внесенные в Инструкцию N 35, на которых мы в данной статье подробно не останавливались.

Продлен до 30 апреля включительно срок подачи физическими лицами деклараций о фактически полученных ими в течение календарного года доходах и произведенных расходах, связанных с извлечением этих доходов (пп."в" п.5, п.13, пп."а" п.15 Изменений и дополнений N 8).

В соответствии с п.63 Инструкции N 35 (в редакции Изменений и дополнений N 8) декларации о доходах, полученных за отчетный год, не представляют:

- физические лица, имевшие в истекшем календарном году доход только от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), которые:

- не меняли в течение года места основной работы,

- меняли в течение года места основной работы, но при этом им не производилась выплата дохода по прежнему месту работы после увольнения,

- меняли в течение года места основной работы и им производилась выплата дохода по прежнему месту работы после увольнения, но общая сумма совокупного облагаемого дохода с учетом этой суммы не превысила сумму дохода, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке;

- физические лица, если их совокупный облагаемый доход за отчетный год не превысил сумму дохода, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке.

В новой редакции изложено положение п.63 Инструкции N 35, касающееся порядка внесения исправлений в декларацию, поданную в налоговый орган. При обнаружении налогоплательщиком в поданной в налоговый орган декларации неотражения или неполноты отражения сведений, влияющих на определение облагаемого дохода, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения путем подачи заявления с приложением к нему листов декларации, в которые внесены изменения (пп."в" п.15 Изменений и дополнений N 8).

Ужесточены условия, выполнение которых дает работодателям право представлять сведения о полученных физическими лицами доходах и удержанных с них суммах подоходного налога на бумажных носителях. Теперь представлять такие сведения на бумажных носителях можно только при среднесписочной численности работающих в организации (на предприятии, в учреждении) до 10 человек (п.17 Изменений и дополнений N 8).

Введена новая редакция положений раздела XI Инструкции N 35, определяющих меры ответственности за совершение налоговыми агентами нарушений порядка уплаты подоходного налога, определенного законодательством (пункты 21, 22 Изменений и дополнений N 8).

Изменены ставки подоходного на лога (в федеральный бюджет установлена фиксированная ставка в размере 3%, в бюджеты субъектов Российской Федерации - прогрессивная шкала ставок в зависимости от размера совокупного облагаемого дохода, полученного в налогооблагаемом периоде), а также предельные размеры совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году (п.6 Изменений и дополнений N 8).

В пункте 12 Инструкции N 35 изменены пределы (с 5000 руб. до 10 000 руб. и с 20 000 руб. до 30 000 руб. соответственно), в зависимости от которых совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемом периоде, ежемесячно уменьшается на суммы личных вычетов, а также расходов на содержание детей и иждивенцев в двукратном или однократном размере ММОТ (пп."а" п.4 и пп."г" п.5 Изменений и дополнений N 8).

Внесены изменения в п.19 Инструкции N 35. Теперь подоходный налог с сумм коэффициентов и надбавок за стаж работы, начисляемых к заработной плате и выплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных и безводных районах и других местностях с тяжелыми климатическими условиями, учитываемых при исчислении среднего заработка для оплаты отпусков, начисления пособий по временной нетрудоспособности и в других случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается сохранение за работником среднего заработка, взимается только у источника выплаты отдельно от других доходов в федеральный бюджет - по ставке 3%, в бюджеты субъектов Российской Федерации - по ставке 9% (п.7 Изменений и дополнений N 8). При этом данное положение распространяется в том числе и на доходы, получаемые не по месту основной работы (службы, учебы), а также на доходы иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство на территории Российской Федерации (пункты 11 и 12 Изменений и дополнений N 8).

В подпункт "в" п.14 Инструкции N 35 внесено изменение, согласно которому теперь при определении совокупного дохода, уменьшаемого на суммы расходов по строительству или покупке жилого объекта, учитываются суммы материальной выгоды, подлежащие налогообложению в соответствии с подпунктами "н" и "ф" п.8 Инструкции N 35 (пп."в" п.5 Изменений и дополнений N 8).

В подпункт "ф" п.8 Инструкции N 35 введено положение, согласно которому налогообложению подлежит материальная выгода в виде разницы между суммой страховой выплаты, полученной по договорам добровольного имущественного страхования, и суммой, определяющей размер ущерба, реально причиненного застрахованному имуществу (пп."б" п.2 Изменений и дополнений N 8).

В подпункт "я11" п.8 Инструкции N 35 внесено изменение, в соответствии с которым в совокупный годовой доход не включаются суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых военнослужащими и приравненными к ним категориями граждан, прикомандированными в установленном порядке для несения службы (пп."в" п.2 Изменений и дополнений N 8).

