Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: процесс снабжения ("Финансовая газета", N 40, 41, октябрь 1998 г.)

Бухгалтерский учет на производственных предприятиях:
процесс снабжения


Деятельность производственного предприятия предполагает использование как основных, так и оборотных средств. На начальном этапе необходимо сформировать модель будущего предприятия, составить бизнес-план, включающий основные технико-экономические расчеты и произвести закупку необходимых основных средств, оборудования, инструментов, а также сделать запасы сырья и материалов, необходимых для изготовления готовой продукции.


Приобретение вышеназванных ценностей оформляется следующими документами: договор купли-продажи; накладные; акты; счета-фактуры; счета и др.


В соответствии с действующим законодательством к порядку оформления документов предъявляются строгие требования. Так, Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г.) определено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.


Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания.


Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности применяются регистры бухгалтерского учета, в которых хозяйственные операции должны отражаться в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.


Порядок документального оформления движения основных средств был рассмотрен в "Финансовой газете" N 35, 1998 г., были проанализированы все рекомендуемые к заполнению первичные документы.


Документальное оформление операций, связанных с движением материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, должно осуществляться в соответствии с постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".


Проанализируем прилагаемый пакет документов.


Доверенность (формы N М-2 и М-2а)


Цель: применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.


Количество экземпляров: доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю.


Оформление: выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок выдачи, как правило, 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.


Приходный ордер (форма N М-4)


Цель: применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки.


Количество экземпляров: приходный ордер оформляется в одном экземпляре.


Оформление: приходный ордер должен выписываться материально ответственным лицом на фактически принятое количество ценностей в день их поступления на склад.


Акт о приемке материалов (форма N М-7)


Цель: применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.


Количество экземпляров: акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.


После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т. д.) передают: один экземпляр в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.


Оформление: в соответствии с реквизитами необходимые дополнительные данные, не выделенные в форме отдельными строками, записываются в разделе "Другие данные".


Лимитно-заборная карта (форма N М-8)


Цель: применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.


Количество экземпляров: лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер). Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, второй - складу.


Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты.


Оформление: кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения.


Требование-накладная (форма N М-11)


Цель: применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака.


Количество экземпляров: накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей.


Оформление: накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.


Накладная на отпуск материалов на сторону
(форма N М-15)


Цель: применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов.


Количество экземпляров: накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов) нарядов и других соответствующих документов и предъявления получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.


Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.


Карточка учета материалов (форма N М-17)


Цель: применяется для движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).


Оформление: записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.


Акт об оприходовании материальных ценностей,
полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений
(форма N М-35)


Цель: форма применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.


Количество экземпляров: акт составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика, подписывается представителями заказчика и подрядчика.


Первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий - у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету для оплаты подрядчику.


Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся
предметов (форма N МБ-2)


Цель: применяется для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных под расписку работнику для длительного пользования.


Количество экземпляров: заполняется в одном экземпляре кладовщиком на каждого работника, получившего эти предметы, или выдается материально ответственным лицам.


Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся
предметов (форма N МБ-4)


Цель: применяется для оформления поломки и утери малоценных и быстроизнашивающихся предметов.


Количество экземпляров: акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается в структурном подразделении, а второй направляется в бухгалтерию.


Оформление: акты выбытия впоследствии прикладываются к актам на списание (форма N МБ-8).


Ведомость учета выдачи спецодежды,
спецобуви и предохранительных приспособлений
(форма N МБ-7)


Цель: применяется для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование. (Применяется при автоматизированной обработке учетных данных.)


Количество экземпляров: заполняется в двух экземплярах кладовщиком структурного подразделения. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у кладовщика.


Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся
предметов (форма N МБ-8)


Цель: применяется для оформления списания изношенных и не пригодных для дальнейшего использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов.


Количество экземпляров: составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи списанных предметов в кладовую для утиля акт с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию. На разные виды малоценных и быстроизнашивающихся предметов акты на списание составляются отдельно.


Порядок учета приобретаемых основных и оборотных средств был рассмотрен в рубрике "Азбука бухучета" в "ФГ" N 17 - учет материалов; "ФГ" N 18 - учет МБП; "ФГ" N 20 учет основных средств.


В публикациях были даны характеристики применяемых счетов, а также порядок их корреспонденции при совершении хозяйственных операций.


Рассмотрим порядок заготовления основных и оборотных средств с учетом требований действующей нормативной базы к документообороту. Следует отметить, что с утверждением Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 20.07.98 г. N 33н) утратили силу отдельные документы, определяющие порядок документального оформления и учета основных средств, в частности, с изданием настоящего приказа не применяются на территории Российской Федерации письмо Министерства финансов СССР от 7.05.76 г. N 30 "Положение по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций" и письмо Министерства финансов СССР и Государственного планового комитета СССР от 1.07.85 г. N 100 "Типовая инструкция о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам)".


