Налоговая проверка придет по рельсам (Ю.С.Зерщиков, В.А.Капля, "Российский налоговый курьер" N 9, сентябрь 1999 г.)

Налоговая проверка придет по рельсам


Сегодня как никогда важно повысить собираемость налогов и сделать труд налоговых инспекторов более продуктивным. Контроль за перемещением грузов по железной дороге позволяет проверять законность хозяйственных операций, не отвлекая предпринимателей от работы и не привлекая излишнего внимания к фактам таких проверок. Заочное выявление подозрительных хозяйственных операций способствует тому, что налоговые инспекции проводят проверки быстрее и эффективнее, а это в значительной мере способствует пополнению бюджета.

В этой связи Государственной налоговой инспекции по Ростовской области хотелось бы поделиться накопленным опытом. В 1998 г. нами был проведен эксперимент, суть которого заключалась в анализе данных о грузоперевозках по Северо-Кавказской железной дороге (СКЖД). Сведения о перемещениях железнодорожных составов подробно заносятся в компьютерную базу данных Вычислительного центра СКЖД (ВЦ СКЖД), которая передается госналогинспекции по соглашению между руководством ГНИ по Ростовской области и Управления СКЖД для использования в контрольно-аналитической работе. База данных из вычислительного центра дороги, полученная на магнитных носителях, была подвергнута обработке в системе управления базами данных (СУБД) Microsoft Access, входящей в пакет Microsoft Office наряду с такими общеизвестными программами, как Microsoft Word и Microsoft Ехсеl. Не будем подробно останавливаться на причинах выбора именно этой системы управления базами данных, скажем только, что путем экспорта данных в Microsoft Ехсеl у нас появилась возможность анализа информации.

В результате анализа, в частности, выяснилось следующее. Во-первых, обнаружено расхождение данных Госкомстата России и ВЦ СКЖД о количестве поступивших в Ростовскую область горюче-смазочных материалов по Северо-Кавказской железной дороге в 1997 г. Так, по данным Госкомстата России, их поступило 1 млн. 200 тыс.т, а по данным ВЦ СКЖД - 1 млн. 800 тыс.т. Разница в одну треть наводит на мысль о том, что часть ГСМ поступила в область нелегально. Во-вторых, в 1997 г. в область ввозился бензин, обозначенный в сопроводительных документах как сырье для химической промышленности (пиролизный, гидролизный, нестабильный и другие виды бензина), а также высокоактивные присадки к топливу. В связи с этим следует отметить, что в Ростовской области отсутствуют отрасли промышленности, использующие указанные типы бензина в качестве сырья. Следовательно, путь завезенного промышленного бензина один - в баки автомобилей. Механизм попадания этого бензина на бензоколонки в качестве автомобильного горючего крайне прост: промышленный бензин смешивают с высокоактивными присадками, а полученный суррогат затем продают под видом "качественного топлива". Следует заметить, что такой бензин дешевле настоящего на сумму налога на реализацию ГСМ (25% от стоимости реализации) и акциза, так как сырье налогом не облагается. В том-то и заключается экономическая выгода от этой незаконной деятельности. Интересно, что масштабы подобного "предпринимательства", если судить по полученным данным, составляют 40% от общей потребности нашей области в бензине. Конечно, данные ВЦ СКЖД не отражают полной картины поступления горючего в область, так как не учтены поставки водным, автомобильным, трубопроводным транспортом. К тому же есть основания считать, что в Ростовской области остается часть горючего, транзитом следующего через ее территорию.

Таким образом, только одна из лазеек в налоговом законодательстве, позволяющая коммерсантам беспрепятственно приобретать бензин, служащий сырьем для химической промышленности, с целью его дальнейшей реализации как моторного топлива, позволяет сокрыть от уплаты в Федеральный дорожный фонд и бюджеты всех уровней сотни миллионов рублей. Однако в сложившейся ситуации страдает не только государство. Простые граждане расплачиваются за некачественный бензин неисправностью своих автомобилей, а законопослушные предприниматели, занимающиеся реализацией автомобильного топлива, несут убытки от недобросовестной конкуренции.

Проведенный эксперимент существенно расширил возможности налоговых органов нашей области в сфере осуществления контроля за исполнением предпринимателями налогового законодательства. Используемая в ходе эксперимента методика была усовершенствована и с успехом применяется на практике и по сей день. Так, госналогинспекциями по городам и районам нашей области за 1997 - 1998 гг. было выявлено 17 неплательщиков налога на реализацию ГСМ и дополнительно взыскано в Федеральный дорожный фонд 16 млн.руб. Однако в то же время мы столкнулись с определенными сложностями. Так, например, не все данные, необходимые нам для работы, имеются в записях получаемой нами базы данных. В частности, отсутствие таких важных показателей, как "ИНН отправителя" и "ИНН получателя", не позволяет в полной мере использовать полученную информацию. К недостаткам следует отнести и ограниченность получаемой информации рамками одной железной дороги, поскольку грузопотоки проходят по различным железным дорогам, по территориям многих регионов. В этой ситуации только производимые встречные проверки позволяют выявить нарушения законодательства, связанные с несоответствием данных в документах продавца и получателя, находящихся в разных регионах.

Несмотря на имеющиеся недостатки, которыми обладает предоставляемая нам информация, и несовершенство используемого нами программного обеспечения для ее обработки, положительный эффект от ее использования очевиден.

Поскольку Ростовская область является узлом пересечения не только железнодорожных потоков, но и водных артерий, в настоящее время решается вопрос об организации контроля за движением горюче-смазочных материалов водным путем.

И последнее, о чем хотелось бы сказать. Создание информационной системы, позволяющей налоговым органам контролировать транспортные потоки на всей территории Российской Федерации, и интеграция этой системы с системами хранения и обработки информации различных ведомств (таких, как Министерство путей сообщения, Министерство водного транспорта, Государственный таможенный комитет) существенно повысили бы собираемость налогов и способствовали бы укреплению законопослушности предпринимателей.


Государственный советник

налоговой службы II ранга

Ю.С.Зерщиков


Советник

налоговой службы III ранга

В.А.Капля


"Российский налоговый курьер" N 9, сентябрь 1999 г.



Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.