О налогообложении физических лиц (Д.Г.Черник, "Российский налоговый курьер" N 9, сентябрь 1999 г.)

О налогообложении физических лиц


В налоговой системе Российской Федерации все большее место начинают занимать налоги с физических лиц. Они же имеют наиболее важное значение для граждан. Все работающее население страны платит подоходный налог. Большинство семей уплачивает налог на имущество. Для индивидуальных предпринимателей важен введенный с 1999 г. в большинстве субъектов Российской Федерации единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Проследим, как меняется удельный вес подоходного налога с физических лиц в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет России. В табл. 1 приведены эти данные за 1992 - 1998 гг., то есть за весь период, когда стал облагаться совокупный годовой доход гражданина.

Тенденция роста достаточно очевидна. При этом удельный вес подоходного налога в бюджетах субъектов Российской Федерации, естественно, еще выше. Там он колеблется от 16,5 до 22%.

Основная доля налоговых поступлений приходится на удержание налога у источника выплаты дохода. Проще говоря, это давно знакомый всем налог с заработной платы, взимаемый автоматически с каждого работающего бухгалтериями предприятий, организаций и учреждений. Наряду с этим из года в год увеличиваются суммы налога, уплачиваемого на основании деклараций о доходах.

В конце июня коллегия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам подвела предварительные итоги декларационной кампании 1999 г. Коллегия отметила, что в установленный законодательством срок подали декларации о доходах 3 млн. 793 тыс. граждан, что на 30 тыс. человек больше, чем в предыдущем году. По состоянию на 1 июля досрочно поступило около 1,5 млрд.руб. подоходного налога, начисленного по декларациям. Это на 17% больше, чем год назад. Рост количества поданных деклараций, казалось бы, небольшой. Однако сопоставим две цифры. Средняя заработная плата в 1998 г. по сравнению с предыдущим годом выросла на 10,1%. А максимальная сумма дохода, при которой гражданин освобожден от представления налоговой декларации, увеличилась с 12 тыс. до 20 тыс.руб., или в 1,7 раза. Таким образом, рост числа деклараций свидетельствует о большой организационной, разъяснительной, информационной, консультационной работе, проводимой налоговыми инспекциями на местах. На территории России было развернуто и действовало около 12 тыс. консультационных пунктов. Важную позитивную роль в проведении декларационной кампании сыграли средства массовой информации, в том числе журнал "Российский налоговый курьер".

В ходе декларационной кампании налоговыми органами получены сведения о доходах более 36 млн. человек. Их сопоставление с данными налоговых деклараций велось на основе современных компьютерных технологий. Очень успешно работала созданная в ноябре 1997 г. в качестве вычислительного центра территориальная налоговая инспекция N 39 г.Москвы (начальник - И.С.Попов). Она осуществила переход к централизованной автоматизированной обработке данных о доходах физических лиц и деклараций о доходах по Москве и Московской области. Фактически инспекция приступила к функциям межрегионального центра обработки данных по физическим лицам.


Таблица 1


Удельный вес подоходного налога в сумме налоговых поступлений
в консолидированный бюджет
(для наглядности все суммы указаны с учетом деноминации)

Годы Поступления подоходного
налога, млн.руб.
Темп роста
(снижения), %
Удельный вес в
общей сумме
налоговых
поступлений, %
1992 434,8 - 9,2
1993 4 423,9 1 017,5 11,6
1994 17 558,6 396,9 13,0
1995 36 712,2 209,1 10,4
1996 56 717,8 154,5 12,2
1997 73 971,6 130,4 12,6
1998 71 700 5 97,0 13,8

Начиная с 1999 г. при обмене сведениями о доходах граждан между госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации их передача производится через соответствующий департамент МНС России на магнитных носителях.

В последние годы достаточно часто менялось налоговое законодательство о подоходном налоге*. Последние крупные изменения произошли в текущем году, когда был принят Федеральный закон от 31.03.99 N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 65-ФЗ). Что принципиально нового внес он в налогообложение граждан? Прежде всего изменились ставки налога и порядок его распределения по бюджетам. Начиная с 1999 г. 3% налогооблагаемого совокупного дохода граждан направляется в федеральный бюджет, а остальная часть налога в соответствии с дифференцированной шкалой ставок поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации. Как это выглядит на практике, показано в табл. 2.

Серьезные сомнения вызывает самая последняя максимальная ставка налога - 45%. Скорее всего она будет способствовать не увеличению доходов бюджета, а возникновению новых способов и схем, с помощью которых высокообеспеченные люди будут скрывать свои истинные доходы и уклоняться от налогообложения. Активизируются и известные методы, включая перевод личных средств в другие страны. Видимо, это в какой-то мере понимают и сами законодатели. Они не распространили максимальную ставку налога на текущий год. По закону она вступает в действие только с 2000 г. С совокупного годового дохода 1999 г., если он превысит 150 тыс.руб., налог будет взиматься следующим образом: в федеральный бюджет - 3%, в бюджет региональный - 24,6 тыс.руб. + 32% с суммы, превышающей 150 тыс.руб.

