Ведение организациями, выполняющими строительно-монтажные работы, расчетов с субподрядчиками (И.А.Николаева, "Российский налоговый курьер" N 9, сентябрь 1999 г.)

Ведение организациями, выполняющими
строительно-монтажные работы, расчетов с субподрядчиками


Строительные организации, выполняющие работы по строительству объектов основных средств по договорам подряда, привлекают для выполнения определенных видов строительно-монтажных работ специализированные организации, с которыми заключают договоры субподряда.

Для субподрядчика генподрядная организация по своей сути является заказчиком, которому он сдает выполненные работы и получает от него обусловленную договором оплату.

В статье С.А.Верещагина "Расчеты с генподрядчиками в организациях, выполняющих строительно-монтажные работы по договорам субподряда", опубликованной в газете "Советы налогоплательщику" N 15 за 1999 г., был дан подробный анализ их взаимоотношений и рассмотрен порядок ведения аналитического учета у субподрядной организации по расчетам с генподрядчиком.

Поэтому в данной статье мы остановимся на том, каким должен быть порядок ведения расчетов с субподрядчиками у генерального подрядчика.

Первичным учетным документом, подтверждающим объем строительно-монтажных работ, выполненных субподрядчиком, является Справка о стоимости выполненных работ и затрат за соответствующий период (оформленная согласно типовой межотраслевой форме N КС-3, утвержденной постановление Госкомстата России от 30.10.97 N 71а).

Подписание представителями обеих организаций справки N КС-3 дает основание генподрядчику отразить в учете стоимость выполненных работ проводкой:

Дебет счета 20 Кредит счета 60 (субсчет "Расчеты с субподрядчиками");

а также налог на добавленную стоимость по выполненным работам, подлежащий перечислению субподрядчику вместе с задолженностью за выполненные работы, проводкой:

Дебет счета 19 Кредит счета 60 (субсчет "Расчеты с субподрядчиками").

Согласно п.4.37 Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ (письмо Минфина России от 15.01.96 N 2; далее - Методические рекомендации) выполненные субподрядными организациями, принятые и оплаченные генеральным подрядчиком комплексы специальных строительных работ учитываются генеральным подрядчиком до их сдачи заказчику по договорной цене на счете 20 "Основное производство" в составе незавершенного строительного производства на отдельном субсчете как выполненные субподрядными организациями и не включаются в себестоимость строительных работ генподрядчика.

Это указание противоречит комментариям к разделу III "Затраты на производство" Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (далее - Инструкция по применению Плана счетов), согласно которым затраты организации подлежат включению в себестоимость того периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты - предварительной или последующей.

Точно такая же норма содержится и в п.12 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552. (О разрешении этого противоречия мы расскажем в следующем номере журнала.)

Погашение образовавшейся за генподрядчиками задолженности отражается по дебету счета 60 (субсчет "Расчеты с субподрядчиками") в корреспонденции со счетами учета денежных средств, выданных авансов, расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.

Погашение этой задолженности дает генподрядчику право на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного субподрядчику в составе оплаченной ему стоимости работ.

Расчеты генподрядчика с субподрядчиком, кроме перечисления последнему денежных средств за выполненные работы, что в учете генподрядчика отражается проводками:

Дебет счета 60 Кредит счета 51 - перечисление денежных средств субподрядчику;

Дебет счета 68 (субсчет "Расчеты по НДС") Кредит счета 19 - возмещение из бюджета НДС по оплаченным субподрядчику выполненным строительно-монтажным работам;

могут производиться и другими способами.

В числе таких способов ведения расчетов с субподрядчиками отметим следующие:

- перечисление субподрядчику авансов с последующим их зачетом в оплате выполненных работ;

- передача субподрядчику строительных материалов с последующим зачетом их стоимости в оплате выполненных работ;

- прямые расчеты заказчика с субподрядными организациями, минуя расчетный счет генподрядчика.

Аналитический учет расчетов с субподрядчиками ведется по каждому субподрядчику.

В случае если между организациями заключены договоры субподряда на выполнение строительно-монтажных работ (СМР) по нескольким объектам, принадлежащим разным заказчикам, то для формирования реальной себестоимости и правильного начисления налогов оптимально вести аналитический учет по каждому договору.

