Налогообложение игорного бизнеса (Г. Кокаровцев, "Финансовая газета", N 40, октябрь 1998 г.)

Налогообложение игорного бизнеса


Палатами Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон от 31.07.98 г. No 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", который направлен на упорядочение деятельности хозяйствующих субъектов в сфере игорного бизнеса. Помимо этого принят еще ряд федеральных законов, содержание которых логически продолжает идею совершенно нового подхода к налогообложению казино, тотализаторов, букмекерских контор, организаций, осуществляющих содержание игровых автоматов. Таковыми являются:

Федеральный закон от 31.07.98 г. No 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";

Федеральный закон от 31.07.98 г. No 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Учитывая, что данный вид деятельности является для нашей страны одной из новых отраслей предпринимательства, до настоящего времени мало изученных с позиций осуществления действенного контроля за финансовыми отношениями в этой сфере, Госналогслужба России разработала инструкцию от 28.08.98 г. No 50 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на игорный бизнес", зарегистрированную в Минюсте России 17.09.98 г. No 1611, которая, на наш взгляд, должна выполнять в первую очередь вспомогательную функцию, т.е. помогать непосредственно плательщику правильно осуществлять расчеты по налогу с бюджетами различных уровней.

Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" носит рамочный характер, т.е. определяет основные принципы налогообложения дохода организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, а также устанавливает минимальные размеры ставок налога.

Конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, определяются законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации и оформляются соответствующими актами субъекта Федерации.

Введение в действие Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" заменяет уплату налога с дохода казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, предусмотренного Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и взимаемого по ставке 90%, фиксированным платежом в размере, кратном минимальной месячной оплате труда с каждого вида объекта игорного бизнеса. Таковыми в соответствии с Федеральным законом являются: игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона; игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор. При этом все остальные платежи, причитающиеся игорному заведению к уплате в бюджетную систему Российской Федерации, не отменяются.

Следует также учитывать, что общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса подлежит обязательной регистрации в органах Госналогслужбы России по месту нахождения указанных объектов до момента их установки. Причем налоговые органы обязаны выдать свидетельство установленного образца об их регистрации, а соответствующая копия должна храниться в игорном заведении по месту нахождения указанных объектов.

Изменение в игорном заведении общего количества объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса подлежит регистрации в течение 5 рабочих дней со дня установки или выбытия каждого вида объекта налогообложения. В связи с этим налоговые органы обязаны в течение 5 дней с даты получения заявления от налогоплательщика внести соответствующие изменения в ранее выданное свидетельство или выдать новое.

На наш взгляд, данный Закон позволит повысить эффективность контроля со стороны Госналогслужбы России за сбором причитающихся к уплате в бюджет сумм исходя только из фиксированной годовой ставки налогового сбора с каждого игрового стола, автомата либо кассы тотализатора, букмекерской конторы, ограничить хаотичный рост игорных заведений, поскольку игорные заведения будут вынуждены иметь ровно столько игровых точек, сколько смогут содержать. Прекратится порочная практика сдачи "нулевых" балансов или балансов с убытком. Наверное сегодня все уже понимают, что убыточных казино по своей природе не может быть. К сожалению, практика показала, что из 65 регионов Российской Федерации, имеющих на своей территории игорные заведения (в частности, это касается казино), в 40 казино работают с убытком.

Кроме того, реализация Федерального закона позволит привлечь дополнительные средства в бюджеты регионов, поскольку региональные власти получат возможность установить реальные размеры налога на игорный бизнес и проследить за его зачислением в свои бюджеты.

Этот Закон имеет значение и непосредственно для представителей игорного бизнеса, поскольку его введение дает им возможность осуществлять свою деятельность совершенно легально, без совершения уголовно наказуемых операций с денежной массой.

Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" предусматривает перечень основных понятий, которые должны помочь, в первую очередь налоговому инспектору, в определении вида деятельности и объекта налогообложения.

Так, под игорным бизнесом в соответствии со ст. 2 Закона следует понимать предпринимательскую деятельность, не являющуюся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанную с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение. При этом определены следующие понятия:

игорное заведение - предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места);

пари - основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими лицами, как физическими, так и юридическими, соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;

азартная игра - основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими лицами, как физическими, так и юридическими, по правилам, установленным игорным заведением, соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, на наступление которого стороны имеют возможность оказывать воздействие;

игровой стол - специально оборудованное место в игорном заведении, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых игорное заведение через своих представителей участвует как сторона или как организатор и (или) наблюдатель;

игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование), установленное в игорном заведении и используемое для проведения азартных игр с денежным выигрышем без участия в указанных играх представителей игорного заведения;

касса - специально оборудованное место в игорном заведении (тотализаторе или букмекерской конторе), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате (за исключением кассы тотализатора, являющегося структурным подразделением государственного унитарного предприятия).

Плательщиками налога на игорный бизнес согласно п. 1 инструкции Госналогслужбы России No 50 являются:

а) организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса;

б) филиалы и представительства юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

в) организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса на территории Российской Федерации через обособленные подразделения;

г) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.

Расчет сумм налога представляется плательщиком в орган Госналогслужбы России по месту регистрации объектов налогообложения ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

При осуществлении игорным заведением других видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, оно должно вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать обязательные платежи по этим видам предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


Г. Кокаровцев,

заместитель начальника Управления

по контролю за работой с денежной

наличностью Госналогслужбы России,

советник налоговой службы I ранга


"Финансовая газета" N 40, октябрь 1998 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.