Налоговые органы и изменения, внесенные в Налоговый кодекс (А.И.Иванеев, "Российский налоговый курьер" N 9, сентябрь 1999 г.)

Налоговые органы и изменения, внесенные
в Налоговый кодекс


Почему появилась необходимость изменить Налоговый кодекс


Сразу после принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) перед органами государственной власти, отвечающими за проведение налоговой реформы, встала задача безотлагательного внесения изменений в него. Это было вызвано тем, что, несмотря на более чем трехлетнюю работу, в НК РФ содержались, к сожалению, не только внутренние нестыковки и несоответствия, но и противоречия по некоторым вопросам остальному законодательству о налогах и сборах, а также многочисленные ошибки, неувязки и технические погрешности, делающие невозможным его полноценное применение.

Следует также отметить, что при буквальном применении отдельных положений НК РФ налогоплательщики на совершенно законных основаниях могли практически безнаказанно вообще не платить налогов. Так, в соответствии со ст.81 НК РФ недобросовестный налогоплательщик освобождался от ответственности, если подавал заявление об изменении налоговой декларации до момента вручения ему акта налоговой проверки*. Размер пени не мог превышать 0,1% за каждый день просрочки платежа, что раза в два меньше платы за пользование средствами, привлеченными со свободного денежного рынка. Или, например, в соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога "должно быть направлено налогоплательщику не позднее 10 дней до наступления последнего срока уплаты налога". Как можно при этом определить сумму задолженности и уложиться в установленный срок, остается загадкой. Подобные примеры можно было бы продолжать, но даже двух приведенных достаточно, чтобы понять, сколь необходимо было скорейшее внесение в НК РФ изменений.

Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) вступил в силу с 15 августа этого года**, за исключением ряда положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.

В рамках журнальной статьи невозможно рассказать обо всех существенных изменениях, поэтому остановимся лишь на наиболее серьезных поправках, которые затрагивают деятельность налоговых органов.


Права налоговых органов


Внесенные в НК РФ поправки уточняют права, предоставленные налоговым органам. В целом можно говорить о совершенствовании правовой базы, на основе которой работают сотрудники налоговых органов. Однако, к сожалению, и на этот раз не обошлось без неточностей и неувязок.

Рассмотрим наиболее существенные изменения, внесенные в Налоговый кодекс, с постатейным их комментарием.


Статья 31. Права налоговых органов

Расширены и более подробно расписаны права налоговых органов. Теперь налоговые органы:

- вправе вызывать в налоговые органы налогоплательщиков и налоговых агентов для дачи пояснений не только в связи с уплатой (перечислением) ими налогов, но и в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Во избежание разночтений с налогоплательщиками законодатель, во-первых, более подробно расписал данную норму, во-вторых, установил открытый перечень случаев, когда налоговый орган может вызывать налогоплательщика: "вызывать... в иных случаях, связанных с исполнением ими (налогоплательщиками. - Прим. редакции) законодательства о налогах и сборах". Однако, предоставив налоговым органам право вызывать налогоплательщика, законодатель тем не менее не предусмотрел никакой ответственности за его неявку;

- могут требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц не только сумм налогов, но и сумм начисленных пеней, а также создавать налоговые посты и контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам.

Данное положение корреспондирует с новой ст.135.1 "Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка". Теперь непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного п.2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс.руб.

Отметим, что во внесенных изменениях не обошлось без, мягко говоря, несуразностей. В п.2 ст.135.1 НК РФ практически дословно повторен п.1 этой же статьи. Поэтому осталось неясным, во-первых, какие признаки правонарушения, предусмотренного п.2, имел в виду законодатель, а во-вторых, за какие нарушения на банки можно наложить штраф в размере 20 тыс.руб.;

- вправе предъявлять в суды иски о взыскании задолженности, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми (дочерними) по поручениям этих организаций, когда на счета основных обществ поступает выручка за реализуемую продукцию дочерних организаций, и наоборот.

Из п.1 ст.31 НК РФ исключено право налоговых органов предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения.