На условном примере рассмотрим ведение аналитического учета по расчетам с субподрядчиком, выполняющим СМР для двух различных заказчиков.


Пример

Общество с ограниченной ответственностью "Терция" заключило договоры субподряда на ведение строительно-монтажных работ с ООО "Кварта" на объектах А и Б.


По объекту А

8 июля 1999 г. перечислен аванс в сумме 40 000 руб.

30 июля приняты выполненные за июль работы на сумму 30 000 руб., в том числе НДС - 5000 руб.

31 августа приняты выполненные за август работы на сумму 27 000 руб., в том числе НДС - 4500 руб.

8 сентября произведена частичная оплата выполненных работ в сумме 12 000 руб.

30 сентября приняты выполненные за сентябрь работы на сумму 18 000 руб., в том числе НДС - 3000 руб.


По объекту Б

2 июля субподрядчику переданы материалы для выполнения работ на объекте на сумму 9000 руб. в том числе НДС - 1500 руб.

30 июля приняты выполненные за июль работы на сумму 21 000 руб., в том числе НДС - 3500 руб.

8 августа согласно распорядительному письму заказчиком произведена частичная оплата выполненных работ в сумме 10 500 руб. непосредственно субподрядчику, минуя расчетный счет генерального подрядчика*.

31 августа приняты выполненные за август работы на сумму 18 000 руб., в том числе НДС - 3000 руб.

16 сентября произведена частичная оплата выполненных работ в сумме 16 500 руб.

30 сентября приняты выполненные за сентябрь работы на сумму 15 000 руб., в том числе НДС - 2500 руб.

Аналитический учет расчетов с субподрядчиком по объекту А представлен в табл.1, а по объекту Б - в табл.2.

На основании данных аналитического учета произведенные операции отразятся следующими проводками.

Июль 1999 г.

02.07.99

Дебет счета 62 Кредит счета 48 - 9000 руб. - переданы субподрядчику материалы для выполнения работ по объекту Б;

Дебет счета 48 Кредит счета 76 (субсчет "Расчеты по НДС") - 1500 руб. - отражен НДС по переданным материалам.


Таблица 1

Расчеты с субподрядчиком ООО "Кварта" по объекту А


Дата Со-
дер-
жание
опе-
рации
Основа-
ние
Оборот по дебету
счета 60 в кредит
счетов
Оборот по дебету
счета 60 в дебет
счетов
Сальдо
51 61 Итого 19 20 Итого
30.07.99 Выпо-
лнены
СМР
КС-3 от
30.07.99
  30 000 30 000 5 000 25 000 30 000 -
Итого за
июль
      30 000 30 000 5 000 25 000 30 000 -
31.08.99 Выпо-
лнены
СМР
КС-3 от
31.08.99
  10 000 10 000 4 500 22 500 27 000 17 000
Итого за
август
      10 000 10 000 4 500 22 500 27 000 17 000
08.09.99 Час-
тич-
ная
оп-
лата
П/п 35
от
07.08.99
12 000   12 000       5 000
30.09.99 Выпо-
лнены
СМР
КС-3 от
30.09.99
      3 000 15 000 18 000 23 000
Итого за
сентябрь
    12 000   12 000 3 000 15 000 18 000 23 000
Всего за
III
квартал
    12 000 40 000 52 000 1 250 62 500 75 000 23 000

Таблица 2

Расчеты с субподрядчиком ООО "Кварта" по объекту Б


Дата Со-
дер-
жание
опе-
рации
Основа-
ние
Оборот по дебету
счета 60 в кредит
счетов
Оборот по дебету
счета 60 в дебет
счетов
Сальдо
51 61 Итого 19 20 Итого
30.07.99 Выпо-
лнены
СМР
КС-3 от
30.07.
99
  9 000 9 000 35000 17 500 21 000 12 000
Итого за
июль
      9 000 9 000 35000 17 500 21 000 12 000
08.08.99 Час-
тич-
ная
опла-
та
зака-
зчи-
ком
Исх. 85
от
08.08.
99
  10 500 10 500       1 500
31.08.99 Выпо-
лнены
СМР
КС-3 от
31.08.
99
    - 3 000 15 000 18 000 19 500
Итого за
август
      10 500 10 500 3 000 15 000 18 000 19 500
16.09.99 Час-
тич-
ная
опла-
та
П/п 83
от
16.08.
99
16 500   16 500       3 000
30.09.99 Выпо-
лнены
СМР
КС-3 от
30.09.
99
    - 2 500 12 500 15 000 18 000
Итого за
сентябрь
    16 500   16 500 2 500 12 500 15 000 18 000
Всего за
III
квартал
    16 500 19 500 36 000 9 000 45 000 54 000 18 000

08.07.99.