Прогрессия налога, как видно из табл. 2, начинается с дохода от 30 тыс.руб. в год и выше. В предыдущем году подобной "планкой" была сумма в 20 тыс.руб. Формально произошло смягчение налога. Но если оценить ситуацию реально, то скорее наоборот. Инфляция, сделавшая крупный скачок после 17 августа прошлого года, привела к тому, что по покупательной способности 20 тысяч прошлогодних рублей намного превышают 30 тысяч сегодняшних.

Возникает вопрос: нужно ли иметь шесть ставок подоходного налога? Во многих развитых странах вполне обходятся тремя-четырьмя ставками. Недавно три ставки функционировали и в Российской Федерации. На взгляд автора, вполне возможно и целесообразно расширить интервалы совокупного годового дохода, внутри которых функционирует налоговая ставка, и уменьшить их общее число.


Таблица 2

Ставки подоходного налога с физических лиц

Размер совокупного обла-
гаемого дохода, получен-
ного в календарном году
Ставка налога в феде-
ральный бюджет
Ставка налога в бюджеты
субъектов Российской
Федерации
До 30 000 руб. 3% 9%
От 30 001 до 60 000 руб. 3% 2700 руб.+ 12% с суммы,
превышающей 30 000 руб.
От 60 001 до 90 000 руб. 3% 6300 руб.+ 17% с суммы,
превышающей 60 000 руб.
От 90 001 до 150 000 руб. 3% 11 400 руб. + 22% с
суммы, превышающей 90
000 руб.
От 150 001 до 30 0000
руб.
3% 24 600 руб. + 32% с
суммы, превышающей 150
000 руб.
От 300 001 руб. и выше 3% 72 600 руб. + 42% с
суммы, превышающей 300
000 руб.

Последними дополнениями несколько изменены общие налоговые льготы. Совокупный доход до 10 тыс.руб. ежемесячно уменьшается для целей налогообложения на сумму 2-кратного размера минимальной месячной оплаты труда. В прошлом году на такое уменьшение имел право человек с доходом до 5 тыс.руб. Из дохода от 10 тыс. до 30 тыс.руб. вычитается одинарный размер минимальной месячной оплаты труда. В прошлом году такой порядок действовал от 5 тыс. до 20 тыс.рублей. После 30 тыс.руб., а не 20 тыс.руб., как в прошлом году, льгота прекращает свое действие. Так же предоставляются льготы на детей и инвалидов.

Надо сказать, что с учетом незначительного размера минимальной месячной оплаты труда, который в настоящее время составляет всего 83 руб. 49 коп., данная налоговая льгота не имеет серьезного социального значения. Зато три градации льготы зачастую запутывают бухгалтеров предприятий, приводят к невольному нарушению ими расчетов при ведении лицевых счетов работающих, порождают штрафы при налоговых проверках подоходного обложения у источника выплаты дохода.

Позитивным здесь является лишь новый подход к расчету налоговой льготы для одиноких родителей, не получающих алиментов. Им с текущего года льгота предоставляется в двойном размере. Ведь в полной семье льготы на содержание детей используют оба родителя.

Продлен на один месяц срок подачи деклараций о доходах за предыдущий год. Это позволило избежать очередей в налоговых инспекциях во второй половине марта, более организованно провести декларационную кампанию. Сведения о доходах граждан организации со среднесписочной численностью работающих более 10 человек обязаны теперь подавать на магнитных носителях. Особенно важно то, что, начиная с текущего года, в налоговые инспекции поступают сведения не только о дополнительных доходах, а обо всех доходах физических лиц, что даст возможность создать банк данных и регулярно пополнять его.

А теперь вернемся к проблеме распределения налога по бюджетам. Уплата 3% в федеральный бюджет породила серьезные трудности. Они возникли не сами по себе и не из текста закона, а из того обстоятельства, что Закон N 65-ФЗ был принят спустя три месяца после начала финансового года. В течение января - марта, а по инерции и в апреле все поступления шли в бюджеты субъектов Российской Федерации. И вдруг оказалось, что добрая четверть их (3% из 12%) должна была направляться на федеральный уровень. Возникли сложности во взаиморасчетах между бюджетами, сугубо искусственная задолженность региональных бюджетов перед федеральным.

Отсюда нужно сделать два вывода. Первый и главный - налоговые законы не должны приниматься в течение календарного года. Будь закон об изменениях принят в декабре, а лучше в октябре-ноябре 1998 г., и никаких сложностей с распределением и механизмом уплаты налога не возникло бы.

Но можно сделать и другой вывод. Нужно ли множить регулирующие источники доходов? Регулирующими налогами являются акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, фактически налог на добавленную стоимость. Есть и такие методы регулирования межбюджетных отношений, как субвенции, дотации, субсидии и т.д. Просто нет смысла дополнительно усложнять налоговую систему страны.