В Методических рекомендациях определено, что относится к основным средствам, а также указано, что при определении состава и группировки основных средств необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.94 г. N 359.


Рассмотрим порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с приобретением основных средств:

Содержание
операции
Документальное
оформление
Д-т К-т
Произведена
предоплата за
основные
средства
Договор,
счет,
платежное
поручение,
выписка из
расчетного
счета
61 51
Получены
основные
средства
Акт
(накладная)
приемки-
передачи
основных
средств
(форма N ОС-
1), счет-
фактура
08
19
60
60
Зачтена сумма
ранее
перечисленного
аванса в
погашение
кредиторской
задолженности
за полу-
ченные
основные
средства
Бухгалтерская
справка,
регистры
бухгалтерского
учета
60 61
Зачтена сумма
НДС по
приобретенным
основным
средствам к
уменьшению
платежа в
бюджет
Расчет 68 19
Основные
средства
переданы в
эксплуатацию
Инвентарная
карточка
учета
основных
средств
(форма N ОС-6)
01 08

Основные средства учитываются на счете 01 "Основные средства" в первоначальной оценке, которая определяется для объектов, приобретенных за плату у других предприятий и лиц, исходя из фактически произведенных затрат, которые слагаются из:


сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором поставки их поставщику, договором купли-продажи (продавцу);


сумм, уплачиваемых организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;


сумм, уплачиваемых организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;


регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;


таможенных пошлин и иных платежей;


невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;


вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;


иных затрат, непосредственно связанных с приобретением объекта основных средств, и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.


Аналитический учет по счету 01 "Основные средства" ведется по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.


Приобретение материалов отражается в бухгалтерском учете в соответствии с принятой методикой, которая утверждена приказом об учетной политике. Так, предприятие в момент приобретения материалов может учитывать их на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости их приобретения.

Содержание
операции
Документальное
оформление
Д-т К-т
Произведена
предоплата за
материалы
Договор,
счет,
платежное
поручение,
выписка из
расчетного
счета
61 51
Получены
материалы
Доверенность
(формы N М-2
и М-2а),
Приходный
ордер (форма
N М-4), Акт о
приемке
материалов
(форма N М-
7), Карточка
учета
материалов
(форма N М-
17), счет-
фактура
10
19
60
60
Зачтена сумма
ранее
перечисленного
аванса в
погашение
кредиторской
задолженности
за полу-
ченные
материалы
Бухгалтерская
справка,
регистры
бухгалтерского
учета
60 61
Зачтена сумма
НДС по
приобретенным
материалам к
уменьшению
платежа в
бюджет
Расчет 68 19

При этом фактическая себестоимость приобретения материалов складывается из стоимости по ценам приобретения и расходов по заготовке и доставке этих ценностей на предприятие. Перечень расходов, включаемых в состав расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие, регулируется соответствующими нормативными актами.


При учете материалов по учетным ценам (плановая цена приобретения, средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической ценой приобретения ценностей отражается на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов".


Другой вариант учета поступления материалов может вестись с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов". В этом случае на основании поступивших на предприятие расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие.


Оприходование материалов, фактически поступивших на предприятие, отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материалов".


Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).


Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам.

Содержание
операции
Документальное
оформление
Д-т К-т
Произведена
предоплата за
МБП
Договор, счет,
платежное
поручение, выписка
из расчетного счета
61 51
Получены МБП Карточка учета
малоценных и
быстроизнашивающихся
предметов (форма N
МБ-2), счет-фактура
12-1
19
60
60
Зачтена сумма
ранее
перечисленного
аванса в
погашение
кредиторской
задолженности
за полу-
ченные МБП
Бухгалтерская
справка, регистры
бухгалтерского учета
60 61
Зачтена сумма
НДС по
приобретенным
МБП к
уменьшению
платежа в
бюджет
Расчет 68 19

Фактическая цена приобретения малоценных и быстроизнашивающихся предметов складывается из стоимости по ценам приобретения и расходов по заготовке и доставке этих ценностей на предприятие. Перечень расходов, включаемых в состав расходов по заготовке и доставке малоценных и быстроизнашивающихся предметов на предприятие, регулируется соответствующими нормативными актами.


При учете малоценных и быстроизнашивающихся предметов по учетным ценам (плановая цена приобретения, средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической ценой приобретения ценностей отражается на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов".


Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" в первоначальной оценке. Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов учитывается на счете 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов".


Операции по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов отражаются в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами.


Аналитический учет по счету 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" ведется по однородным группам малоценных и быстроизнашивающихся предметов в соответствии с установленной группировкой.


Экспертная группа

Международного еженедельника "Финансовая газета"



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.