Дебет счета 61 Кредит счета 51 - 40 000 руб. - перечислен субподрядчику аванс по объекту А.

30.07.99

Дебет счета 20 Кредит счета 60 - 42 500 руб. - приняты работы, выполненные за июль согласно справкам N КС-3;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 - 8500 руб. - отражен НДС по работам, принятым у субподрядчиков;

Дебет счета 60 Кредит счета 61 - 3 0000 руб. - в оплате выполненных работ засчитана стоимость перечисленного аванса;

Дебет счета 60 Кредит счета 62 - 9000 руб. - в оплате выполненных работ засчитана стоимость переданных материалов;

Дебет счета 76 (субсчет "Расчеты по НДС") Кредит счета 68 (субсчет "Расчеты по НДС") - 1500 руб. - отражен НДС, подлежащий перечислению в бюджет по реализованным и оплаченным материалам.

Всего в июле в стоимости принятых от субподрядчиков СМР зачтено 39 000 руб. [30 000 руб. + 9000 руб.], в том числе НДС в сумме 6500 руб. [39 000 руб. : 120% х 20%].

Следовательно, в учете организации-генподрядчика необходимо сделать проводку:

Дебет счета 68 (субсчет "Расчеты по НДС") Кредит счета 19 - 6500 руб. - возмещен НДС по принятым и оплаченным работам.


Август 1999 г.

08.08.99

Перечисление заказчиком оплаты за выполненные субподрядчиком СМР, минуя расчетный счет генподрядчика, уменьшает задолженность заказчика по оплате сданных ему работ, отраженную на счете 62, и одновременно уменьшает задолженность генподрядчика перед субподрядчиком за принятые у него работы на эту же сумму.

Поэтому в учете генподрядчика делаются следующие проводки:

Дебет счета 60 Кредит счета 62 - 10 500 руб. - частично отражено погашение задолженности заказчиком;

Дебет счета 68 (субсчет "Расчеты по НДС") Кредит счета 19 - 1750 руб. - возмещение НДС по принятым и оплаченным работам [10 500 руб. : 120% х 20%].

31.08.99

Дебет счета 20 Кредит счета 60 - 37 500 руб. - приняты работы, выполненные за июль, согласно справкам N КС-3;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 - 7500 руб. - отражен НДС по работам, принятым от субподрядчика;

Дебет счета 60 Кредит счета 61 - 10 000 руб. - в оплате выполненных работ засчитана стоимость перечисленного аванса.

В стоимости работ, принятых за август, зачтено 10 000 руб., в том числе НДС - 1667 руб. [10 000 руб. : 120% х 20%]. Следовательно, необходимо выполнить также проводку:

Дебет счета 68 (субсчет "Расчеты по НДС") Кредит счета 19 - 1667 руб. - возмещен НДС по принятым и оплаченным работам.


Сентябрь 1999 г.

08.09.99

Дебет счета 60 Кредит счета 51 - 12 000 руб. - отражена частичная оплата задолженности по оплате принятых работ;

Дебет счета 68 (субсчет "Расчеты по НДС") Кредит счета 19 - 2000 руб. - возмещен НДС по принятым и оплаченным работам [12 000 руб. : 120% х 20%].

16.09.99

Дебет счета 60 Кредит счета 51 - 16 500 руб. - отражено частичное погашение задолженности по оплате принятых работ;

Дебет счета 68 (субсчет "Расчеты по НДС") Кредит счета 19 - 2750 руб. - возмещен НДС по принятым и оплаченным работам [16 500 руб. : 120% х 20%].

30.09.99

Дебет счета 20 Кредит счета 60 - 27 500 руб. - приняты работы, выполненные за июль, согласно справкам N КС-3;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 - 5500 руб. - отражен НДС по работам, принятым от субподрядчиков.