Изменен п.2 ст.31 НК РФ. Согласно внесенной поправке права налоговых органов должны ограничиваться исключительно теми правами, которые предусмотрены НК РФ. Если в первоначальном варианте налоговые органы осуществляли права, предусмотренные как Налоговым кодексом, так и иными федеральными законами, то теперь на основании п.2 этой статьи налоговые органы могут осуществлять свои права только на основании НК РФ. Однако данное положение вступает в противоречие с другими статьями Налогового кодекса. Ведь, например, в соответствии с п.7 ст.101 "Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки)" и п.13 ст.101.1 "Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговым агентами" по выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Административная ответственность за правонарушения в налоговой сфере предусмотрена рядом действующих правовых актов. Один из них - Закон Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Вышеупомянутое противоречие усугубляется еще и тем, что согласно Федеральному закону от 08.07.99 N 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР", вступившему в силу с 14 июля 1999 г.*** (то есть незадолго до вступления в силу поправок к Налоговому кодексу), ст.7, устанавливающая права налоговых органов, не исключена, а только уточнена. Налоговые органы вправе пользоваться теми дополнительными правами, которые предоставлены им этим законом, помимо прав, установленных в НК РФ. По всей видимости, исправление данной коллизии придется проводить следующими изменениями Налогового кодекса.

Ряд изменений в статьи НК РФ хотя и не носят по своему существу принципиального характера, но снимают необоснованные ограничения при выполнении налоговыми органами задач по контролю за уплатой налогов и сборов и облегчают их работу. Расскажем о них.


Статья 32. Обязанности налоговых органов

С трех до десяти дней увеличен срок, в течение которого налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.


Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

Эта во многом ключевая статья Налогового кодекса значительно переработана:

- налоговым органам предоставлено право контроля за ценами "внешнеторговых сделок" вне зависимости от уровня отклонения цен по ним в течение непродолжительного периода времени;

- как уровень отклонения цен в качестве основания для контроля цен налоговыми органами, так и величина отклонения от рыночной цены идентичных (однородных) товаров снижены с 30 до 20%;

- новая редакция этой статьи позволяет налоговым органам при соблюдении условий, предусмотренных в этой статье, обращать взыскание сумм доначисленного налога и пени на денежные средства и имущество налогоплательщика во внесудебном порядке;

- включена норма, предусматривающая, что при реализации вкладов (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются такие цены (тарифы).


Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора

В соответствии с уточнениями, внесенными в эту статью, не признается уплаченным налог, если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.


Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации в банках

Решение о взыскании неуплаченного налога и пени теперь принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения этого срока, а не 10 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога и сбора, как это было ранее.


В соответствии со ст.2 Закона N 154-ФЗ если на 15 августа 1999 г. (день вступления в силу данного закона) десятидневный срок принятия решения о взыскании налога (сбора, пени) за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента, предусмотренный п.3 ст.46 НК РФ, не истек, то указанный срок увеличивается до 60 дней. - Прим. редакции.


Статья 47. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации

На суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налога и сбора распространен порядок взыскания налога и сбора за счет имущества налогоплательщика.

Данное изменение достаточно органично соответствует новому юридическому содержанию понятия "пеня", введенному НК РФ. Ведь теперь пеня рассматривается не как мера ответственности за совершение налогового правонарушения, а как один из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (такой вывод можно сделать после сравнения п.1 ст.72 НК РФ и пп."в" п.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; далее - Закон N 2118-1). Учитывая, что пеня окончательно "отмежевалась" от мер налоговой ответственности, правомерно взыскивать за счет имущества налогоплательщика вместе с суммами налога (сбора) еще и суммы пеней.


Статья 52. Порядок исчисления налога

Расписан порядок действий налогового органа в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Сказано, что в этих случаях налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Определен порядок его оформления и передачи налогоплательщику.


Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам

Исключена даже теоретическая возможность законного установления индивидуальных налоговых льгот.

В соответствии со ст.2 Закона N 154-ФЗ индивидуальные налоговые льготы, предоставленные представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 г. до 15 августа 1999 г. (дня вступления в силу данного закона), действуют в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, то указанные индивидуальные налоговые льготы прекращают свое действие с 1 января 2000 г. - Прим. редакции.


Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов

Включено важное положение, предоставляющее налоговым органам возможность взыскивать в бюджет суммы налогов и пеней, "зависшие" в проблемных банках. В частности, установлено, что при невыполнении банком обязанности по перечислению сумм налога и пени к банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм, включая принудительное обращение взыскания на денежные средства банка или на принадлежащее ему имущество.


Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога и сбора

С вступлением в действие Налогового кодекса российское налоговое законодательство приобрело новый институт - требование об уплате налогов и сборов (глава 10). Институт "требования" применяется до принятия мер принудительного взыскания налога и состоит в направлении налоговым органом налогоплательщику требования о добровольной уплате не внесенного в срок налога и пени за просрочку платежа.

Напомним, что Законом N 2118-1 не было предусмотрено проведение каких-либо мероприятий до принятия мер налоговой ответственности к налогоплательщику, нарушившему законодательство.

Теперь же налоговый орган сначала должен направить налогоплательщику требование об уплате налога и только затем, если тот не исполнит свои обязанности по уплате налогов и сборов, а также пеней, к нему могут быть применены меры финансовой ответственности. - Прим. редакции.

Поправкой, внесенной в ст.70 НК РФ, законодателем устранено недоразумение, содержавшееся ранее в первом абзаце этой статьи. Таким образом, определен механизм требования по уплате налога и сбора: направление его налогоплательщику "не позднее трех месяцев по истечении установленного законодательством срока уплаты налога" вместо невразумительного: "не позднее 10 дней до наступления последнего срока уплаты налога".


Статья 74. Поручительство

Глава 11 НК РФ (статьи 72 - 77) посвящена способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Отметим необычный подход к созданию этого института налогового права законодателя. Во-первых, в одной главе объединены залог и поручительство, которые устанавливаются по соглашению сторон в правоотношении и "страхуют" кредитора (в данной ситуации - государство) на тот случай, если налогоплательщик не исполнит свои обязанности перед бюджетом по уплате налогов. Во-вторых, в эту главу включено положение о приостановлении операций по счетам в банке и о наложении ареста на имущество налогоплательщика, что скорее можно считать мерами обеспечения погашения долга, а не обеспечения исполнения обязанности.

Кроме того, не совсем ясен порядок использования институтов залога и поручительства налогового законодательства. Ведь они могут применяться в том случае, если между моментом возникновения обязанности по уплате налога и моментом уплаты налога есть некоторое время. Однако в реальности таких случаев практически нет. Момент возникновения обязанности по уплате налога, например по истечении налогового периода, и момент уплаты совпадают.

Вышеуказанные неясности не прояснены поправками, внесенными в статьи данной главы НК РФ. - Прим. редакции.

Из ст.74 НК РФ исключено положение о том, что договор поручительства при изменении срока исполнения обязанности по уплате налога подлежит регистрации в налоговом органе. При этом уточнено, что принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.


Статья 75. Пеня

Исключено ограничение при начислении пени (0,1% в день), а также то, что суммы начисленных пеней не могут превышать неуплаченной суммы налога.


Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика - организации, налогового агента - организации, плательщика сбора - организации или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя

Приостановление операций по счетам - это один из способов обеспечения обязанности по уплате налогов, введенный главой 11 НК РФ. Приостановление операций используется как метод воздействия на налогоплательщика, который препятствует проведению проверки правильности исчисления и уплаты налогов (не представляет налоговую декларацию), а также является способом погашения задолженности по налогам и сборам. - Прим. редакции.

Приостановление операций по счетам может производиться, помимо обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, теперь еще и в случае непредставления налогоплательщиком декларации в налоговый орган.

В прежней редакции ст.76 НК РФ был установлен трехмесячный срок на приостановление операций по счету налогоплательщика. Теперь это ограничение снято.

При наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать ей новые счета.


Статья 78. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени

Теперь решение о направлении в тот же бюджет (внебюджетный фонд) суммы излишне уплаченного налога выносится в течение пяти дней после получения заявления налогоплательщика.


Статья 79. Возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени

С двух недель до одного месяца со дня подачи заявления (отмены решения о взыскании) увеличен срок возврата налогоплательщику излишне уплаченного налога (излишне взысканного налога). Соответственно увеличен срок, с которого начинается начисление процентов на не возвращенную налоговым органом сумму излишне уплаченного (излишне взысканного) налога.


Налоговая отчетность и налоговый контроль


Статья 81.Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию

Установлено, что в случае подачи налогоплательщиком заявления о дополнении и изменении налоговой декларации после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога он освобождается от ответственности, если это сделано до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, приведших к занижению сумм налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с положениями данной статьи при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.


Статья 83. Учет налогоплательщиков

МНС России предоставлены права по определению особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, а также иностранных организаций в зависимости от видов получения доходов.


Статья 84. Порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета. Идентификационный номер налогоплательщика

Установлен срок снятия с учета (в течение 14 дней со дня подачи заявления): для организации - в случаях ее ликвидации или реорганизации, принятия решения организацией о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, для индивидуального предпринимателя - в случае прекращения его деятельности.


Статья 86. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков

Введено положение о том, что банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.


Статья 86.1. Налоговый контроль за расходами физического лица


Статья 86.2. Обязанность организаций или уполномоченных лиц, связанных с проведением налогового контроля за расходами физического лица


Статья 86.3. Проведение налогового контроля за расходами физического лица

Положения этих новых статей регулируют порядок осуществления налоговыми органами контроля за расходами физических лиц.

Отметим, что в соответствии со ст.2 Закона N 154-ФЗ в связи с принятием поправок к Налоговому кодексу, так и не начав действовать, утратили силу Федеральные законы от 20.07.98 N 116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" и от 09.02.99 N 27-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам".

Следует подчеркнуть, что возможности для проверки соответствия произведенных физическими лицами расходов их доходам в НК РФ заметно сужены против того, что было предусмотрено в упомянутых законах. Теперь налоговые органы могут участвовать в этой работе только по получении от организаций или иных уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, подлежащего контролю (сделок с имуществом, прав на имущество), соответствующей информации.


Статья 88. Камеральная налоговая проверка

Предельный срок, в течение которого налоговым органом может осуществляться камеральная проверка налоговых деклараций и иных документов, представленных налогоплательщиком, увеличен с двух до трех месяцев.


Выездные налоговые проверки


Существенные изменения внесены в порядок и условия проведения выездных налоговых проверок.


Статья 87. Виды налоговых проверок


Статья 89. Выездная налоговая проверка


Статья 91. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки


Статья 100. Оформление результатов выездной налоговой проверки


Статья 101. Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки)


Отметим наиболее важные изменения:

- возможность проведения выездных налоговых проверок на условиях, предусмотренных в НК РФ, распространяется на налоговых агентов и плательщиков сборов, а также на всех физических лиц, а не только являющихся индивидуальными предпринимателями;

- устанавливается, что акт по результатам выездной налоговой проверки должен составляться во всех случаях, даже если нарушений не обнаружено. Кроме того, по результатам такой проверки проверяющим всегда должна составляться справка, в которой фиксируется предмет проверки и срок ее проведения;

- устанавливается, что двухмесячный предельный срок продолжительности проверки включает только время фактического нахождения проверяющих на проверяемом предприятии (то есть не учитываются дни, установленные для подготовки запрашиваемых документов, и работа над этими документами вне проверяемого предприятия);

- предусматривается, что при наличии у организации филиалов и иных обособленных подразделений предельное время проверки может увеличиваться на один дополнительный месяц на каждое такое подразделение. При этом налоговые органы вправе проверять данные подразделения независимо от проведения проверок самого налогоплательщика;

- норма о запрещении налоговым органам, проводящим налоговую проверку, иметь доступ в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц заменяется положением о том, что это возможно в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения;

- вводится ограничительный срок в два месяца после составления справки о проведенной проверке, в течение которого может быть составлен акт по результатам налоговой проверки;

- устанавливается, что акт налоговой проверки может быть подписан (вручен) не только руководителем (руководителю) проверяемой организации, но и его представителем (представителю);

- исключается ограничение относительно того, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа может выносить решение только в срок не позднее чем в течение десяти дней.


Налоговые правонарушения и ответственность за них


Серьезной переработке подвергся раздел VI, регулирующий виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Внесенные поправки позволили исключить дублирование норм ответственности, а также исправить многочисленные упущения и ошибки, которые были допущены ранее.


Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Установлено, что привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает их от обязанности уплатить (перечислить) не только причитающиеся суммы налога, но и пеней.


Статья 111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Введены дополнительные требования, необходимые для установления обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения. Для подтверждения событий (обстоятельств), исключающих возможность привлечения к налоговой ответственности, таких, например, как стихийные бедствия, пожары, другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства, теперь необходимо наличие публикаций или иных сообщений о данных событиях в СМИ либо приведение иных доводов, не требующих специальных средств доказывания.


Статья 114. Налоговые санкции

В принципе после вступления в силу части первой НК РФ предполагалось, что с учетом принятых Конституционным Судом Российской Федерации решений применяется судебный порядок взыскания налоговых санкций. Во избежание возможных сомнений, а также вследствие продолжающих поступать запросов по настоянию депутатов в эту статью была включена прямая норма о том, что налоговые санкции с налогоплательщиков налоговыми органами взыскиваются только в судебном порядке.


Статья 115. Давность взыскания налоговых санкций

Предельный срок для обращения налогового органа в суд по вопросу о взыскании налоговым органом налоговой санкции увеличен с трех до шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.


В соответствии со ст.2 Закона N 154-ФЗ если на 15 августа (день вступления в силу данного закона) трехмесячный срок обращения налогового органа в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренный п.1 ст.115 НК РФ, не истек, то указанный срок увеличивается до шести месяцев. - Прим. редакции.


Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе


Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

Увеличен с 5 тыс. до 10 тыс.руб. размер штрафа в случае, если налогоплательщиком допущена задержка в постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней, и с 10 до 20% от суммы доходов - размер штрафа за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев. Если такая деятельность организацией или индивидуальным предпринимателем осуществляется менее указанного срока, то, по существу, включена дополнительная мера ответственности в виде штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение периода ведения этой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Одновременно данный налогоплательщик должен заплатить штраф за задержку в постановке на учет в налоговом органе в размере 5 тыс.руб.


Статья 119. Непредставление налоговой декларации

Изменены нормы ответственности за непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации. Теперь такая ответственность возникает и в том случае, если не прошел месяц со дня, установленного для ее представления. При этом с 25 до 30% от суммы налога, подлежащего уплате, увеличена максимально возможная сумма штрафа по этому основанию, а также введен минимальный размер этой санкции - 100 руб. Если же налогоплательщик не представил налоговую декларацию в течение более 180 дней, то предусмотрено взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц начиная со 181-го дня. Ранее за такое нарушение предусматривался штраф в размере 50% общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета, что было очевидной технической ошибкой при подготовке Налогового кодекса.


Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

Поправка, внесенная в эту статью, позволила "развести" в качестве самостоятельных налоговых правонарушений "нарушение организацией правил учета доходов и расходов" и "нарушение организацией учета объектов налогообложения". Между этими двумя словосочетаниями, помимо союза "и", появился союз "или". Из-за отсутствия союза "или" согласно предыдущей редакции ответственность могла наступить только в случае, если оба указанных нарушения были допущены одновременно. Теперь в качестве дополнительного основания к ответственности по этой статье может быть привлечена организация и за отсутствие счетов-фактур. Каждое из упомянутых в статье нарушений (отсутствие первичных документов, отсутствие счетов-фактур, отсутствие регистров бухгалтерского учета) теперь рассматривается в качестве самостоятельного правонарушения.

Внесена важная поправка, делающая возможным применение данной статьи, а именно: несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета является систематическим, если оно допущено "два раза и более в течение календарного года".


Однако остается неясным, что следует считать ошибкой, допущенной два раза и более. Если, например, бухгалтер в нарушение законодательства о бухгалтерском учете несколько раз отражает одну и ту же операцию неправильно, то можно ли считать это систематическим нарушением? Или же для признания ошибки систематической необходимо, чтобы неправильно отражались по счетам разные операции (при этом минимум две операции в течение года)? - Прим. редакции.


Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога

Штрафная санкция за неуплату или неполную уплату сумм налога распространена на нарушения, выявленные не только при выездной, но и при камеральной налоговой проверке. Кроме того, применение этой санкции теперь возможно в любых случаях, когда неуплата или неполная уплата допущена в результате неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика, а не только в результате занижения им налоговой базы или неправильного исчисления налога. Данная санкция теперь не увязывается с итогами налогового периода и распространена также на случаи неуплаты не только налога, но и сбора.


Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Состав ответственности за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа распространен на такие сведения, запрашиваемые не только в ходе налоговой проверки, но и в любое другое время.


Ответственность банков


Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счетов налогоплательщику


Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу


Статья 135.1. Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка

Кодекс дополнен новыми составами ответственности за налоговые правонарушения, в частности: за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) в налоговый орган сведений, которые лицо должно было сообщить налоговому органу (например об изменении места нахождения, места жительства или о прекращении своей деятельности), за непредставление банком налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка, а также за несообщение (или нарушение срока сообщения) банком налоговым органам сведений об открытии и закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем.

Размер штрафа зависит от вида налогового правонарушения.

В заключение хочется отметить, что многие из предложений Минфина России и МНС России так пока и остались нереализованными. Законопроект, предусматривающий дополнительные поправки в часть первую НК РФ, в настоящее время готовится и предполагается к внесению в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год". Минфин России приложит усилия к тому, чтобы он был принят еще до конца текущего года.


Начальник Департамента
налоговой политики
Минфина России

А.И.Иванеев


"Российский налоговый курьер" N 9, сентябрь 1999 г.


-------------------------------------------------------------------------

* Подробнее об этом см. в статье О.Ю.Каричевой "Выездная налоговая проверка: новый порядок оформления результатов" в N 8, 1999. - Прим редакции.

** В соответствии со ст.2 Закон N 154-ФЗ вступает в силу через месяц после его официального опубликования. Опубликован 15 июля 1999 г. "Российская газета", N 135.

*** В соответствии со ст.2 Закон N 151-ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования. Опубликован 14 июля 1999 г., "Российская газета", N 134.



Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.