О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами (Л. Любомирская, "Финансовая газета", N 41, октябрь 1998 г.)

О порядке исчисления и внесения в бюджет платы
за пользование водными объектами*1


Платность пользования водными объектами продекларирована Водным кодексом Российской Федерации (от 16.11.95 г. N 167-ФЗ). Данным документом установлено, что система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает:


плату за пользование водными объектами;


плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.


Федеральным законом от 6.05.98 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" эти два платежа объединены в один - плату за пользование водными объектами. Законом установлены предельные ставки платы за пользование водными объектами, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.98 г. N 818 установлены минимальные и максимальные ставки этой платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Конкретные ставки платы утверждаются законодательными органами субъектов Российской Федерации. Именно с момента утверждения законодательными органами субъектов Российской Федерации конкретных ставок платы водопользователи обязаны будут исчислять и уплачивать в бюджет плату за пользование водными объектами.


Для того чтобы иметь полное представление об объектах взимания платы и исключениях из-под налогообложения, приведем их исчерпывающий перечень.


1. Плата за пользование водными объектами взимается при осуществлении забора воды из водных объектов для ее использования в производственном, технологическом процессе и для собственных нужд, хозяйственно-питьевых и бытовых нужд.


Не вносится плата за забор воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также для санитарных, экологических и судоходных попусков.


Не вносится плата за забор воды сельскохозяйственными организациями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лиманного орошения и обводнения пастбищ), централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, садоводческих и огороднических объединений граждан. При этом отнесение земель к категории сельскохозяйственного назначения производится на основании документов, выдаваемых органами Министерства Российской Федерации по земельной политике. Для отнесения предприятий к категории сельскохозяйственных следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства", утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 1.01.76 г. (в редакции от 7.06.95 г.). Настоящее положение действует до 1 января 2003 г.


Не вносится плата при заборе воды для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, осуществляемого Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) совместно со специально уполномоченными государственными органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97 г. N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ.


2. Плата взимается при удовлетворении потребности гидроэнергетики в воде.


3. Плата взимается при использовании акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях).


4. Плата взимается при использовании акватории водных объектов для добычи полезных ископаемых. На добычу нерудных полезных ископаемых (песок, гравий, песчано-гравийная смесь), запрещенных к добыче на многих водных объектах, лицензия на пользование водным объектом не выдается. В данном случае пользование водным объектом является незаконным и пользователь обязан возместить ущерб, нанесенный водному объекту.


5. Плата взимается при использовании акватории водных объектов для организованной рекреации, т.е. в случае, когда водопользователь имеет на водном объекте сооружения для водного туризма, спорта и купания и др. Не вносится плата при осуществлении рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства, а также при осуществлении организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов.


6. Плата взимается при использовании акватории водных объектов для размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования. В случае, если такое размещение осуществляется для проведения деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, плата за пользование водными объектами не взимается. Не взимается плата при использовании акватории водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, водно-транспортного, водопроводного и канализационного назначения (плотины, шлюзы и т. п.). Данное исключение установлено в целях устранения двойного налогообложения. Например, гидроэлектростанция вносит плату за пользование водными объектами, исчисленную исходя из количества выработанной электроэнергии. В то же время она использует акваторию водного объекта для размещения принадлежащих ей сооружений. В данном случае плата за использование акватории водного объекта не взимается.


7. Плата взимается при использовании акватории водных объектов для проведения буровых, изыскательских, строительных, ремонтных и иных работ. Не взимается плата при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений, а также при строительстве (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водноболотные угодья). Не взимается плата при использовании акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, осуществляемого МПР России совместно со специально уполномоченными государственными органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97 г. N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ.


8. Плата взимается при осуществлении сброса сточных вод, попадающих в водные объекты, от результата производственной и иной деятельности: дренажных, шахтных, карьерных вод (при концентрации вредных веществ в них выше, чем в водоприемнике); хозяйственно-бытовых стоков; сточных вод после использования забранной воды в технологическом процессе и для собственных нужд, для полива орошаемых земель. Плата при этом вносится за все объемы сточных вод, образующихся при заборе как из поверхностных, так и из подземных источников. Не взимается плата при сбросе дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике. При этом плательщик должен будет ежегодно подтверждать качество сбрасываемых вод по сравнению с качеством воды в водоприемнике лабораторными исследованиями, согласованными с территориальными органами МПР России и Минэкологии России.