Предлагаемый вариант ведения аналитического учета позволяет без дополнительных трудозатрат с максимальной достоверностью контролировать как погашение задолженности перед субподрядчиком, так и задолженности перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость.

Согласно п.4.29 Методических рекомендаций генподрядчики ежемесячно уменьшают величину накладных расходов на сумму затрат по обслуживанию субподрядчиков в соответствии с заключенными между ними договорами подряда, что в учете отражается проводкой:

Дебет счета 60 (субсчет "Расчеты с субподрядчиками") Кредит счета 26.

Субподрядчики соответственно увеличивают свои накладные расходы на величину предоставленных генподрядчиками услуг, что в учете отражается проводкой:

Дебет счета 26 Кредит счета 62.

Стоимость услуг генподрядчика оговаривается при заключении договора субподряда**.

Таким образом, оказание генеральным подрядчиком услуг на строительной площадке субподрядчикам с зачетом их стоимости в оплате выполненных работ может являться одним из способов погашения задолженности субподрядчикам.

Однако при внимательном прочтении этого пункта Методических рекомендаций в рассмотренной выше схеме обнаруживается одна логическая неувязка, которая может поломать сложившуюся практику расчетов генеральных подрядчиков со своими субподрядчиками.

Генподрядчик оказывает на строительной площадке услуги работающим там субподрядчикам с зачетом их стоимости в оплате выполненных последними работ, то есть за плату. Но возмездное оказание услуг является их реализацией. Реализация же услуг в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов должна отражаться оборотами по счету 46.

Также в соответствии с пп."а" п.4 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" объектом обложения налогом на добавленную стоимость является оборот по реализации услуг, оказанных на территории Российской Федерации. Следовательно, сумма оказанных генподрядчиком услуг должна быть учтена им в обороте по начислению НДС.

Итак, если буквально следовать всем нормативным документам Минфина и Госналогслужбы России, а не только Методическим рекомендациям, то при выполнении работ на сумму 20 000 руб., размере услуг генподрядчика - 2% от объема СМР и НДС - 4000 руб. зачет стоимости оказанных субподрядчику услуг в стоимости выполненных им работ в учете генподрядчика должен отразиться следующими проводками:

Дебет счета 62 Кредит счета 46 - 400 руб. - оказание услуг субподрядчику;

Дебет счета 62 Кредит счета 68 (субсчет "Расчеты по НДС") -

80 руб. - НДС по услугам, оказанным генподрядчиком [400 руб. х 20%];

Дебет счета 46 Кредит счета 26 - 400 руб. - списание стоимости услуг, оказанных генподрядчиком;

Дебет счета 60 Кредит счета 62 - 480 руб. - зачет задолженности субподрядчика за оказанные ему услуги в оплате выполненных работ [400 руб. + 80 руб.];

Дебет счета 26 Кредит счета 67 (субсчет "Налог на пользователей автодорог") - 10 руб. - начисление налога на пользователей автодорог от стоимости реализованных услуг [400 руб. х 2,5%];

Дебет счета 80 Кредит счета 68 (субсчет "Расчеты по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы") - 6 руб. - начисление налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы от стоимости реализованных услуг [400 руб. х 1,5%].

В настоящее время это противоречие (поскольку согласно Методическим рекомендациям следует просто производить взаимозачет стоимости услуг) в нормативных актах Минфина и МНС России не устранено.


И.А.Николаева

эксперт-консультант по вопросам методологии налогообложения

и бухгалтерского учета Издательско-консультационной компании

"Статус-Кво 97"


"Российский налоговый курьер" N 9, сентябрь 1999 г.


-------------------------------------------------------------------------

* О порядке отражения в бухгалтерском учете взаиморасчетов между организациями читайте в статьях Г.Ю.Касьяновой: "Выручка от реализации: отражение в бухгалтерских регистрах и учет для целей налогообложения" в журнале "Российский налоговый курьер" N 2, 1999, "Отчет-1999" в журнале "Российский налоговый курьер" N 4, 1999, "Расчеты с дебиторами и кредиторами" в газете "Советы налогоплательщику" N 11, 1999.

** Размер услуг генподрядчика может быть выражен в процентах от объема выполненных СМР, в установленной денежной сумме либо каким-то иным способом, закрепленным в договоре субподряда.




Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.