Новое в законе "О государственной пошлине" (О. Никулин, "Финансовая газета", N 37, сентябрь 1998 г.)

Принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 июня 1997 г. Федеральный закон от 19.07.97 г. N 105-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" (далее - Федеральный закон) и вступивший в действие 21 июля 1997 г. отразил изменения, происшедшие в экономических отношениях между хозяйственными субъектами и гражданами, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности и реализацией имущественных и иных гражданских прав. В соответствии с вышеуказанным Законом Госналогслужбой России были разработаны Изменения и дополнения N 2 к инструкции Госналогслужбы России от 15.05.96 г. N 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (далее - Изменения), которые были согласованы с Минфином России и Минюстом России, а затем зарегистрированы в Минюсте России 17.08.98 г. N 1591.

Следует обратить внимание, что пп. 11 и 12 Изменений и дополнений N 2 вводятся в действие не со дня официального опубликования закона, как весь текст, а с момента официального опубликования Изменений и дополнений N 2, т.е. с 17 августа 1998 г. Пунктом 11 Изменений и дополнений N 2 определено, что в случае нотариального удостоверения доверенности в порядке передоверия размер государственной пошлины должен определяться исходя из родственных отношений между лицом, осуществляющим передоверие, и новым доверенным лицом. Пунктом 12 предусматривается, что если должником является гражданин, то исполнительная надпись должна быть направлена в суд по месту жительства должника. Взыскание осуществляется судебным приставом - исполнителем. Если должником является юридическое лицо, то исполнительная надпись направляется судебным приставом - исполнителем или непосредственно взыскателем в банк, обслуживающий должника.

Немаловажным являются положения, содержащиеся в п. 2 Изменений, которым предусмотрено, что ответственность плательщиков государственной пошлины, а также осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением положения Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" регулируются Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами. Пунктом 5 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 г. N 943-1 (ред. от 16.11.97 г.) "О государственной налоговой службе РСФСР" налоговым органам предоставлено право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и контролировать их выполнение. Пунктом 12 этого Закона предусмотрено, что на руководителей и других должностных лиц, не выполняющих перечисленные в пп. 3-6 вышеуказанной статьи требования государственных налоговых инспекций и их должностных лиц, налоговым органам предоставлено право налагать административные штрафы в размере от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, взыскание неуплаченных или недоплаченных сумм государственной пошлины при проверке учреждений, взимающих пошлину, проводится этими же учреждениями, а налоговые органы выполняют контрольную функцию.

Вместе с тем следует иметь в виду, что п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 26.06.92 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" определено, что судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности, а также к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность.

Федеральным законом изменен и порядок зачисления государственной пошлины в бюджет. Так, в доход федерального бюджета зачисляется государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным судом Российской Федерации и Верховным судом Российской Федерации. В остальных случаях, в том числе по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. Данный порядок закреплен в пп. 4 и 6 Изменений.

Федеральным законом также была введена ставка государственной пошлины с заявленной о повторной выдаче судебного приказа. Термин "повторная выдача судебного приказа" является некорректным, так как ст. 125.5 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР предусмотрено, что заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере 50% ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы при обращении в суд с иском в порядке искового производства. Действующим Гражданско-процессуальным кодексом не предусмотрено такое понятие, как повторная выдача судебного приказа.

Судебный приказ представляет собой постановление судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Судебный приказ выдается судом по заявлению кредитора после извещения должника, но без вызова сторон и судебного разбирательства. Если должник не согласен с заявленными требованиями и если усматривается наличие спора о праве, который невозможно разрешить на основании представленных документов, судья отказывает в выдаче судебного приказа.

Несколько изменен и порядок уплаты государственной пошлины за регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации. Ранее действовавший порядок предусматривал уплату государственной пошлины в случае проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации свыше 183 дней в календарном году. Теперь п. 20 Изменений и дополнений N 2 предусматривает уплату государственной пошлины за регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации по видам на жительство. При этом следует иметь в виду, что виды на жительство иностранным гражданам, достигшим 16-летнего возраста, выдаются органами внутренних дел по месту их постоянного жительства на срок действия заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет, а достигшим 45-летнего возраста - на весь срок действия заграничных паспортов. Лицам без гражданства виды на жительство выдаются сроком на 5 лет, а достигшим 45-летнего возраста бессрочные.

Заявления о продлении срока действия имеющегося или о выдаче нового вида на жительство должны подаваться иностранными гражданами в орган внутренних дел по месту их жительства не позднее 10 дней до истечения срока действия вида на жительство, а в случае его утраты - незамедлительно. Иностранным гражданам, которые в течение года со дня окончания срока действия имеющихся у них заграничных паспортов не предъявят новых или продленных документов, органами внутренних дел выдаются виды на жительство для лиц без гражданства.

Необходимо отметить, что отменено взимание государственной пошлины за выдачу лицензии на пользование животным миром. С вступлением в силу Федерального закона предусмотрено взимание государственной пошлины за выдачу удостоверений на право охоты. Данное положение отражено в п. 20 Изменений. Необходимо отметить, что постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.06.93 г. N 594 "О частичном изменении Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР" и от 26.07.93 г. N 728 "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации" определено, что удостоверением на право осуществления охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций об уплате государственной пошлины. Форма охотничьих членских билетов определяется органом по управлению охотничьим хозяйством Российской Федерации.