В подпункт "е" п.10 Инструкции N 35 внесено дополнение, согласно которому к лицам, чей доход дополнительно уменьшается на суммы, не превышающие за каждый полный месяц, в течение которого он получен, 5-кратного установленного законом размера ММОТ, отнесены уволившиеся со службы сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС (п.3 Изменений и дополнений N 8).

Сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также приравненные к ним категории граждан освобождаются от уплаты налога по денежному довольствию, другим денежным вознаграждениям и выплатам, получаемым ими в размерах и на основаниях, утвержденных Правительством Российской Федерации, в связи с исполнением обязанностей службы (пп."г" п.4 Изменений и дополнений N 8).


Е.Б.Топольская,

эксперт-консультант по вопросам методологии

налогообложения и бухгалтерского учета

Издательско-консультационной компании

"Статус-Кво 97"


"Российский налоговый курьер" N 9, сентябрь 1999 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Таким образом, с 1 января 1999 г. (момента вступления в силу п.11 Изменений и дополнений N 8, которым было введено указанное положение) при исчислении подоходного налога исключение отчислений в Пенсионный фонд из доходов физического лица, полученных не по месту основной работы (службы, учебы), производится в любом случае, если эти отчисления были сделаны, независимо от факта предоставления прочих вычетов, установленных законодательством.

*(2) Условно примем, что физическое лицо в отчетном календарном году вообще не получало каких-либо доходов до заключения с организацией договора на выполнение ремонтных работ.

*(3) В соответствии со ст.244 ГК РФ имущество находится в общей совместной собственности, если по соглашению собственников или решению суда не установлена долевая собственность на данное имущество.

*(4) Поскольку в отличие от общей долевой собственности доли каждого из собственников при общей совместной собственности не определены, нельзя рассчитать точную сумму расходов, приходящуюся на каждого собственника.

*(5) Согласно п.2 ст.568 ГК РФ, в случае когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.

*(6) При этом указанные вычеты предоставляются (в числе прочего) на основании документов, подтверждающих неполучение алиментов, с указанием конкретных сроков, копии свидетельства о смерти супруга(ги), справки органов ЗАГСа об основании внесения в свидетельство о рождении ребенка сведений об отце, личной книжки одинокой матери (пп."г" п.5 Изменений и дополнений N 8).

*(7) Размер ММОТ по состоянию на июль 1999 г.

*(8) 2-кратный размер установленной законом ММОТ, поскольку доход работницы, исчисленный нарастающим итогом с начала года, в феврале не превысил 10 000 руб.

*(9) Вычеты предоставляются на двоих детей.

*(10) Двойной размер предоставляемых вычетов сумм расходов на содержание детей согласно Изменениям и дополнениям N 8.

*(11) Вычеты предоставляются за два месяца: январь и февраль.

*(12) Однократный размер установленной законом ММОТ, поскольку доход работницы, исчисленный нарастающим итогом с начала года, в марте превысил 10 000 руб., но не превысил 30 000 руб.

*(13) Вычеты предоставляются на двоих детей.

*(14) Двойной размер предоставляемых вычетов сумм расходов на содержание детей согласно Изменениям и дополнениям N 8.

*(15) Поскольку совокупный доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала года, в этих месяцах не превысил 10 000 руб., то в каждом месяце рассматриваемого периода его совокупный доход подлежит уменьшению на сумму дохода в 2-кратном размере установленной законом ММОТ (на июль 1999 г. - 83,49 руб.).

*(16) Отчисления в Пенсионный фонд - 90 руб. [9000 руб. х 1%].

*(17) Отчисления в Пенсионный фонд - 105 руб. х [(9000 руб. + 1500 руб.) х 1%].

*(18) В соответствии с п.68 Инструкции N 35 излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются физическому лицу предприятием, учреждением, организацией и иным работодателем в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу источником выплаты дохода по его заявлению. В нашем примере излишне удержанную с работника сумму налога целесообразно зачесть в счет предстоящих платежей.

*(19) Отчисления в Пенсионный фонд - 120 руб. х [(9000 руб. + 1500 руб. + 1500 руб.) х 1%].

*(20) См. сноску 7 на с.25.

*(21) Отчисления в Пенсионный фонд - 135 руб. х [(9000 руб. + 1500 руб. + 1500 руб. + 1500 руб.) х 1%].

*(22) Согласно п.23 Инструкции N 35 (в редакции Изменений и дополнений N 8), если в одном месяце производится выплата заработной платы сразу за несколько месяцев, вся сумма такой выплаченной зарплаты учитывается в составе совокупного дохода этого месяца.

*(23) Отчисления в Пенсионный фонд - 150 руб. [15 000 руб. х 1%].



Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.