Анализ ситуации приводит к выводу о необходимости внесения серьезных изменений в закон о подоходном налогообложении физических лиц. Делать это нужно продуманно и не второпях. Соответствующий департамент МНС России подготовил свои предложения. Но прежде чем они будут внесены на широкое обсуждение, нужна предварительная экспертиза. Предложения направлены в ряд региональных управлений Министерства, привлечены и специалисты из числа налогоплательщиков. Затем Министерством Российской Федерации по налогам и сборам будет организовано широкое обсуждение с учетом того, что подоходный налог, как никакой другой, касается большей части граждан Российской Федерации. Будут учтены и разработки коллег из Минфина России, которые со своей стороны также не удовлетворены действующим законодательством.

Принципиальные предложения вытекают из вышеизложенного. Они сводятся к следующему: сократить количество налоговых ставок с шести до трех-четырех; прогрессию налога начинать с совокупного годового дохода, превышающего 60 тыс.руб.; снизить максимальную ставку с 45 до 35%; упорядочить и упростить налоговые льготы, приведя их в более стройную, чем в настоящее время, систему. В число налоговых льгот предлагается ввести льготирование расходов на медицинское обслуживание по примеру законодательства США и некоторых других развитых стран. Разумеется, речь идет о строго документированных расходах.

Предлагается, оставив налог федеральным, направлять его в региональные бюджеты полностью, то есть упростить порядок его уплаты.

Наряду с этим предлагается усиление налогового администрирования и повышение собираемости подоходного налога. Одной из важнейших мер будет присвоение идентификационных номеров налогоплательщика физическим лицам в течение ближайших лет.

Улучшению собираемости налогов будет способствовать переход ряда индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на уплату единого налога на вмененный доход. Он введен уже более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Налог на вмененный доход применяется в тех видах деятельности, где происходят наличные расчеты предпринимателя с клиентами и где, следовательно, затруднен контроль налоговых органов за истинными доходами и оборотами. К концу II квартала на территории Российской Федерации было учтено около 0,5 млн. физических лиц - плательщиков единого налога на вмененный доход. Причем этот налог не ввели еще многие крупные регионы, в том числе г.Москва.

С подоходным налогом с физических лиц тесно соотносится налог на имущество граждан. Рассматривая их в комплексе, можно в перспективе ставить вопрос о налогообложении не индивидуума, а семьи. Это давно практикуется в США, Франции, Испании, некоторых других странах. Причем налогоплательщик сам определяет способ платежа - индивидуальный или семейный.

Авторы проекта Налогового кодекса предлагали увеличить предельную ставку налога с 0,1 до 1,0% и перейти от инвентаризационной к рыночной стоимости. Но при таком варианте с учетом роста цен на недвижимость нужно думать о социальной защите тех слоев населения, которые имеют имущество, используемое исключительно для собственного потребления и притом без излишеств. Нельзя допустить, чтобы семья, имеющая приватизированную квартиру для собственного проживания исходя из городских норм, дачу или садовый домик на шести сотках, металлический гараж для одного автомобиля и располагающая средними доходами, не смогла без напряжения уплатить налог на имущество.

В перспективе переход к рыночной оценке стоимости имущества должен будет произойти. Но тогда будет нужно ввести достаточно высокий необлагаемый минимум, что практикуется в большинстве развитых рыночных государств. Недавно принят Федеральный закон от 17.07.99 N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество с физических лиц". Он предусматривает переход к дифференцированным ставкам обложения недвижимого имущества. Конкретные налоговые ставки теперь будут устанавливать представительные органы местного самоуправления, но в пределах, указанных в табл. 3.


Таблица 3

Ставки налога на недвижимое имущество

Стоимость имущества Ставка налога
До 300 тыс.руб. До 0,1%
От 300 тыс. до 500 тыс.руб. От 0,1 до 0,3%
Свыше 500 тыс.руб. От 0,3 до 2,0%

Налог на транспортные средства (такие, как находящиеся в личной собственности граждан вертолеты, самолеты, теплоходы, яхты, катера, моторные лодки, мотосани) будет по-прежнему устанавливаться представительными органами местного самоуправления. Размер ставки в зависимости от мощности двигателя ограничен определенным процентом от минимального размера оплаты труда, действовавшего на 1 января года, за который начисляется налог. Определен и порядок налогообложения судов, не имеющих двигателя. Весельные лодки налогом на имущество не облагаются.

В будущем Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривается ввести единый налог на недвижимость, заменив им три ныне действующих налога: налог на имущество юридических лиц, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Первый из перечисленных является региональным налогом, два других - местными. Эта мера, имеющая много сторонников, предлагающих ввести ее немедленно, сдерживается тем, что данные налоги имеют разные ставки и различные льготы. Единообразный подход может нанести ущерб каким-либо группам населения, имеющим те или иные налоговые льготы.


Государственный советник

налоговой службы I ранга, доктор

экономических наук, профессор,

действительный член Российской

академии естественных наук,

заслуженный экономист Российской

Федерации

Д.Г.Черник


"Российский налоговый курьер" N 9, сентябрь 1999 г.


-------------------------------------------------------------------------

* Подробнее об этом см. в статье М.П.Сокола "Восемнадцатый закон об изменениях и дополнениях в системе подоходного налогообложения физических лиц" в N 6, 1999. - Прим. редакции.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.