Действующей инструкцией "О порядке выдачи охотничьих билетов на территории Российской Федерации", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства России от 24.12.93 г. N 315 (ред. от 25.05.98 г.), предусмотрена выдача охотничьих билетов сроком на один год со дня выдачи или продления до 31 марта следующего года. В связи с этим до изменения действующего порядка выдачи охотничьих билетов государственная пошлина должна взиматься как при выдаче охотничьего билета, так и при продлении срока его действия. Охотничьи членские билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, могут быть постоянно действующими или действующими определенный срок. За выдачу бессрочных членских охотничьих билетов государственная пошлина взимается один раз при выдаче, за выдачу членских охотничьих билетов на определенный срок с последующим продлением срока действия государственная пошлина взимается как при выдаче, так и при продлении.

Особое внимание следует обратить на те дополнительные льготы, которые были введены Федеральным законом и нашли подробное отражение в Изменениях и дополнениях N 2. Так, те категории граждан, которые ранее были освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах (по делам о несостоятельности и банкротстве) и Конституционном суде Российской Федерации, органах, совершающих нотариальные действия, и в органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, теперь освобождены и за выдачу заграничного (общегражданского) паспорта или продление срока его действия (п. 18 Изменений и дополнений N 2). Этим же пунктом предусматривается освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу личному составу органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации заграничных паспортов на выезд за границу по служебным делам. Также органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, - по всем нотариальным действиям (п. 13 Изменений и дополнений N 2).

Особого внимания заслуживает абзац 2 п. 13, который предусматривает, что граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, освобождаются от уплаты государственной пошлины за удостоверение сделок по приобретению жилья полностью или частично за счет средств субсидий на строительство или приобретение жилья. При этом следует отметить, что субсидией называется пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государством.

Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 10.12.93 г. N 1278, субсидии предоставляются гражданам (по их желанию), стоящим на учете по улучшению жилищных условий в местных органах исполнительной власти, на предприятиях, в организациях и воинских частях, а также лицам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право. Субсидии предоставляются министерствами и ведомствами Российской Федерации, местными органами исполнительной власти, а также предприятиями и организациями. Причем работникам предприятий и организаций (за исключением бюджетных), а также сотрудникам органов внутренних дел, их обслуживающих, субсидии предоставляются по решению этих предприятий и организаций за счет собственных средств. Работникам бюджетных предприятий и организаций субсидии могут предоставляться органами исполнительной власти по месту их жительства. Субсидии предоставляются в форме платежей, перечисляемых через банки по решению органа, предоставляющего субсидию, и в соответствии с указанием поручителя субсидии: при строительстве жилья - как правило, его застройщику, а при приобретении жилья - его продавцу на основании предварительного варианта договора купли-продажи.

Существенным дополнением, предусмотренным п. 9 Изменений, является положение об освобождении от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, органов управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации по искам, связанным с нарушением их прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение. Этим же п. 9 предусмотрено и освобождение от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, налоговых, финансовых, таможенных органов, их органов по валютному и экспортному контролю, выступающих в качестве истцов и ответчиков по искам о взыскании налогов, сборов, государственных пошлин и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и возврате их из соответствующего бюджета, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение.

При этом следует иметь в виду, что расходы по уплате государственной пошлины и арбитражные издержки при удовлетворении исковых требований, предъявляемых к налоговым, финансовым, таможенным органам, органам по валютному и экспортному контролю и иным государственным органам, финансируемым из федерального бюджета, следует возмещать за счет средств федерального бюджета. Также п. 9 Изменений и дополнений N 2 предусматривает освобождение от государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, выступающих в качестве истцов и ответчиков.

Расширены полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, наделенных представительными полномочиями в установлении дополнительных льгот по уплате государственной пошлины (п. 14 Изменений и дополнений N 2). Теперь законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий плательщиков, за исключением льгот по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным судом Российской Федерации.

Органы же местного самоуправления, наделенные представительными полномочиями, имеют право устанавливать для отдельных плательщиков дополнительные льготы по уплате государственной пошлины, зачисляемой в местный бюджет, за выполнение нотариальных действий и выдачу документов, которые осуществляются государственными нотариальными конторами и уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Пункт 14 Изменений и дополнений N 2 посвящен порядку возврата уплаченной в бюджет государственной пошлины. Возврат государственной пошлины, уплаченной в федеральный бюджет, производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган в течение года со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета, уплаченной в местный бюджет в течение года со дня поступления суммы в бюджет. К заявлению о возврате государственной пошлины прилагаются решения, определения, справки суда или других органов и должностных лиц об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, если пошлина подлежит возврату в полном размере. В случае возврата части уплаченной государственной пошлины к справке организации, учреждения или должностного лица прилагаются копии платежных документов.

После проверки поступивших в налоговые органы заявлений и документов на возврат государственной пошлины налоговый орган в течение 30 дней со дня их поступления выносит решение. Сумма государственной пошлины, подлежащая возврату, должна быть выдана гражданину или юридическому лицу в течение одного месяца со дня принятия решения о ее возврате соответствующим финансовым или налоговым органом. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина, если истец после принятия искового заявления к производству уменьшил цену иска. При добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству государственная пошлина возврату не подлежит. Государственная пошлина, внесенная за исправление и изменение акта гражданского состояния, за государственную регистрацию брака или государственную регистрацию расторжения брака по решению суда, за перемену фамилии, имени, отчества, если акт впоследствии не был зарегистрирован, возврату не подлежит.

В целом Изменения и дополнения N 2 имеют большую социальную направленность и призваны обеспечить защиту интересов хозяйствующих субъектов и физических лиц при реализации ими своих имущественных и гражданских прав.


О. Никулин,

советник налоговой службы I ранга


"Финансовая газета" N 37, сентябрь 1998 г.



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.