9. Плата за пользование водными объектами в целях забора (добычи) воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. В данном случае водопользователь уплачивает плату за пользование недрами, порядок исчисления которой определен инструкцией Минфина России от 4.02.93 г. N 8, Госналогслужбы России от 30.01.93 г. N 17, Госгортехнадзора России от 4.02.93 г. N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами", а также отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 31.12.96 г. N 44 (ред. от 16.07.98 г.) "О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы".


Плательщиками платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.04.97 г. N 383 утверждены Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии. Согласно этим Правилам использование водных объектов осуществляется в виде общего и специального водопользования. Кроме того, водные объекты могут предоставляться в особое пользование. Не требуется получения лицензии при осуществлении общего водопользования, использования водных объектов для плавания на маломерных судах, для разовых посадок (взлетов) воздушных судов, водопользования для пожарных нужд, для пользования обособленными водными объектами (например, прудами). Остальные виды водопользования осуществляются на основании лицензии, следовательно, владельцы лицензий (разрешений) на пользование водными объектами являются плательщиками платы за пользование водными объектами.


Не являются плательщиками платы за пользование водными объектами пользователи обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), не включенными в реестр водных объектов, осуществляющие пользование, не подлежащее лицензированию. При этом в соответствии со ст. 122 Водного кодекса Российской Федерации по таким обособленным водным объектам взимание платы осуществляется в порядке, предусматриваемом Федеральным законом "О плате за землю". Иными словами, плательщик вносит лишь плату за землю (земельный налог) по ставкам, установленным в соответствии с этим Законом.


Как уже указывалось, в соответствии с Федеральным законом от 6.05.98 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.98 г. N 818 утверждены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, приведенные в приложении N 1 к инструкции Госналогслужбы России N 46.


Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.


Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" установлены льготные ставки платы для отдельных категорий плательщиков. Так, сроком до 1 января 2003 г. ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются в размере, не превышающем 30 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта. Сумма платы при этом определяется как сумма произведения фактического объема забора воды для водоснабжения населения, включая и сверхлимитный забор воды, на установленную Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" ставку платы в размере не свыше 30 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды и произведения фактических (в пределах установленных лимитов) объемов забора воды для других нужд и сброса сточных вод на установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставки платы для категорий плательщиков. При этом при заборе воды для других нужд и (или) сбросе сточных вод сверх установленных лимитов сумма платы увеличивается на произведение разницы между фактическими объемами забора воды для других нужд и (или) сброса сточных вод и установленными лимитами на увеличенные в 5 раз ставки платы, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации без учета предоставленных льгот.


Размер ставок платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов, составляет 30% от ставок платы, устанавливаемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод, т.е. от конкретных ставок. Настоящее положение действует до 1 января 2003 г. Сумма платы в данном случае определяется как сумма произведения фактического (в пределах установленных лимитов) объема забора воды для технологических нужд и (или) сброса сточных вод на ставки платы в размере 30% от ставок платы, установленных законом субъекта Российской Федерации для категорий плательщиков, и произведения объема забора воды для нетехнологических нужд на ставку платы, установленную законом субъекта Российской Федерации для категорий плательщиков. При этом при заборе воды и (или) сбросе сточных вод сверх установленных лимитов сумма платы увеличивается на произведение разницы между фактическими объемами забора воды и (или) сброса сточных вод и установленными лимитами на увеличенные в 5 раз ставки платы, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации без учета предоставленных льгот.


Законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные льготы по плате в пределах сумм платы, поступающих в их бюджеты.


При заборе воды (кроме забора для водоснабжения населения) и сбросе сточных вод сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод (конкретными ставками). В случае сверхлимитного забора воды для водоснабжения населения сумма платы исчисляется исходя из ставки, не превышающей 30 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).


Настоящее положение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, т.е. от возмещения нанесенного водному объекту ущерба.


Инструкцией очень подробно определены порядок определения суммы платы, источник уплаты, сроки внесения платы в бюджет, ответственность плательщиков и контроль налоговых органов. Было бы излишним дополнительно комментировать существующие в инструкции положения. Вместе с тем следует уточнить, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включается сумма платы за забор воды и сброс сточных вод как в пределах установленных лимитов, так и сверх лимитов.


Л. Любомирская,

заместитель начальника отдела налогов и доходов

от использования природных ресурсов Минфина России


-------------------------------------------------------------------------

1. Инструкция Госналогслужбы России от 12.08.98 г. N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" (зарегистрирована в Минюсте России 1 сентября 1998 г. N 1599). Текст инструкции опубликован в "ФГ" N 38, стр. 1


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение