Учет основных средств и нематериальных активов: первичная документация. ("Финансовая газета", N 35, август 1998 г.)

Учет основных средств и нематериальных активов:
первичная документация


Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".


Проанализируем предлагаемый пакет документов.


Акт (накладная) приемки-передачи
основных средств (форма N ОС-1)


Цель: применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:


приобретения за плату у других организаций;


строительства хозяйственным или подрядным способом;


получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;


внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;


получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;


взятия в аренду с последующим выкупом;


поступления по акту дарения;


передачи в совместную деятельность и доверительное управление;


передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.


Документ применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации.


Количество экземпляров: при оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект. (Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете производственного и хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т. п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце.)


При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт (накладная) выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению организации-сдатчика.


Выбытие основных средств в результате продажи или передачи сторонним организациям оформляется актом (накладной) в одном экземпляре.


Оформление: при оформлении приемки акт (накладная) составляется членами приемочной комиссии, назначенной распоряжением (приказом) руководителя организации, далее с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.


При оформлении внутреннего перемещения акт (накладная) выписывается работником структурного подразделения организации-сдатчика.


При оформлении выбытия на основании данных акта (накладной) в бухгалтерии организации делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств (форма N ОС-6).


Акт приемки-сдачи отремонтированных,
реконструированных и модернизированных объектов
(форма N ОС-3)


Цель: применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.


Количество экземпляров: если ремонт, реконструкцию и модернизацию организация выполняет собственными силами, акт составляется в одном экземпляре.


Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.


Оформление: акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившей ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации.


Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией.


Акт на списание основных средств
(форма N ОС-4)


Цель: применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных средств).


Количество экземпляров: акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.


Оформление: акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.


Акт на списание автотранспортных средств
(форма N ОС-4а)


Цель: применяется для оформления списания автотранспортных средств.


Количество экземпляров: акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр с документом, подтверждающим снятие с учета в ГАИ, передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.


Оформление: акт подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.


Инвентарная карточка учета основных средств
(форма N ОС-6)


Цель: применяется для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.


Количество экземпляров: форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.


Оформление: инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств.


Краткую индивидуальную характеристику в случае группового учета основных средств дают не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.


При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования прежнюю инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный, достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.


Акт о приемке оборудования
(форма N ОС-14)


Цель: применяется для оформления поступившего на склад оборудования для установки.


Количество экземпляров: акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией.


Оформление: в получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта.


В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад Акт о приемке оборудования (форма N ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру.


Акт приемки-передачи оборудования в монтаж
(форма N ОС-15)


Цель: оформление передачи оборудования монтажным организациям.


Акт о выявленных дефектах оборудования
(форма N ОС-16)


Цель: составляется на дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования.


Карточка учета нематериальных активов
(форма N НМА-1)


Цель: применяется для учета всех видов нематериальных активов, поступивших в использование в организацию.


Количество экземпляров: форма заполняется в одном экземпляре на основании документа на оприходование, приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов и другой документации.


Оформление: карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект.


В графе 7 указывается сумма амортизации, которая исчисляется ежемесячно по нормам, рассчитанным исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования.


В разделе "Краткая характеристика объекта нематериальных активов" записываются только основные показатели объекта, исключая дублирование данных имеющейся в организации технической документации на данный объект.


Экспертная группа Международного еженедельника

"Финансовая газета"



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.